Комплекс социально-культурных отраслей

Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Результатом производства и потребления данных услуг является формирование духовно богатого и физически здорового человека нового общества.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов.

В целом по отношению к данным отраслям длительное время практиковался принцип остаточного финансирования. Хозрасчетные товарно-денежные отношения были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, практически не применялись.

Наряду с бюджетным финансированием значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные министерства, объединения, предприятия.

Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. Чтобы противодействовать этому процессу необходима и в дальнейшем бюджетная поддержка таких объектов как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в веде­ние местных органов власти.

Образование– крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования будет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.

Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства. Методическое руководство работой всех детских дошкольных учреждений, подготовкой педагогических кадров, руководство образовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.

В сложных условиях современного социально-экономического развития государственная система дошкольного воспитания претерпевает серьезные изменения. Потребность родителей в дошкольных учреждениях не уменьшается, так как большинство семей не может отказаться от заработка одного из супругов, а значительная часть женщин рассматривает работу как необходимый элемент развития личности и общественного признания.

Появляются и негосударственные (альтернативные) детские учреждения, работающие по авторским программам, однако они не всегда могут компенсировать недостатки государственной системы дошкольного образования и обеспечить качественный воспитательный процесс.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

С ростом экономики было успешно введено обязательное начальное и базовое образование, срок обучения в подсистеме общего среднего образования составляет одиннадцать лет. Создана широкая сеть общеобразовательных учреждений, которая позволила обеспечить доступность среднего образования во всех регионах страны, включая сельскую местность. Обеспечено высокое качество образования, что позволяет белорусским школьникам завоевывать призовые места на самых престижных международных конкурсах и олимпиадах.

Общее среднее образование в XXI в. претерпевает значительные преобразования: изменяется соотношение между ступенями образования, создаются новые типы учебных учреждений, открываются частные учебные заведения. Современная модель общеобразовательной школы включает:

§ начальное образование (срок обучения – четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении;

§ базовое образование (срок обучения – девять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования – основа для завершения общего среднего образования;

§ полное среднее образование (его продолжительность – одиннадцать лет с учетом уровня базового образования).

К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Изменение численности учащихся в общеобразовательных школах на данном этапе и в перспективе непосредственно связано с изменением общей численности населения и его возрастного состава, что обусловлено колебаниями в рождаемости, вызываемыми различными социально-экономическими причинами, а также миграцией населения. Причем и в будущем сохранятся различия в изменении численности учащихся в городской и сельской местностях.

По оценкам специалистов, среднее число детей школьного возраста будет снижаться до 2010 г. и может сократиться пример­но на 40 % по сравнению с 1996 г.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование ее материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью индивидуализации учебного процесса и повышения качества обучения. Требуют решения проблемы кадрового обеспечения общеобразовательной школы, повышения социального статуса учителя – его труд должен стать одним из наиболее престижных и почетных.

Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, центры профессионального образования, профессиональные лицеи, а также высшие профессиональные училища, профессионально-технические колледжи. Высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.

Интересы производства определяют дальнейшее проведение целенаправленной работы по обновлению профессионально-квалификационной структуры подготовляемых кадров в профессионально-технических училищах с учетом рынка труда (потребность в рабочих специальностях растет). Подготовку высококвалифицированных рабочих кадров намечается осуществлять в тесной связи с нанимателями и постоянно совершенствовать в зависимости от требований производства.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:

§ первое – обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;

§ второе – интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

§ техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

§ колледжи – получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

§ высшие колледжи – получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям – высшего образования первой ступени;

§ высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи, которые дают возможность получать среднее специальное образование по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.

Дальнейшее развитие среднего специального образования в Республике Беларусь определяется потребностью в специалистах среднего звена во многих, отраслях национальной экономики.

Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации. Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся: классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. Обучение в высших учебных заведениях проводится на основе интеграции учебного процесса с научной, творческой, исследовательской деятельностью преподавателей и студентов. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием вузы организуют переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Крупнейшими вузами в национальной системе образования являются: Белорусский государственный университет – 17,7 тыс. студентов, Белорусский национальный технический университет – 25,6, Белорусский государственный экономический университет – 26,0, Белорусский государственный педагогический университет – 17,1, Гродненский государственный университет – 12,1, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия – 10,6 тыс. студентов (включая все формы обучения).

В Беларуси разработана и принята программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием на 2005-2010 гг. Данный документ предполагает переход на двухступенчатую систему высшего образования. На первой ступени обеспечивается профессиональное обучение студентов, на второй – формируются навыки научно-исследовательской работы и осуществляется подготовка магистров. Сроки обучения определены в зависимости от содержания конкретной специальности, специфики подготовки кадров для конкретной отрасли.

Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи.

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

В сфере здравоохранения остаются нерешенными такие проблемы, как экстенсивность развития отрасли, низкий уровень финансирования и значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в региональном аспекте, между городской и сельской местностью. Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким износом основных фондов.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим структурным подразделениям:

§ лечебно-профилактическая помощь;

§ охрана здоровья матери и ребенка;

§ санаторно-курортное лечение;

§ лекарственное обеспечение населения;

§ санитарно-эпидемиологическая служба;

§ медицинская экспертиза;

§ медицинская наука и образование.

Лечебно-профилактическая помощь (медицинская помощь) представляет комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование.

Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную помощь (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику, проведение других мероприятий. Первичную медико-санитарную помощь оказывают следующие медицинские организации: поликлиники; медико-санитарные части и здравпункты на предприятиях; станции скорой медицинской помощи; женские консультации, консультации «Брак и семья»; центры гигиены и эпидемиологии; аптечные учреждения.

В Беларуси первичная медико-санитарная помощь организована по территориально-участковому принципу. Основная нагрузка лежит на участковом враче.

Одним из основных видов лечебно-профилактической помощи является поликлиническая помощь; ее назначение – оказание населению квалифицированной помощи в амбулаторно-поликлиническом учреждении и на дому, проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

В соответствии с осуществляемыми функциями поликлиники делятся на городские (для взрослых, детей, студентов), центральные, районные, гарнизонные, курортные и др. По организационному признаку различают самостоятельные поликлиники или объединенные с больницами. При областных и республиканских больницах, клиниках медицинских высших учебных заведений, НИИ создаются консультативные поликлиники, функционируют и специализированные поликлиники (стоматологические, физиотерапевтические и др.). Формируются территориальные медицинские объединения, куда входят поликлиники для взрослых, детская поликлиника, женская консультация с акушерско-терапевтическими и педиатрическими комплексами (семью обслуживает врач-терапевт, педиатр и акушер-гинеколог). Получают развитие хозяйственно-расчетные поликлиники.

Первичная медико-санитарная помощь сельскому населению оказывается по месту жительства в амбулаториях при сельских участковых больницах и на фельдшерско-акушерских пунктах, а также в центральных и районных поликлиниках.

Для оказания медико-санитарной помощи работающим на предприятиях, в организациях, учреждениях действуют медико-санитарные части – комплексные лечебно-профилактические учреждения.

Эффективность медицинской помощи обусловлена проведением диспансеризации – активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения (здоровых и больных), постановку определенных контингентов на учет.

Стационарная медицинская помощь (больничная помощь) оказывается в учреждениях, специально предназначенных для этой цели. Имеются многопрофильные больницы, которые оказывают помощь по 5–10 и более профильным направлениям, и специализированные больницы – онкологические, туберкулезные, кардиологические, психиатрические, инфекционные, а также детские, госпитали для инвалидов и др. Функционируют центры специализированной больничной помощи на базе крупных многопрофильных больниц, объединенные с поликлиникой и необъединенные. К учреждениям больничного типа относятся диспансеры, родильные дома, клиники, больницы восстановительного лечения, скорая помощь и другие медицинские учреждения.

Учитывая административно-территориальное деление страны, различают уровни организации стационарной медицинской помощи, которым соответствуют следующие типы больничных учреждений: республиканские центры специализированной больничной помощи, областные больницы, городские, районные (в их числе центральные), сельские участковые больницы.

Обеспеченность отрасли медицинскими кадрами является одной из основных характеристик системы здравоохранения. По обеспеченности высококвалифицированными медицинскими кадрами Беларусь занимает ведущие позиции в мире (по обеспеченности врачами – четвертое место).

В повышении эффективности использования ресурсов, выделяемых на оказание врачебной помощи, важное значение имеет достижение рационального соотношения между врачами-специалистами и врачами общего профиля (участковыми врачами). Мировая практика свидетельствует о том, что оптимальным является такое соотношение, при котором 25 % общего числа врачей составляют врачи-специалисты. В Беларуси отмечается избыток врачей-специалистов по сравнению с участковыми врачами – удельный вес терапевтов и педиатров составляет около 37 % числа врачей всех специальностей.

Наблюдается чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах и недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами сельского населения.

Скорая медицинская помощь организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и ночью, при отравлениях, травмах и других угрожающих жизни состояниях; осуществляется безотлагательно государственной службой скорой медицинской помощи.

Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением более 50 тыс. человек как самостоятельные медицинские организации или входят в состав городских больниц на правах их структурных подразделений. В крупных городах в состав станции скорой помощи входят подстанции. Во всех центральных районных больницах организованы отделения скорой медицинской помощи.

Основная функциональная единица скорой помощи – выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной помощи и др.). В городах с населением более 100 тыс. выделяются специализированные бригады (кардиологические, реанимационные и др.).

Охрана здоровья матери и ребенка – это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану их здоровья, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.

Подсистема охраны здоровья матери и ребенка в Беларуси включает самостоятельные родильные дома в крупных городах и родильные отделения в районных больницах. Амбулаторно-поликлиническую помощь детям и матерям обеспечивают детские поликлиники и женские консультации. Медицинская помощь подросткам организована в специализированных кабинетах и поликлинических отделениях, медицинских пунктах охраны здоровья в ПТУ и средних специальных учебных заведениях. В стационарах, поликлиниках и других медицинских учреждениях для взрослых функционируют отделения для больничной и лечебно-профилактической помощи детям. Проводится медицинско-санитарное обслуживание общеобразовательных школ, детских садов и яслей, летних лагерей и др.

Охрана материнства и детства в Республике Беларусь остается и в дальнейшем будет одним из самых приоритетных направлений системы здравоохранения. Разработана Президентская программа «Дети Беларуси».

Санаторно-курортное лечение занимает особое место в комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека.

Санаторно-курортное лечение основано на преимущественном использовании естественных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей, водоемов и т.п.) в сочетании с диетическим питанием, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами.

Природные лечебные факторы широко используются на всех курортах Беларуси, которые расположены вблизи рек и озер, в окружении лесных массивов. Курортами считают местности, обладающие природными лечебными средствами (особенно климатом, минеральными источниками и т.п.), в которых созданы лечебно-профилактические учреждения (санатории, лечебницы, поликлиники), а также дома отдыха и пансионаты.

Санатории – стационарные лечебно-профилактические учреждения, использующие для лечения больных преимущественно природные факторы в сочетании с диетой, физиотерапией, лечебной физкультурой при соблюдении установленного режима лечения и отдыха. Существует сеть местных (пригородных) санаториев, организуемых преимущественно неподалеку от крупных городов в местностях с благоприятными ландшафтами, микроклиматическими условиями.

Различают моно- и многопрофильные санатории, для взрослых, детей, подростков, родителей с детьми. Существуют санатории для больных туберкулезом, с заболеваниями органов дыхания нетуберкулезного характера, органов кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, почек и др. Основные направления деятельности санаториев: лечебный, реабилитационный (закрепление результатов лечения), рекреационный (оздоровление лиц с синдромом хронической усталости, снижением умственной и физической трудоспособности).

Санатории-профилактории подчинены предприятиям, учебным заведениям и другим организациям, большинство из них находится в городах или пригородных зонах. Лечебно-профилактическая помощь оказывается без отрыва от производства больным, лицам с профессиональными заболеваниями, работающим инвалидам. Имеются санатории-профилактории семейного типа (для родителей с детьми), профильные (с однородными заболеваниями), для реабилитации после стационарного лечения (например, после операции). Санатории-профилактории содержатся за счет средств предприятий и учреждений.

Следует отметить появление новой отрасли национальной экономики – санаторно-курортного хозяйства, включающей также учреждения сферы отдыха и туризма.

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья населения.

Основные направления деятельности: гигиеническая оценка новых технологий и других условий производственной деятельности, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения. В обязанности службы входит также предупреждение и ликвидация загрязнения окружающей среды, снижение и ликвидация инфекционных и паразитар­ных болезней и др. Санитарно-эпидемиологическая служба проводит работу по устранению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в части ограничения дозы внутреннего облучения, определения приоритетов в обеспечении радиацион­ной безопасности населения.

Управление санитарной службой осуществляется по административно-территориальному принципу. Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Республиканский центр гигиены и эпидемиологии. На региональном уровне функционируют областные, городские и районные центры гигиены и эпидемиологии. Созданы близкие по своим задачам и структуре подразделения ведомственной санитарной службы (санитарно-эпидемиологиче­ские отряды, санитарно-эпидемиологические станции).

В связи с возникшей опасностью завоза и распространения ВИЧ-инфекции санитарно-эпидемиологической службой был создан Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Обеспечение населения лекарственными средствами и медицинскими товарами производится через фармацевтическую (аптечную) сеть. Основная функция аптеки по обслуживанию населения сочетается с производством, приготовлением и расфасовкой лекарств непосредственно в аптеке, а также организацией заготовок и закупок лекарственного сырья у населения.

Обеспечением населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами занимаются Белорусское республиканское производственное объединение и областные ПО «Фармация», сеть государственных и частных аптек и аптечных пунктов. Лекарственное обеспечение населения теснейшим образом связано с фармацевтической промышленностью. Принятые меры по развитию фармацевтической промышленности позволили увеличить долю отечественных препаратов в общем объеме закупок.

Развитие отрасли в перспективный период направлено на создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования на развитие здравоохранения к 2020 г. до 10 % к ВВП.

Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм – новая отрасль национальной экономики.

Для развития физической культуры и спорта предусмотрены бюджетные ассигнования. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования.

Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.

Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки; является составной частью учебного процесса в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. В отличие от спорта в нее включаются только те спортивные виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью и направлены на физическое совершенствование человека.

Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств и устойчивости к вредным факторам труда.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных при болезни, травме и др.; включена в санаторно-курортное лечение (лечебная гимнастика, дозированная ходьба).

Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг, туристические походы, путешествия и др.

Спорт рассматривается как составная часть физий культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

Массовый спорт охватывает практически все социальные группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей.

Резервный спорт использует систему отбора и подготовки юных спортсменов, детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва.

Спорт высших достижений включает спорт рекордный и зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассных спортсменов и команд, использует их достижения для формирования престижа страны на мировой арене. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища. В данном случае спорт приобретает черты шоу-бизнеса.

В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются: баскетбол, биатлон, борьба, водные лыжи, волейбол, гандбол, гимнастика, городки, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, плавание, стрелковый спорт, теннис, фехтование, футбол, хоккей, шахматы, шашки и др.

Дальнейшее развитие получила физкультурная и спортивно-массовая работа на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Принимаются меры по созданию условий для регулярных физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства населения.

На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм – крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).

Туристские услуги в Республике Беларусь оказывают туристские организации, как государственной формы собственности, так и частной. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным.

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

§ художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

§ культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

§ клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);

§ массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь.

Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка.

Наши рекомендации