Определение показателей экономической эффективности летательного аппарата
К показателям экономической эффективности относятся следующие показатели:
– общие капитальные вложения (инвестиции) по вариантам ВС( );
– балансовая прибыль ( );
– чистая прибыль ( );
– чистый приведенный доход (NPVi);
– срок окупаемости инвестиций ( ).
– сумма накопленной чистой прибыли до конца эксплуатации ВС.
Для определения показателей эффективности инвестиций необходимо рассчитать годовую сумму доходов и эксплуатационных расходов от внедрения ВС.
Годовую сумму доходов ( ) определяем по формуле:
; у.е
где – годовой объем работ, т.е. годовой эксплуатационный тонно-километраж;
– тариф за ткм (по сравниваемым типам ВС он принимается одинаковым) и определяем по формуле:
; у.е/ткм
где – коэффициент рентабельности (принимается равным 1,2 -1,3);
– себестоимость тонно-километра (принимается из двух типов ВС наибольшая Сткм).
При условии, что и тариф двух самолетов одинаковы, сумма доходовэтих самолетов будет также равна.
Годовые эксплуатационные расходы определяются так:
Сумма балансовой прибыли определяется как разница суммы доходов и эксплуатационных расходов.
; у.е
Сумма чистой прибыли рассчитывается по следующей формуле:
; у.е
где – налог на прибыль (равен 24% от );
– годовая сумма амортизационных отчислений СВАД i-го типа;
; у.е
Як - 42М | |
Ту – 154Б |
где –расходы на амортизацию СВАД на 1 летный час ВС i-го типа;
– годовой налет часов i-го типаВС;
– количество ВС i- го типа.
Общие капитальные вложения (инвестиции) по сравниваемым типам ВСравны:
; у.е
Як - 42М | |
Ту – 154Б |
где – количество ВС i-ro типа;
– стоимость ВС i -го типа,
Z – коэффициент сопутствующих капитальных вложений (принять равным 1,07-1,1).
Чистый приведенный доход (в некоторой литературе его называют чистый поток платежей) определяется так:
; у.е
где R - коэффициент дисконтирования (R= 0,1 - 0,3);
j - 1,2, 3,... годы.
Чистый приведенный доход считается на 12 лет, т. е. с учетом календарного срока службы ВС. Момент, когда NPV = 0, будет годом, когда окупятсянакопленные за этот период суммы чистой прибыли.
Из двух сравниваемых типов ВС внедряемым, т.е. наиболее экономически эффективным, будет тот самолет, у которого меньше, или сумма накопленной чистой прибыли за 12 лет больше.
Для наглядности составляется график изменения NPVпо годам и на немуказываются сроки окупаемости, и сумма накопленной чистой прибыли по типам ВС.
ЯК-42М
; у.е
где R - коэффициент дисконтирования (R=0,3);
j | ||
242307692,3 | -123692307,7 | |
186390532,5 | -179609467,5 | |
143377332,7 | -222622667,3 | |
110290255,9 | -255709744,1 | |
84838658,42 | -281161341,6 | |
65260506,48 | -300739493,5 | |
50200389,6 | -315799610,4 | |
38615684,3 | -327384315,7 | |
29704372,54 | -336295627,5 | |
22849517,34 | -343150482,7 | |
17576551,8 | -348423448,2 | |
13520424,46 | -352479575,5 | |
Ту – 154Б
j | ||
98461538,46 | -62038461,54 | |
75739644,97 | -84760355,03 | |
58261265,36 | -102238734,6 | |
44816357,97 | -115683642 | |
34474121,52 | -126025878,5 | |
26518555,01 | -133981445 | |
20398888,47 | -140101111,5 | |
15691452,67 | -144808547,3 | |
12070348,21 | -148429651,8 | |
9284883,237 | -151215116,8 | |
7142217,874 | -153357782,1 | |
5494013,75 | -155005986,3 | |
408353287,5 |
По итогам расчетов составляется таблица 4.
Таблица 4 – Показатели экономической эффективности сравниваемых летательных аппаратов
Показатели | ЯК-42М | Ту – 154Б |
Годовой объем работ, тыс. ткм/год | ||
Часовая производительность, ткм/час | ||
Годовой налет часов, л. час | ||
Себестоимость тонно-километра, у.е/ткм | ||
Эксплуатационные расходы, млн.уе. | ||
Доходы, млн. уе. | ||
Балансовая прибыль, млн. уе. | ||
Чистая прибыль, млн. уе. | ||
Капитальные вложения, млн. уе. | 160,5 | |
Срок окупаемости, лет | >12 | >12 |
Сумма накопленной чистой прибыли до конца эксплуатации ВС, млн. руб. | 644931918,5 |
Заключение.
По результатам курсовой работы мною делается следующее заключение:
– ЯК-42М – не целесообразно внедрение.
– Ту – 154Б– не целесообразно внедрение.
Несмотря на то что данные ВС эксплуатируются, они морально устарели. В настоящее время в эксплуатации имеются новые модификации данных типов ВС, превосходящие предыдущие модификации по всем показателям. В свете современного экономического кризиса многие авиакомпании вынуждены эксплуатировать ВС с низкой надежностью, экономя на ТО и Р, дабы получить хоть какую-то прибыль. Все это отражается на надежности ВС и безопасности полетов.
Основной фактор, который оказывает влияние на целесообразность внедрения ВС это расход топлива, при высокой его стоимости. Данные затраты включаются в стоимость перевозок, пассажиры не захотят платить сотни у.е., рейсы станут убыточными либо ВС будет простаивать. Во время простоя расходы только будут расти.
Исходя из вышесказанного затраты после внедрения будут расти с каждым годом.
Литература
1. Методическое указание по выполнению курсовой работы для курсантов/ Верещак; Минск, МГВАК 2013.
2. Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2011-2015 годы