Группа Исключительные права -
права, предоставляемые правительством отдельным субъектам экономики…(фраза не закончена)
Существуют несколько основных вариантов исключительных прав:
2.1Предоставление прав единственного продавца:
предоставлятся ряду предприятий общественной пользы:(Водоснабжение, канализация).В этих отраслях действует положительный эффект масштаба. Конкуренция неосуществима. Право предоставляется одной фирме, но государство оставляет за собой возможность регулирования ее деятельности по ценам, объему , качеству. Такой вариант монополии достаточно устойчив, но это закрытые монополии(защита от конкурентов осуществлятся с помощью законодательства).
2.2 Государственная монополия:
государство закрепляет за собой исключительное право на поставку каких- либо товаров, услуг(оружие, алкоголь, наркотические средства)
2.3 Патенты, авторские права:
наделяет изобретателя нового продукта(технологии) монопольным правом на производство соответствующей продукции в течение определенного времени®временные и закрытые монополии.
2.4 Собственность на важнейшие или уникальные производственные ресурсы:
Уникальные источники сырья (например, алмазы). Фирма является единственным поставщиком каких-либо продуктов, не обладает никакой специальной государственной защитой, преставляет собой открытую монополию.
Особая разновидность:промежуток между 2.3 и 2.4 занимают уникальные способности, знания. Их обладатели- монополисты на использование услуг
Группа: Нечестная конкуренция
Устранение конкурентов агрессивными (и силовыми) незаконными действиями.:
1) Лишение доступа к сырью, кредиту, рынку сбыта
2) Дэмпинг(снижение цены на товар ниже издержек конкурента)
3) Порочащая реклама.
Итак, монополии бывают:
1) Естественные
2) Закрытые
3) Временные
4) Устойчивые
Но фирма может относиться сразу к нескольким типам монополии или менять тип со временем. Определение типа монополии играет важную роль:
1)позволяет оценить приемлема или неприемлема монополистическая деятельность для общества
2)выработать государственною политику в отношении монополии
Спрос на продукт монополиста. Предельный валовый доход монопольной фирмы.
Цель монополии – максимизация прибыли. Ограничения –издержки производства и спрос . Различия с рынком совершенной конкуренции в области рыночного спроса на продукт фирмы.
Спрос на продукт монополиста:
Ч.м- единственный поставщик®кривая спроса монополиста- -это кривая всего рыночного спроса, а значит нисходящая( в отличие от кривой спроса рынка совершенной конкуренции)®монополист должен понижать цену товара, чтобы увеличить объем продукта®установление высокой цены сокращает производство.
Предельный доход монополиста меньше рыночной цены!
Монополист не может установить сколь угодно высокую цену. Ограничения на его возможности накладывает кривая рыночного спроса. Он может оказаться на любой точке кривой рыночного спроса,но не вне нее.
Монополист не принимает цену как данную, а выбирает комбинацию (P,Q) в соответствии с кривой спроса, которая приносит максимальную прибыль.
Прибыль= валовый доход- валовые издержки, т.о определение валового дохода монополиста и как спрос на его продукцию воздействует на его решение относительно объема производства.