Эк. теор. Циклы как форма экономической динамики и основа экономического обновления системы.
Цикличность можно опр-ть как движ-е нац-ой эк-ки от одного макроэк-го равновесия к другому эк.цикл вкл-т ряд послед-но сменяющих друг друга фаз эк. активности, выраж-х неравномерность развития нац-х хоз-в и эк.процесса в целом. В конечном итоге через цикличность прояв-ся эк.рост, ибо движ-е происх-т не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесроч-е колебания конъюнктуры.
Эк.теория выд-т ряд циклов эк.развитя: длинноволновые циклы,выраж-ие долговрем-ые колебания эк.актив-ти с периодом ок.50 лет(«циклы Кондратьева»); промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы или «циклы Китчина», прод-ю 3-4 года. Это тот срок, необх-ый для массового обновления основ-х фондов.
Пром-ый эк.цикл склад-ся из 4 осн-х фаз:
1. кризис-спад. На этой фазе происх-т сокращ-е V пр-ва, рост безраб-цы, сниж-е прибыли.
2.депрессия-застой- спада уже нет, но нет и подъема.
3. оживление. Происх-т отн-но медленное увел-е спроса на кредит и происх-т медл-ое наращ-е темпов роста.
4. подъем. Быстрый рост инвестиций, соотв-но и спроса на кредит, повыш-е прибыли, сокр-е безраб-цы.
«Циклы Кондратьева»: периодич-ки рын.эк-ка индустр-го типа испыт-т затруднения, а вслед за этим приходит принц-но новое обновление ср-в пр-ва и технологий, причем они настолько радикальны, что полностью меняют технич-ую основу пр-ва. Появление каких-либо изобретений происх-т не по одиночке, а группами, давая начало развитию волн Кондратьева. В теч.20-25 лет ресурс вновь созд-го на новой технич-ой основе осн.кап-ла полностью выраб-ся и требует замены. Происх-т смена осн-го кап-ла с небольш-ой модерниз-ей и нач-ся понижательная волна. Эвол-я потенц-ой рын-ой эк-ки закл-ся не только в ее пост-ом усложнении, но и в послед-но сменявших друг друга волнах нововведений, кажд.из кот-х знаменита своими изобретениями (изобр-е колеса, фин-ой сис-мы, бумаги, пороха, компаса, паровой машины и т.д.).
22). Эк. теор. Возникновение государственного регулирования. Сущность, основные цели.Гос регулир эк ставит главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Гос следит за тем чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных- регионов, социальных групп отраслей и т.д. Гос рег направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения и гибели природы. Существуют следующие формы государственного регулирования экономики. 1. непосредственное государственное управление рядом отраслей, обьектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям имеющим жизненно важное значение для хэкономики и общества, нуждающихся в государственной поддержке. 2. налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных обьектов налогооблажения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство мозжет ускорять или замедлять экономические процессы. 3. бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства гос бющджета. При этом одним отраслям , сферам, группам населения может быть выделено больше бюджетных ассигнований а другим меньше. Государство может установить дополн6ительные платежи в бюджет регулируя денежное обращение. 4. ценовое регулирование закл в том что гос может установить предельный уровень цен, запрещающий повышение или понижение сврех установленных границ.
23). Эк. теор. Объекты государственного регулированиия экономики (О.г.р.э.). Антициклическое (антикризисное) регулирование экономики. Методы государственного регулирования.О.г.р.э.: - звенья и сферы экон-ой деят-ти, соц-экон-ие пр-сы на микро- и макроур-нях, в рамках м/унар-х экон-х отн-ий, на кот. направлено внимание гос. органов с целью обеспеч-ия усл-ий для эф-го функционир-ния нац-ой эк-ки. Эк-ка в целом также яв-ся объектом гос- рег-ия. Однако эк-ка - сложная с-ма соц-экон-х пр-сов и отн-ий по поводу пр-ва, распред-ния, обмена и потребления благ и услуг. В силу этого О.г.р.э. яв-ся более дробные звенья эк-ки. Конкретными О.г.р.э. яв-ся: экон. цикл; секторная, отраслевая и рег-ная стр-ры хоз-ва; экон. потенциал; занятость населения; ден. обращение; платежный баланс; ценовая пол-ка; научно-технич. прогресс; усл-ия конкуренции; соц-ые отн-ия, включая отн-ия м/у раб-дат-ми и раб-щими по найму, а также: соц. обеспеч-ие; образование; здравоохранение; культура; окруж. среда; внешнеэкон. пол-ка и др. Как видим, О.г.р.э. многочисленны, обладают специфическими особенностями и хар-ристиками. Это вызывает необх-ть четкого определение путей, м-дов и целей воздействия на тот или иной объект. В то же вр. О.г.р.э. взаимосвязаны. Это означает, что воздействие гос-ва на определенный объект прямо или косвенно б. влиять на др. объекты. Антициклическое регулир-ие эк-ки – экон. пол-ка, проводимая прав-вами развитых стран с целью смягчения колебаний экон. циклов. Антициклическое регулир-ие направлено на сглаживание кривых циклических колебаний, противодействие их выпячиванию. В совр. рын. эк-ке вследствие кризиса регулир-ия антициклическое регулир-ие б. существенно сокращено и дополнено, а частично и заменено антиинфляционным. Гос. регулир-ие эк-ки - воздействие гос-ва на деят-ть хоз. субъектов и рын. конъюнктуру с целью обеспечения норм-х усл-ий для функционир-ия рын- мех-ма, реш-ия экол. и соц. проблем. Т.к. рынок представляет собой самонастраивающуюся с-му влиять на него м. только косвенными (экон.) м-дами. Тем не менее, в самых тяжелых ситуациях гос-во м. использовать и меры адм-го воздействия на эк-ку, но они ограничены. Провести жесткое разграничение косвенных (экон.) и прямых (адм-ых) м-дов не всегда представляется возможным, т.к. эл-ты адм-рирования несет в себе практический каждый экон. м-д. Хоз-вен. потери в гос-ве начинаются в том случае, когда чрезмерное предпочтение отдается либо экон., либо адм-ным м-дам, т.к. чрезмерное применение адм-ных мер сужает экон. свободу. И тогда адм-рирование м. трансформироваться в командно-распределительную с-му – гос. котроль становится тотальным, всеобщим, охватывая весь хоз. пр-сс. Экон. же м-ды расширяют экон. свободу, появ-ся доп. стимулы для пр-ва, на кот. предприниматель м. реагировать по желанию. Необх-мо иметь в виду, что любые м-ды имеют как “+”, так и “-”, поэтому применение любого м-да д.б. просчитанным и по возможности этот м-д д. применяться в комбинации с др. с целью снижения его отриц-го эффекта.рименяться в комбинации с др. и д.б. как доп. ая весь хоз. ое предпочтение отдается либо экон.,