Монополистическая конкуренция и олигополия. Способы согласования деятельности фирм.

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество фирм, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. 1)большое число участников (более 70): а)рыночная доля (или объём продаж) каждой фирмы невелика, около 10%. б)невозможен тайный сговор. в)фирмы не учитывают реакцию конкурентов. 2)производится дифференцированный товар: а)товары различаются по качеству, по сервисному обслуживанию. б)наличие товарных знаков и марок. 3)контроль над ценой ограничен. 4)вступление в отрасль лёгкая. 5)существует ценовая конкуренция и неценовая. 6)коэффициент Лернера от 0,35-0,5. 7)спрос эластичен. Примеры монополистической конкуренции: розничная торговля, пищевая и лёгкая промышленность. На рынке монополистической конкуренции продукции может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (например, для товаров длительного пользования). Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Олигополия:1)число участников: дуополия (2), жёсткая олигополия (3), расплывчатая (6-7), олигопсония (несколько покупателей): а)фирмы взаимосвязаны. б)тайный сговор о ценах и разделе рынков запрещён законом, но может существовать; 2)вступление в отрасль ограничено; 3)стандартизированный или однородный товар; дифференцированный товар; 4)существует неценовая конкуренция; 5)индекс Герфиндаля для 2-х фирм 5.000; индекс Лернера находится в пределах от 0,6-0,8; 6)спрос не эластичный. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобилен на рынке, поэтому наибольшие выгоды обеспечивает сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и получения максимальной прибыли. Фирмы олигополии договариваются о сотрудничестве и заключают соглашения о дележе рынка – т.е. картельные соглашения. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, объём производства, найма рабочей силы, обмен патентами, разграничение рынка сбыта и доля (квота) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Однако картельные соглашения недолговечны, потому что: 1)тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия. 2)олигополистам тяжело договориться о цене и объёмах долей рынка, поскольку, даже выпуская однородную продукцию, они имеют различные издержки. 3)участники тайного соглашения имеют серьёзное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. 4)»жизнь» картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти, и начнём снижаться, фирмы вынуждены будут сократить выпуск.

Вопрос 49.

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естествен­ной монополией. К естественным монополиям относятся электрические и газовые предприятия, компании во­доснабжения, связи, транспортные фирмы, фирмы, добывающие алмазы, минеральные воды. Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т.е. цена оказывается выше, а объем выпуска — ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса. Поэтому возникает необходимость регулирования деятельности естественных монополий.

Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключают­ся в следующем:

а) цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным из­держкам;

б) прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал;

в) государственное регулирование должно обеспечивать эффективность произ­водства;

г) роль государства заключается в том, чтобы устранить или снизить рыночную власть естественных монополий путем стимулирования развития конкуренции в отрасли.

Вопрос 50.

Наряду суказанными формами несовершенной конкуренции существует ценовая дискриминация.Под ней понимается продажа одного и того же товара разным груп­пам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены разли­чиями в издержках производства. Смысл проведения политики це­новой дискриминации состоит в дифференциации потребителей, основанной на разли­чии в эластичности их спроса на продукцию фирмы-монополиста. Осуществляя по­литику ценовой дискриминации, монополист максимизирует прибыль. Это достигается тем, что, во-первых, снижением цены можно привлечь новых покупателей, кото­рые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Во-вторых, снижение цен необходимо провести так, чтобы состоятельные покупатели по-прежне­му покупали продукцию по высоким ценам, не «перебежав» на более дешевый ры­нок. В-третьих, фирма увеличит прибыль, если разделит рынок: богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а бедным — ниже этой цены.Самая сложная проблема ценовой дискриминации — отделение одного рынка от другого (т.е. дешевого от дорогого). Если этого не сделать, то идея получения макси­мальной прибыли будет не реализована. Ценовая дискрими­нация осуществима при реализации трех условий.

Во-первых, продавец должен обладать способностью контролировать производство и це­нообразование.

Во-вторых, продавец должен обладать способностью выделять покупателей в отдельные группы, каждая из которых имеет разную возможность платить за продукт.

В-третьих, первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Таким образом, ценовая дискриминация, с одной стороны, позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида.

Вопрос 51.

Способы:1) административный контроль над монополизированными рынками(в случае нарушения-финансовые санкции).2)организационный механизм(нацелен, чтобы сделать монополистическое поведение для фирм невыгодным).3)антимонопольное законодательство.

Содержание антимонопольного законодательства: а) ограничивается монополизация рынка ;б) запрещается слияние конкури­рующих компаний; в)запрещается установление монопольных цен, в том числе и лидерство; г)запрет таким субъектам злоупотреблять сво­им положением на рынке; д) пресечение недобросове­стной конкуренции, направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний;

Таким образом, антимонопольное регулирование направлено против ограничитель­ной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.

Вопрос 52.

Спросна ресурсы.К рынку факторов производства применимы понятия спрос, предложение, цена, конкуренция. Важнейшее значение имеет спрос на ресурсы. С увеличением спроса на продукцию расширяется спрос на тот или иной фак­тор производства. Одновременно с ростом используемого фактора увеличиваются издер­жки фирмы. Приобретая ресурсы, фирма будет стремиться минимизировать эти издержки. Фирма стремится к оптимальному сочетанию предельных издержек на фактор и предельного продукта, полученного от его использования. Сокращая издержки, минимизируя их, фирма тем самым создает условия для увеличения дохода, максимизации прибыли. Линия D = МКР — это кривая спроса на ресурс. Предположим, что в качестве эконо­мического ресурса используется труд, а ценой является ставка заработной платы. Каж­дая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы.

Анализ будет сложнее, если учесть, что фирма работает на рынке несовершен­ной конкуренции. Чистая монополия, олигополия, монополистическая конкурен­ция повлияют на график спроса на экономические ресурсы, в частности на труд. Дело в том, что господство монополий, олигополии и т.п. влияет на количество производимых продуктов и их цену, а соответственно, на спрос на ресурсы. Если произ­водство продуктов сокращается, то и спрос уменьшается.

Спрос на ресурсы зависит, кроме названных причин, от некоторых других обстоятельств:

1) изменение спроса на продукт, производимый с помощью экономических ре­сурсов;

2) внедрение новой техники и повышение в связи с этим производительности труда;

3) использование близких ресурсозаменителей.

Правила рационального ресурсопользования. Характерным свойством факторов производства является их ограниченность. Необходимо рационально использовать любой ресурс, любой фактор производства. Это понятно: ведь увеличение ресурсных затрат ведет к ро­сту издержек производства и снижает доходность.

Все факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способнос­ти) используются одновременно. Принципы ресурсопользования:

1) взаимозаменяемость ресурсов;

2) минимизация издержек на приобретение ресурсов и на производство;

3) максимизация доходов и прибыли от любого ресурса;

4) достижение равенства предельных издержек и предельного дохода.

Взаимозаменяемость ресурсов означает, что факторы производства взаимодействуют между собой, дополняя, а иногда и заменяя друг друга. Представим себе фабрику, где одна ткачиха обслуживает десять станков. Однако можно увеличить число станков, оставив одну ткачиху, или же, не уве­личивая число станков, увеличить количество ткачих.

Принцип минимизации издержек на производство означает оптимальное сочетание фак­торов. Рациональное экономическое поведение предполагает, что «дорогой» фактор произ­водства будет замещаться «дешевым».

Предельный продукт труда = Предельный продукт капитала

Цена труда Цена капитала

Максимизация прибыли. Суть его состо­ит в том, что предприниматель должен придерживаться правила: доход от предельного продукта должен равняться рыночной цене фактора, за счет которого получен продукт.

Используя принципы взаимозаменяемости ресурсов, минимизации издержек и .мак­симизации доходов, фирма стремится достигнуть не только равенства, но и превышения предельного дохода над предельными издержками.

Предложение факторов производства:

1) редкость первичных экономических ресурсов, их ограниченность, особенно по срав­нению с потребностями производства и населения, в связи с чем на предложение влияет закон редкости;

2) неэластичное предложение некоторых ресурсов, например, земли;

3) невозобновляемость многих полезных ископаемых, используемых в качестве ресурсов;

4) использование искусственных, альтернативных видов ресурсов. Предложение капиталаозначает предложение станков, оборудования, зданий и т.п.

Оно не является строго фиксированным, т.к. оборудование, машины, здания всегда мож­но создать, построить.

Предложение земликак фактора производства более или менее ограничено, но и его можно увеличить путем проведения мелиоративных, ирригационных и других работ.

Предложение трудаограничено определенными рамками, например, общим числом трудоспособного населения; продолжительностью рабочего дня (недели, месяца); воз­можностью получения различных пособий и т.п. На предложение труда влияет миграци­онная политика государства, профсоюзы.

Вопрос 53.

Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы. Субъектом таких отношений являются работодатели и наемные работники, посредниками выступают биржа труда (центр занятости населения), государства, профсоюзы. Объектом отношений выступает рабочая сила.

Одним из основных факторов производства является, как известно, труд. При изучении рынка труда следует ис­пользовать такие категории, как спрос, предложение, цена, конкуренция. Причем це­ной рабочей силы является заработная плата

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренциихарактерно наличие мно­гих продавцов и покупателей услуг труда, а потому ставки зарплаты складываются под влиянием спроса и предложения на труд.

Спрос на труд со стороны отдельной фирмы зависит от спроса на продукцию, производимую на фирме, от влияния предложения капитала и других производствен­ных ресурсов.

В свою очередь, размер зарплаты зависит от предельной производительности тру­да, т.е. приращения выпуска продукции. Оказывается, что величина предельного про­дукта сначала растет, а потом начинает снижаться при неизменности технического состояния производства. Здесь действует закон убывающей отдачи.

Вертикальная – величина зарплаты. Горизонтальная- количество труда(число работников)

Конфигурация кривой спроса на труд, ее наклон показывают, что более низкой вели­чине зарплаты соответствует больший спрос на труд, и наоборот.

Спрос на труд в отрасли можно определить путем суммирования спроса на труд индивидуальных фирм. Предложение труда формируется для отрасли или обще­ства в целом. Дело в том, что наемный работник свободен в выборе места работы. Решая вопрос, где работать, он учитывает престижность труда, удаленность от места жительства, уровень социальной защищенности. Главный, определяющий фактор — размер зарплаты.

В условиях совершенной конкуренции предложение труда зависит от размера реаль­ной зарплаты: чем больше зарплата, тем выше предложение труда.

Вертикальная и горизонтальная те же самые.

Конфигурация кривой предложения, ее наклон свидетельствуют о том, что при повы­шении зарплаты возрастает предложение труда, и наоборот.

Но не всегда повышение зарплаты автоматически ведет к повышению предложе­ния труда. Здесь учитываются два явления: 1) эффект замещения; 2) эффект дохода.

Существуют понятия рабочее время и время отдыха. При увеличении зарплаты работник стремится работать больше, а отды­хать меньше. Свободное время замещается рабочим временем. Такой процесс эффект замещения. Предложение труда здесь растет.

Эффект досуга.Когда заработок велик, то возникает желание иметь больше свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда.

Теперь объединим графики кривой спроса на труд и кривой предложения труда.

А   А

В точке А спрос на труд равен предложению труда, т.е. существует рыночное рав­новесие. Точка А определяет полную занятость. При любых других условиях это равно­весие нарушается, т.е. образуется избыток или недостаток рабочей силы.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. До сих пор были рассмот­рены трудовые отношения в условиях совершенной конкуренции, где имеется большое число фирм, а рабочие разъединены. Для несовершенной конкуренции характерны: I) влияние профсоюзов на предложение труда (на ставки зарплаты); 2) воздей­ствие предпринимателей на спрос на труд, на ставки зарплаты. Профсоюзы добива­ются установления ставки зарплаты выше равновесной, они могут способствовать переподготовке высвобож­дающихся кадров, добиваться сокращения рабочей недели.

Монопсонический рынок труда создается тогда, когда основным работодателем яв­ляется одна фирма. Одному поку­пателю-нанимателю труда противостоит множество потенциальных рабочих. Очевидно, что монопсония, используя свое монопольное положение на рынке труда, имеет возмож­ность снижать ставки заработной платы и нанимать меньшее количество рабочих. Монополизированный рынок трудаодин производитель и продавец товара. Ценовая дискриминация на рынке труда позволяет мо­нополии устанавливать ставки заработной платы вне зависимости от спроса и предложе­ния рабочей силы.

Рынок труда олигополиинесколько фирм производят одно­родную продукцию. При этом такие фирмы заключают догово­ры о сотрудничестве.

Двусторонняя монополия единственный продавец и единственный покупатель. Такая ситу­ация позволяет устанавливать размер оплаты труда вне зависимости от спроса и предло­жения.

Вопрос 54.

С одной стороны основой заработной платы является потребительская корзина, т.е. стоимость товаров и услуг, которые необходимы для существования работника. С другой стороны: предельная производитель­ность труда (производительность труда добавочного работника) и затраты на содержание работника и его семьи, в т.ч. на обучение.

В хозяйственной практике широко используются повременная и сдельная (поштучная) формы зарплаты.

Повременная зарплата — это оплата рабочей силы в зависимости от продолжитель­ности проработанного времени. Она может быть почасовой, поденной, понедельной и помесячной.

Повременная зарплата имеет недостатки: рабочие не заинтересованы в росте производительности труда. При сдельной оплате за единицу измерения берется произведенная рабочими продук­ция.

Преимущества сдельной оплаты заключаются в следующем:

1. Рабочие, стремясь больше заработать, повышают интенсивность своего труда. Но с увеличением выработки всеми рабочими понижаются расценки.

2. Отпадает надобность в надсмотрщиках и контролерах.

Системы заработной платы: прямую сдельную зарп­лату (вся продукция оплачивается по единым ставкам или расценкам), сдельно-прогрес­сивную (при перевыполнении норм применяются повышенные расценки), сдельно-пре­миальную (премия выплачивается за экономию сырья, энергии, повышение качества).

При повременной системе зарплата начисляется, как уже отмечалось, в зависимости от оклада тарифной ставки и количества отработанного времени. Различают два основ­ных вида: простая повременная (без премий) и, повременно-премиальная .В системе сдельной и повременной зарплаты важную роль имеет правильное изме­рение количества и качества труда.

Количество труда — это затрата рабочей силы в физиологическом смысле (затрата нервной, мускульной, умственной энергии). Измеряется оно продолжительностью ра­бочего дня, которая регулируется законами государства, а также нормированием труда с помощью норм выработки и расценок. Качество труда определяется с учетом квалификации работника, вредности труда, его сложности и народнохозяйственной значимости. Особую роль играет тарифная сис­тема, которая сейчас совершенствуется.

Различают номинальную зарплату, т.е. количество полученных денег за проданную рабочую силу, и реальную, т.е. массу товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату.

Реальная заработная плата зависит от ряда факторов и прежде всего от величины номинальной зарплаты, от уровня цен на предметы потребления и услуги, от размеров налогов

Вопрос 55.

В рыночной экономике существует рынок капиталакак совокупность отношений между продавцом и покупателем в связи с заключением договора купли-продажи капи­тала в форме товара, денег, ценных бумаг. Субъектами сделок выступают фирмы, банки, биржи и другие посредники. Объектом сделок является капитал в одной из конкретных фирм. Целью всех сделок является получение дохода независимо от сферы применения капитала: промышленное производство, торговля, банковское дело.

В рыночной экономике между владельцами капитала происходит. В ходе конкурентной борьбы формируется и развивается рынок капитала или другими словами — рынок инвестиций. Инвестиции — это долгосрочные капитальные вложения в промышленность, сельское хозяйство, отрасли инфраструктуры, а также непроизводствен­ную сферу — культуру, здравоохранение, просвещение. Цель инвестиций независимо от сферы применения — получение дохода в форме прибыли, процента. Инвестиции могут быть в реальный сектор экономики, ценные бумаги и т.п., но в любом случае их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования.

Спрос и предложение.Спрос на капитал предъявляют бизнес­мены, предприниматели, т.к. им нужны деньги для покупки производственных фондов -капитала в физической форме. При этом за счет капитала можно получить большее количество продукции и увеличить свой доход. Вертикальная- доходность, процент. Горизонтальная- объем инвестиций.

Из графика видно следующее: 1) чем больше процент, тем меньше спрос на капитал; 2) чем больше объем инвестиций, тем меньше процент (доходность). Основными субъектами предложения капитала являются банки. Они выдают кредиты на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности. Кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Платой (ценой) кредита является про­цент.

Наши рекомендации