Налогообложение и его принципы.

Налог – платеж, взимаемый государством субъектов экономики на основе налогового кодекса. Система налогообложения включает в себя совокупность налогов, принципов их построения и взимания и налоговых органов.

Налоги выполняют следующие функции:

1. фискальная, т.е.налоги наполняют бюджет государства и обеспечивает финансовую базу для выполнения государством своих функций.

2. регулирующая – уровень и способ изъятия налогов позволяет государству регулировать процесс их экономического развития, поощрять рост одних секторов и снижение роста других.

3. перераспределитель – изъятие налогов и дальнейшее перераспределение средств через гос. бюджет. Позволяет распределить доходы в соответствии с соц.требованиями.

Система налогообложения должна формироваться с учетом след.принципов:

1. всеобщность

2. обязательность

3. простота – налоги должны быть простыми, понятными в исчислении.

4. стабильность

5. гибкость – налоговая система должна учитывать изменение состояния экономики.

Всю совокупность налогов делят на 2 группы: прямые и косвенные. Прямые уплачиваются из дохода юридических и физических лиц, а также от стоимости имущества, которое они имеют. Косвенные налоги – налоги на продукты, формально уплачиваются производителями, фактически перекладываются на потребителей.

По принципам построения различают налоги прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. Прогрессивные подразумевают, что ставка налогов повышается по мере роста доходов регрессивные уменьшаются, пропорциональные – не изменяются.

Выделяют государственные и местные. Государственные поступают в центральный бюджет, местные – в местный.

Эффективная налоговая система подразумевает определение оптимальной налоговой нагрузки, т.е. доли налогов в произведенном продукте. Принятно, что оптимальным является налоговая нагрузка 30%, что представлено на кривой Лаффера:

 
  Налогообложение и его принципы. - student2.ru

При низких налогах государство недополучает налоговое поступление, а при чрезмерно высоких – Э «уходит в тень», т.к. отсутствует заинтересованность в повышении производства.

52. Государственный бюджет и его функции

Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных денежных фондов.

Структура государственного бюджета определяется государственным устройством (республиканский бюджет, бюджет области, бюджет районов). Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Расходы государственного бюджета:

1. Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, пособие, субсидии, стипендии и т.д.).

2. Затраты на хозяйственные нужды, а именно субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ и проектов, инвестиции в предприятия.

3. Расходы на вооружение.

4. расходы на обеспечение внешней политики (содержание дипломатических служб, посольств, займы иностранным государствам).

5. Административно управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов МВД, юстиции и т.д.).

6. Платежи по государственному долгу.

Доходы государственного бюджета:

1. Налоги.

2. Неналоговое поступление (доходы от государственной собственности, от государственной торговли – торговля конфискатом).

3. Взносы в государственные фонды социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд страхования от безработицы.

В расходной части основную долю занимают социальные расходы, в доходной части – налоги.

Фукции бюджета:

а) аккумуляция денежных средств, предназначенных на общенац нужды

б) регулирование соц-эк отношений за счет изменения денежного обеспечения субъектов

в) инвестиционная функция

г) региональное перераспределение денежных ресурсов

д) соц защита населения и выравнивание уровня жизни

е) стимулирование предпринимательства и частного сектора нац эк

ж) обеспечение финансовой безопасности гос-ва

Используя бюджет, гос-во воздействует на нац воспроизводство, регулирует и стимулирует эк рост.

Наши рекомендации