Конкуренция: её сущность, виды, и роль. Несовершенная конкуренция
Конкуренция –это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализацию продукции. Внутриотраслевая к.-это соперничество между предпринимателями, занятыми реализцией и производством одинаковой или взаимозаменияемой продукции. Она направлена на то, чтобы склонить покупателя к приобретению продукта именно этой фирмы (т.о. совершенствование техники производства, его организации, квалификация работников, использование более дешевого сырья и материалов, применение материало- и энергосберегающих технологий, качество продукции(напр. дешевая электроника)).
Межотраслевая-это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции; имеет свой положительный эффект: предприниматель скурпулезно оценивает результаты своей деятельности: критерий такой оценки- норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в к-рых она действует: от кол-ва соперников, экономической свободы. В связи с этим различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная(чистая)-возникает при следующих условиях: 1) существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у кого конкретно он приобретает эту продукцию;2)вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен;3) доля каждой фирмы в общем объеме данной продукции настолько мала, что любое решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия; 4)нет ограничений на доступ той или иной фирмы о состояниирынка, ценах на товары, затратах, качестве товаров, технике производства и проч.
Конкуренция называется несовершенной, если нарушает хотя бы один из признаков совершенной конкур-ции. При несовершенной к. сущ. Жесткие барьеры д/ проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилигированными производителями.Сущность понятия «несоверш. К» отраж. термин «МОНОПОЛИЯ». Степень несовершенства может быть различной. 1я ступень к монополизму- монополистическая конкуренция(тип рынка, в условиях к-рого большое кол-во фирм мелких предлагает разнородную продукцию,+ сущ. различия в кач-ве(дифференциация- имеет особое значение в сфере туризма, быт. обслуживании), внешнем виде и др. характеристиках товаров, производимых разными фирмами, к-рые делают их уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. 2я ступень к несов. К.-олигополия-предполагает существование на рынке несколькиз крупных фирм, продукция к-рых мож. Быть однородной(алюминий, сталь) и разнородной(автомобили). Вступление новых фирм затруднено, особенностью явл.-взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Чистая монополия высш ступень несовершенства–когда целая отрасль состоит из 1й фирмы(типична д/ небольшого города или области (одна ж/д, а/порт, банк).(еще одна высш. Ф-ма несовершенстваМонопсония-если в ед. числе выступает покупатель). В ажный критерий несовершенной конкуренции- доля несовершенства- то признак силы монопольной власти. Источники несовершенства: ограниченность невоспроизводимсость и различное кач-во природных ресурсов, отсутствие близких заменителей при уникальности выпускаемого продукта, различие в качестве товаров и услуг, сама конкуренция(сов. и несов.)- одних разоряет, другим усиливает экономич . мощь, ценообразование-как следствие-разоряет одних, сверхприбыль у других, эконом . политика гос-ва: поддерживает или неподдерживает отдельные виды монополии.
Рыночная структура современного рынка (копмоненты):1. кол-во и размеры предприятий; 2. характер продукции, тип товара; 3. условия входа и выхода фирмы на рынок; 5. доступность инфо- о рыночных парпметрах; 6. реакция цен на несовершенство продукции. Традиционн выделяют 4 осн-х рыночных структур в условиях современного рынка: 1. сов. к.-(много мелких фирм+ однор. прод-ция+ никаких трудностей при входе/выходе на рынок+равный доступ ко всем видам инфо-; 2. монополистич. к - --//--//+разнор. Продукция+--//--//+нек-рые затруднения с инфой; 3. олигополия- небольшое число мелких ф .(есть крупные)+разнородная или однородная пр-ция+нек-рые ограничения; 4. чистая монополия- 1 фирма+уникальная продукция+большие проблемы при входе/выходе+нек-рые ограничения инфо-.
Влияние несоверш. Конкуренции на экономическую жизнь общества противоречиво. С одной стороны –положительно: продукция и услуги отлич. высоким кач-вом, направленным на удовлетворение запросов потребителей; с другой-отрицательно: ограничение в выпуске продукции, установление более высоких цен, получение сверхприбыли за счет доходов потребителей. Как следствие-это ведет к снижению жизненного уровня и замедлению роста эффективности производства в силу ограничения или отсутствия конкуренции.. В этих условиях многие страны разработали законодательно комплекс мероприятий по поддержанию баланса между конкуренцией и монополизмом. Это и есть антимонопольное законодательство( в США-антистрессовое)- система нормативных актов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений (регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, система юридических санкций за монополитические действия). Его цель-не уничтожение крупного производства, а поддержание конкуренции