Цена товара. Функции и виды цен. Рыночная равновесная цена.
Цена – это форма выражения ценности бумаг, проявляющийся в процессе их обмена.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета по средствам перевода показателей в физических единицах в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;
5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
8) функция саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных цен.
9)распределительная, т.е цена изменяя спрос влияет на изменение предложения.
Виды цен:
1) в зависимости от сфер торговли.
· Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
· Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.
· Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.
· Цены на услуги.
2) по степени и способам регулирования.
· Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
· Регулируемые цены - регулируются гос.органами.
· Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
· Свободные рыночные цены – формируются под воздействием спроса и предложения и являются равновесными.
3) для экономического анализа планирования и статистики используют цены:
· фактические – на данный момент времени
· сопоставимые или неизменные – фактические цены с учетом индекса цен
· реальные – цена в денежном выражении относительно общего уровня цен
· сравнимые – цена данного товара по отношению к цене другого родственного товара или такого же товара в другом регионе.
4) в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства используются цены:
· проектные цены
· лимитные цены – предельный уровень проектных цен
· сметная стоимость – цена строительства объекта определенная с учетом всех видов затрат на создание и оснащение
· расчетные цены – определяются по средствам расчетов
· ожидаемые цены
5) в ходе осуществления планово-управленческих работ используются цены:
· прогнозные, т.е на основании которых составляется бизнес-план предприятий и индикативные гос. планы прогнозов.
· плановые, используется государством на некоторые виды товаров и используются как основа гос. планов.
6) в зависимости от вида рынка:
· биржевые
· аукционные
· мировые
2 подхода к формированию цен:
1. рыночный – когда определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
2. Производственный или затратный – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, связанные с созданием и выпуском товара.
Цена – это денежное выражение стоимости товара и равна издержкам производства плюс определенная величина прибыли.
Рыночный механизм ценообразования – когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на основе соглашения между двумя сторонами на рынке.
Прибыль и рентабельность.
Прибыль в количественном выражении - это разность между общей выручкой и издержками.
Бухгалтерская прибыль - разность между общей выручкой и внешними издержками.
Экономическая (чистая) прибыль - разность между общей прибылью и экономическими издержками.
Нормальная прибыль - плата или доход, удерживающий предпринимателя в данной сфере бизнеса. Она является элементом издержек.
Функции прибыли:
Учетная - прибыль является индикатором эффективности предпринимательской деятельности. Показатели - масса прибыли и рентабельность.
Стимулирующая - прибыль выступает как основополагающий фактор развития каждой фирмы и экономики в целом.
Распределительная - прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального и основа развития субъектов хозяйствования.
Прибыль в рыночных условиях - главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.
Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов
Рентабельность продаж— коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.