Комплекс соц.-культурных отраслей в НЭ РБ. Здравоохранение и соц. обслуживание в РБ

Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.). В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами.

Здравоохранение представляет собой систему гос., общественных и мед. мероприятий, направлен­ных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилакти­ку и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Мин-во здравоохранения.Отрасль здравоохранение имеет под­разделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоро­вья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; меди­цинская экспертиза; медицинская наука и образование.

С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Правительством страны и Мин-вом здравоохранения разработан ряд программных доку­ментов. Среди них Концепция развития здравоохранения РБ на 2003-2007 годы, в которой обоснована новая медико-экономическая модель отрасли.

Соц. обслуживание - деятельность гос-ва, юридических и физ. лиц по оказанию социальной под­держки, предоставлению медицинских, психолого-педаго­гических, правовых услуг, мат. помощи, созданию условий для соц. адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно ос­новывается на принципах адресности, гуманизма, соц. справедливости, соц. равенства, доступности, добро­вольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Цели соц. обслуживания:

1) оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей; 2) прогнозирование и предупреждение возникающих труд­ных жизненных ситуаций; 3) активизация собственных усилий граждан и семей, со­здание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); • социальные приюты; • психолого-педагогические центры

Образование, культура и искусство. Физическая культура и спорт в НЭ РБ.

Образование - отрасль, которая рассматривается как сис­тема организаций и учреждений, осущ-х образова­тельную деят-ть. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний, удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном, физ. развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей НЭ.

Гос. политика РБ в сфе­ре образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осущ-я перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной ос­новы образования и др. Об­разование делится на основное и дополнительное. Основное вкл: дошкольное, общее базо­вое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

К сфере культуры и искусства относят совокуп­ность организаций, учреждений и пр-тий, а также го­с. и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и ус­луг культурного, социально-информационного и декоратив­ного назначения. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.

Физ. культура и спорт - важные фак­торы повышения долголетия, продления жизни населения, ак­тивного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики гос-ва.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.

Наши рекомендации