Стратегия социально-экономическое развитие экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Предстоящее пятилетие должно стать периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси. Для этого необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.

Основной целью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:

· развитие человеческого потенциала;

· предпринимательство и инициатива;

· инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

· рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

· устойчивое развитие регионов;

· качественное и доступное жилье;

· эффективный агропромышленный комплекс

Развитие экономики Республики Беларусь в 2011–2015 гг. должно основываться на ускоренном развитии высокотехнологичных производств, способных предложить мировому рынку принципиально новые виды товаров и услуг. Акцент делается на развитии технологий V и VI укладов, позволяющие значительно увеличить производительность труда и фондоотдачу, снизить материалоемкость и энергоемкость производства. Реализация данного подхода позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, приближающегося к развитым постиндустриальным странам, существенно повысить конкурентоспособность белорусской экономики, осуществить ее структурную диверсификацию и обеспечить рост эффективности.

При разработке пятилетней программы необходимо исходить на преемственности тех целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Учитывая, что национальная модель социально ориентированной рыночной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет, она должна быть сохранена и совершенствоваться в прогнозном периоде.

Вместе с тем диалектика развития требует постоянного совершенствования и модернизации действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и социально-экономической политики.

В контексте такого подхода сохраняется главная целевая установка экономического развития – повышение благосостояния белорусского народа. Предполагается сохранение и повышение социальных стандартов жизни народа, обеспечение высокого уровня социальной защиты и доходов населения. Достижение высоких темпов роста уровня жизни населения предполагается обеспечить в результате увеличения темпов роста ВВП. При обосновании показателя темпов роста ВВП необходимо исходить из задачи: добиться уровня заработной платы в Беларуси в номинальном валютном исчислении на уровне не ниже, чем в среднем в сопредельных странах, который сложится в прогнозном 2015 г., а именно – около 1000 долл. США (в 2009 г. средняя заработная плата в Беларуси составляла всего 46% от ее среднего уровня в сопредельных странах).

Что касается реальных возможностей достижения такого уровня социально-экономического развития страны и связанного с ним ВВП, то для его обоснования необходимо использовать подходы, направленные на совершенствование действующей экономической модели и определяющие ограничения и предпосылки экономического роста. При этом обязательный акцент должен быть сделан на следующих положениях:

1. Развитие страны и ее секторов в прогнозном периоде должно осуществляться в рамках допустимого коридора безопасного развития экономики в соответствии с пороговыми (ограничительными) значениями показателей экономической безопасности, нацеленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости социально-экономического развития.

2. Необходимо предусмотреть возможности и направления раскрепощения предпринимательской активности, создания новых мотивационных механизмов, прежде всего для руководителей предприятий.

В условиях, когда большая часть собственности принадлежит государству, рыночные мотивационные механизмы не работают, тарифная сетка также слабо стимулирует работников, поэтому необходимы новые мотивационные механизмы, в первую очередь, для менеджеров, в т.ч. на основе опционных программ. Наиболее успешным менеджерам должна передаваться собственность в обмен на их ноу-хау, которые они успешно реализовали на предприятиях. Важную роль должна сыграть контрактная система. В контракты у руководителей предприятий предполагается включить задания по росту эффективности производства, улучшению финансового состояния предприятий, решению социальных проблем коллектива.

В основе активизации предпринимательской инициативы лежит расширение свобод и возможностей у предприятий, связанных с дальнейшим сокращением административных барьеров, развитием государственно-частного партнерства, реформированием системы органов государственного управления, направленным на сокращение вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и сосредоточении их деятельности на выработке и реализации соответствующей социально-экономической и технической политики.

3. Обеспечить максимальное задействование механизмов использования возможностей (как отечественных, так и зарубежных) инновационного развития экономики.

В основе любого ускорения развития человеческого общества лежат инновации, но ими необходимо заниматься системно. Поэтому необходимо формирование системно увязанных подходов инновационного развития, охватывающих вопросы организации, финансирования, стимулирования, контроля, внедрения и тиражирования инноваций.

Прогноз основных индикаторов и показателей развития реального сектора экономики должен базироваться на определении перспективных потребностей – емкости внутреннего и внешних рынков и спроса на производимую продукцию и услуги, а также учете основных направлений научно-технического прогресса.

К числу благоприятных следует отнести возобновление после 2010 года роста мировой экономики (более 4 процентов в год), что обеспечит постепенное восстановление емкости внешних рынков для белорусских товаров и услуг; сглаживание энергетических барьеров для экономического роста за счет повышения энергоэффективности экономики и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей. Развитие внешнеэкономической интеграции со странами СНГ, расширение связей с ЕС и другими странами мирового сообщества будет способствовать укреплению и расширению позиций Беларуси на мировых рынках, расширению возможностей использования новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.

К неблагоприятным внешним факторам следует отнести ужесточение конкуренции на мировых рынках, рост цен на сырье и энергоносители, сохраняющиеся барьеры для допуска белорусских товаров на внешние рынки.

Среди факторов, способствующих росту ВВП, необходимо также учитывать:

· рост производительности труда на основе обновления и замены более эффективными применяемых технологий и средств производства;

· снижение удельного веса промежуточного потребления в валовом выпуске товаров и услуг;

· кадровая реструктуризация путем перераспределения работников в сектор малого бизнеса и сферу услуг;

· повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции;

· проведение всех видов реструктуризации предприятий с целью увеличения объемов продаж и их рентабельности.

При определении перспектив социально-экономического развития целесообразно использовать преимущественно методы активного целевого прогноза. Он исходит из необходимости достижения стратегических целей и обеспечения приоритетов развития национальной экономики, учета изменившихся потребностей, внешних и внутренних факторов экономического роста. Наряду с методами математической статистики, линейного и динамического программирования при активном прогнозе следует применять методы технико-экономических расчетов, основанные на использовании укрупненных нормативов, отражающие влияние научно-технического прогресса, прогрессивных структурных сдвигов; методы системно-структурного анализа с экспертными оценками в виде «дерева целей» и матриц «цели-средства»; имитационного моделирования с вариантными расчетами предполагаемых ресурсов, конъюнктуры рынков и оценкой ожидаемых последствий экономических преобразований; сравнительный и балансовый методы.

Обоснование ключевых направлений и мер по государственному регулированию социально-экономических процессов необходимо предусматривать с учетом максимального использования рыночных механизмов регулирования. Это касается таких главных рычагов воздействия государства на экономику, социальную и экологическую сферы, как бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и валютное регулирование, формирование цен, государственные закупки продукции (работ и услуг), а также меры административного воздействия.

При обосновании направлений совершенствования и прогнозе количественных значений регуляторов следует исходить из необходимости обеспечения их взаимоувязки, оценки комплексного воздействия на регулируемые процессы.

В качестве основных критериев оценки этого воздействия рекомендуется принять степень приближения к достижению главной цели (целевых индикаторов) и требуемый уровень эффективности функционирования экономики.

В связи с недостаточностью ресурсов и в целях обеспечения сбалансированности показателей при разработке направлений и комплекса мер по развитию экономики необходимо соблюдение следующих ограничений:

Ø социальная сфера:

§ обеспечение последовательного роста потребления благ и услуг;

§ не превышение критических порогов безработицы, экономически оправданной дифференциации доходов населения, рационального соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда, заработной платы во внебюджетной сфере и в бюджетных учреждениях;

§ обеспечение государственных минимальных социальных гарантий малообеспеченным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг;

§ оптимизация демографических процессов;

Ø экономическая сфера:

§ развитие и повышение эффективности основных звеньев научно-производственного и инновационного потенциалов, отвечающих стратегическим целям и задачам перспективного развития страны;

§ переход на инновационный путь развития, повышение уровня конкурентоспособности продукции;

Ø экологическая сфера:

§ восстановление почвенного плодородия, растительного и животного мира;

§ сохранение биоразнообразия и экологического равновесия;

§ сохранение благоприятной природной среды для нынешних и будущих поколений.

Разработка Программы осуществляется на 2011–2015 гг. с погодовой разбивкой показателей. В качестве базисных принимаются 2009 (отчет) и 2010 годы (оценка). Объемные стоимостные показатели (производство продукции, стоимость основных средств, капитальные вложения) и темпы роста показываются в сопоставимых ценах 2010 г. (цены разработки прогноза на 2010 год). Финансовые показатели даются в ценах соответствующих лет. Показатели Программы-2015 на прогнозируемый период даются, как правило, в интервале min–max. [14]

Наши рекомендации