Сущность налогов и принципы налогообложения
Обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, это и есть налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов гос-ва. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также гасить возникающие «сбои» в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах гос-ва, к-рые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
· Субъект налога-лицо, к-рое по закону обязано платить налог. Однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть переложено на другие лица, поэтому специально выделяется;
· Носитель налога-лицо, к-рое фактически уплачивает налог;
· Объект налога-доход или имущество, с к-рого начисляется налог (зарплата, прибыль, доход с ценных бумаг, недвижимое имущество и т.п.);
· Ставка налога-величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.
А.Смит сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе:
1. Подданные гос-ва должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой гос-ва. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. налог, к-рый обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа)
3. каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его
4. каждый налог должен быть задуман и разработан т.о., чтобы он, брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству гос-ва (в противном случае сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что зарплата их может поглотить значительную долю поступлений от налогов)
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.
Можно отметить еще 2 принципа налогообложения-справедливость по горизонтали и
справедливость по вертикали. Справедливость по гориз. предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертик. заключается в том, что если равные по экономическому положению и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
26.Виды налогов. Налог на добавленную стоимость.Ставка налога- величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, ед-ца земельной площади, ед-ца измерения товара и т.п.). различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устан-ся в абсолютной сумме на ед-цу обложения, независимо от размеров дохода (н-р, на тонну нефти). Пропорциональные-действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации нго величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Прогрессивные налоги-это те налоги, бремя к-рых сильнее «давит» на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение вел-ны ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с юридич. и физич. лиц, налог на недвижимость, налог на операции с ценными бумагами т.п.) и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги-налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (н-р, акцизы).
В зав-ти от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов госуд-го и местных бюджетов без закрепления за к-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (н-р, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
Налоги в России разделены на 3 вида: федеральные, республиканские (в составе РФ) и местные.
Федеральные налоги устан-ся и вводятся парламентом РФ и взимаются на всей территории. Все республиканские налоги (как и федеральные) явл-ся общеобязательными. При этом сумма платежей, н-р по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, а также в бюджеты города и района, на территории к-рого нах-ся предприятие.
Местные налоги лишь частично явл-ся общеобязательными (н-р, налог на имущество физич. лиц). Часть налогов может вводиться (или не вводиться) по решению местных властей.
Существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.
Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает зарплату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию и т.п. Ставки НДС не превышают 20-30%.
НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. НДС имеет преимущества как для гос-ва, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономич. нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара к потребителю.
Фактически НДС-это налог не на производителя, а на потребителя, т.к. в условиях свободных цен ничто не помешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия явл-ся здесь лишь своего рода сборщиками налогов. Еще одной особенностью НДС явл-ся то, что это внутренний налог-при вывозе товаров за границу его вел-на должна компенсироваться покупателю.
От НДС освобождаются: товары, экспортируемые за пределы РФ; услуги городского пассажирского транспорта; услуги в сфере народного образования, культурной и спортивной деятельности; кварплата и др.