Комплекс социально-культурных отраслей.
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.). Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики Республики Беларусь, помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса, входят вопросы,' связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.
Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.
В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами. Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. Чтобы противодействовать этому процессу необходима и в дальнейшем бюджетная поддержка таких объектов как в случаях
сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.
На этапе становления белорусской государственности и развития рыночных отношений преобразования проводятся с учетом специфики каждой отрасли социально-культурного комплекса.
Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. На ближайшую перспективу намечается сохранить существующую сеть детских дошкольных учреждений, укрепить ее материальную базу, осуществить переход к полному охвату детей дошкольным образованием и воспитанием, начиная с 5-летнего возраста.
Прогнозируется дальнейшее сокращение в сельской местности мелких начальных, базовых и средних школ. Низкая наполняемость классов влечет за собой повышение стоимости обучения (в расчете на одного учащегося), а также сказывается на качестве обучения. В мелких базовых и средних школах по ряду учебных предметов практически невозможно обеспечить преподавателей нагрузкой. Такие школы сложно оборудовать современным материально-техническим оснащением, оно используется весьма неэффективно.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.
Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
• ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
• профилактическая направленность здравоохранения;
• доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;
• приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
• экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
• ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и другие направления.
Для физического и духовного оздоровления народа осуществляется реформа системы оздоровления, определена новая модель развития отрасли. Принимаются меры законодательного, политического, культурно-просветительного, научного медицинского, санитарно-гигиенического, кадрового и иного характера. Совершенствуется система управления, усиливается контроль за разработкой и реализацией государственных и ведомственных программ развития здравоохранения. Повышается ответственность органов государственного управления за состояние здоровья населения.
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм — новая отрасль национальной экономики.
В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма.
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Вместе с тем национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь. Законом «О культуре в Республике Беларусь» (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, формирование благоприятной среды нации, укрепление международного авторитета Беларуси. Этому процессу будет содействовать реализация государственной программы «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.» и региональных программ развития культуры и искусства.
Социальное обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
Целями социального обслуживания являются:
• оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
• активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания ведется прежде всего за счет средств республиканского бюджета — это строительство и реконструкция республиканских санаториев, спальных корпусов домов-интернатов. Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др. Как и в других отраслях социально-культурной сферы, требуется оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания, обеспечение всех нуждающихся необходимым количеством мест, реконструкция зданий и сооружений в малых городах, поселках и сельской местности. Намечается расширение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания. Ресурсная база социальных услуг может быть значительно расширена на основе активного привлечения негосударственного сектора, взаимодействия с благотворительными и религиозными организациями.