Приоритетные направления развития гражданской авиации республики беларусь на 2011 - 2015 годы

Приоритетные направления развития гражданской авиации определяются, прежде всего, необходимостью развития авиационных организаций, которые образуют единый технологический комплекс, обеспечивающий функционирование авиатранспортного процесса по удовлетворению потребности всех структур государства и платежеспособного населения в авиационных перевозках.

Повышение конкурентоспособности авиаперевозок за счёт обновления самолетного парка гражданской авиации и освоения новых рынков авиаперевозок

В следующей пятилетке в целях дальнейшего развития авиаперевозок Национальная авиакомпания «Белавиа» намерена и далее приобретать в лизинг самолёты западного производства. Так, в течение 2011 - 2013 годов будут приобретены два среднемагистральных самолёта Boeing -737, а в 2013 - 2015 годах - два ближнемагистральных самолёта (CRJ или ERJ). Источниками финансирования приобретения воздушных судов будут как собственные средства авиакомпании, так и средства внебюджетного фонда гражданской авиации. За счёт собственных средств авиакомпания осуществит подготовку лётного и технического персонала, необходимого для эксплуатации воздушных судов.

На 2013 год запланировано преобразование РУЛ «Национальная авиакомпания «Белавиа» в открытое акционерное общество. В целях обновления парка воздушных судов планируется продажу акций осуществлять стратегическому инвестору с сохранением контрольного пакета акций для согласования с Президентом Республики Беларусь.

Привлечение инвестиционного капитала за счёт реализации акций авиакомпании даст возможность реализовать дальнейшую 'модернизацию парка воздушных судов путем приобретения в финансовый лизинг двух дальнемагистральных воздушных судов типа Boeing -767/400.

В целях развития наземной производственной базы для эксплуатации воздушных судов в следующей пятилетке планируется осуществить техническое перевооружение и обновление основных производственных фондов авиационно - технических баз.

Повышению конкурентоспособности авиаперевозок будет способствовать дальнейшее развитие технологии «электронный билет», планируется в течение 2012-2013 годов внедрить систему интернет- регистрации пассажиров.

В соответствии со спросом будут расширяться рынки авиаперевозок, как путём увеличения частот на существующих направлениях регулярных рейсов, так и путём ввода новых регулярных маршрутов. В течение 2011- 2015 годов планируется открыть регулярное сообщение в Ашгабад, Вену, Салоники, Цюрих, Астану, Хельсинки. Развитие чартерных перевозок будет осуществляться, как на существующих маршрутах, так и открытием новых направлений в соответствии со спросом туристических фирм и заказчиков.

При наличии потребности и государственного заказа областных исполнительных комитетов белорусские авиаперевозчики готовы осуществлять внутриреспубликанские авиаперевозки.

На развитие авиаперевозок направлены важнейшие мероприятия по созданию благоприятных условий по развитию транзитного потенциала Республики Беларусь, что позволит привлекать иностранные авиакомпании для выполнения международных рейсов в аэропорты республики.

Программой предусмотрено привлечение зарубежных и белорусских авиакомпаний к выполнению пассажирских авиаперевозок из областных аэропортов по следующим направлениям:

Брест - курорты Болгарии;

Брест - Симферополь;

Витебск - Калининград;

Витебск - Варшава;

Витебск - Москва;

Могилёв - Москва;

Могилёв - Калининград;

Могилёв - Симферополь;

Гродно - Болгария;

Гомель - Болгария;

Гомель - Симферополь;

Гомель - Сочи.

Развитие аэропортов.

Стратегической задачей на предстоящий период является создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности аэропортов республики. Решение данной задачи рассматривается по следующим основным аспектам: экономическому, инвестиционному.

Экономическая политика нацелена на повышение устойчивости экономики предприятий, повышение рентабельности производства и ценовой конкурентоспособности услуг, оказываемых авиакомпаниям, пассажирам, другим потребителям й включает два направления:

– повышение доходов за счет развития авиационной и непрофильной деятельности;

– снижение производственных издержек.

Инвестиционная политика преследует своей целью внедрение новых технологий и прогрессивных стандартов обслуживания пассажиров, грузов и воздушных судов и включает два направления:привлечение инвестиций в сферы деятельности, обеспечивающие повышение качественного уровня обслуживания пассажиров и авиаперевозчиков, стимулирование развития производств, способных оказать благоприятное воздействие на расширение объемов пассажирских и грузовых перевозок.

Стратегия развития аэропортов включает в себя развитие, как авиационной, так и непрофильной деятельности.

Основное внимание в развитии аэропортов будет направлено, в первую очередь, на поддержание и обновление основных фондов, связанных с обеспечением безопасности полетов: ремонт аэродромных искусственных покрытий, модернизация и обновление технологического оборудования и спецтехники для содержания аэродромов, технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.

К важнейшим перспективным приоритетам развития гражданской авиации республики относятся:

– строительство второй взлетно-посадочной полосы, реконструкция аэровокзального комплекса, строительство международного транзитного терминала и реконструкция перрона в Национальном аэропорту Минск;

– создание в Национальном аэропорту Минск хабового узла международного уровня, обеспечивающего возможность формирования «стыковочных» волн, удобные пересадки и высокое качество обслуживания;

– техническая модернизация, обновление, реконструкция, ремонт и совершенствование гражданских аэродромов, аэропортов, средств радиосветотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;

– участие в создании современных транспортно-логистических центров с использованием инфраструктуры аэродромов и аэропортов республики.

До 2015 г. планируется выполнить большой комплекс работ по реконструкции аэродромных покрытий в Национальном аэропорту Минск. Кроме строительства второй взлетно-посадочной полосы с системой рулежных дорожек и новым перрбном предусмотрены работы по реконструкции существующего перрона.

Учитывая рост объемов обслуживания самолетов и пассажиров, особенно в летний пиковый период, количество рейсов бизнес-авиации растущий парк воздушных судов авиакомпаний, базирующихся в аэропорту (особенно Национальной авиакомпании «Белавиа»), а также необходимость обеспечения саммитов, спортивных мероприятий мирового и европейского уровней Национальный аэропорт Минск испытывает дефицит в местах стоянок. В период 2011-2015г.г. планируемый среднегодовой прирост по количеству обслуживаемых воздушных судов в аэропорту составит 15-20% в год. Кроме того, в 2013 году планируется закрытие аэропорта Минск-1, что приведет к еще большему росту объемов. Новый перрон должен включать в себя стоянки для обработки воздушных судов от обледенения, для большегрузных воздушных судов типа Ан-124, Ан-225, В-747 и т.д., перрон для воздушных судов бизнес-авиации. Количество мест стоянок на перроне должно быть не менее 90 единиц.

На первом этапе реконструкции планируется выполнить работы по завершению строительства части перрона (80 ООО м2), находящейся в незавершенном строительстве с 1991 г., что позволит производить установку воздушных судов на стоянки на тяге собственных двигателей, сократив тем самым технологический процесс их обслуживания и увеличив вместимость на перроне до 20 мест стоянок на данном участке.

На втором этапе будет осуществлено дальнейшее увеличение площади перрона до территории центра ТОиР еще на 203 ООО м2, что позволит дополнительно разместить еще 36 воздушных судов 1 класса

Строительство перрона для обслуживания воздушных судов бизнес- авиации общей площадью 59 300 м увеличит вместимость перрона на аэродроме на 21 место, что позволит рационально использовать весь перрон, не занимая места стоянок, рассчитанные для воздушных судов с максимальной взлётной массой более 20 т на воздушные суда бизнес- авиации, а также принять все воздушные суда авиакомпаний, осуществляющих в настоящее время полеты в Минск-1, после его закрытия.

Строительство мест стоянок для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью с применением современных технологий отвода, сбора и вторичного использования противообледенительной жидкости позволит модернизировать технологический процесс обслуживания мест стоянок в зимний период и улучшит экологическое состояние прилегающей территории.

Строительство мест стоянок для большегрузных воздушных судов позволит оптимизировать технологический процесс обслуживания большегрузных воздушных судов в Национальном аэропорту, в котором до настоящего времени нет площадки для их обслуживания без нарушения существующих схем руления и соответственно требующих периодического изменения технологии обслуживания на перроне.

Одним из направлений увеличения доходов является обслуживание воздушных судов, осуществляющих перевозку грузов контейнерного типа. В 2011-2012 годах будут приобретены погрузчики для обработки этих грузов. Как следствие, необходима реконструкция грузового комплекса с заменой технологического оборудования для внутрискладской обработки грузов, способного быстро и качественно осуществлять переработку грузов контейнерного типа.

Реконструкции требуют и системы электро- и теплоснабжения объектов Национального аэропорта Минск. В настоящее время оборудование котельной и трансформаторных подстанций выработало свой ресурс и требует срочной замены. Кроме того, строительствоцентрТОиРи международного транспорта - логистического центра и районе территории Национального аэропорта Минск приведет к увеличению нагрузки на сети электроснабжения. Реконструкция данных систем позволит не только повысить надежность электроснабжения аэропорта, а также установить непрерывный контроль за расходом электроэнергии и тем самым обеспечить ее экономию.

Для минимизации потерь от роста цеп на энерго- и теплоресурсы прогнозируется проведение работ по максимальному исключению зависимости Национального аэропорта Минск от поставщиков электроэнергии. С этой целью на базе котельной планируется установка газопоршневыхагрегатов и пиковых котлов. При их внедрении будет достигнута экономия топлива и финансовых средств за счет повышения коэффициента полезного действия малых котлов при работе на нагрузке, близкой к номинальной, снижения потребления электроэнергии на циркулярном насосе, дутьевом вентиляторе и дымососе.

При установке газопоршневых агрегатов и пиковых котлов, кроме экономии топлива и финансовых средств, достигается снижение расхода топлива на объектах управления воздушным движением при аварийных отключениях внешнего электроснабжения, возможность функционирования аэропорта без существенных ограничений при полном прекращении внешнего электроснабжения, обеспечение горячим водоснабжением объектов аэропорта круглый год и, как следствие, снижение расхода электроэнергии на подогрев воды в летнее время, обеспечение тепловой энергией объектов аэропорта в требуемых объемах, и, как результат, повышение качества обслуживания потребителей услуг аэропорта. Годовая экономия топливно- энергетических ресурсов (далее - ТЭР) составит 2808 т.у.т., экономический эффект от экономии ТЭР - 1264 млн. руб. Снижение стоимости электроэнергии составит около 50%, и, как следствие, платежи за электроэнергию сократятся па 976,2 млн. руб.

Для создания полномасштабного хаба на базе Национального аэропорта «Минск» необходимо решение ряда основополагающих задач, предусмотренных программой, в том числе:

– реконструкция и модернизация аэровокзального комплекса и строительство нового терминала для транзитных пассажиров, приобретение нового технологического оборудования для сокращения сроков обслуживания транзитных пассажиров, строительство гостиничного комплекса;

– увеличение парка воздушных судов Национальной авиакомпании «Белавиа» для формирования оптимальной сетки расписания, обеспечивающей достаточную частоту и (тарифную)привлекательность полётов.

В этой связи особую актуальность приобретает необходимость решения на институциональном уровне вопроса либерализации пограничного и таможенного законодательства.

К финансовоёмким мероприятиям также относится запланированное на ближайшие годы ремонт аэродромных покрытий в аэропортах Могилев, Брест, Витебск, строительство пристройки к зданию КДП, совмещенному с аэровокзалом, в Витебске для расширения зоны обслуживания авиапассажиров, замена светосигнального оборудования на аэродроме Витебск.

Наши рекомендации