Общественное воспроизводство и его роль в развитии общества.
Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс производства.
Общество не может перестать потреблять, не может и перестать производить, следовательно, общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства. Иными словами, чтобы экономическая система могла существовать, она должна воспроизводить сырье, средства производства, рабочую силу не только как элементы производства, но и как экономические отношения.
Применительно к системе национальной экономики традиционный процесс воспроизводства можно представить как циклическое взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления. Наличие этих стадий - фундаментальная закономерность экономических процессов, их важнейшее свойство. В итоге в экономике постоянно наблюдается циклический круговорот продукции, товаров, услуг в виде воспроизводственных процессов.
Производство-процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.
Распределение - процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведенном продукте.
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. В фазе обмена продукт труда превращается в товар.
Потребление-конечное использование произведенного продукта.
Цепочка "производство - распределение - обмен - потребление" никогда не прерывается, кроме того, все четыре фазы существуют одновременно, поскольку ни одну из фаз невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства.
Важным является анализ процесса воспроизводства с социально-экономической точки зрения, предполагающий рассмотрение трех его аспектов: воспроизводства материально-вещественных факторов производства, воспроизводства рабочей силы и воспроизводства производственных (экономических) отношений. Только воспроизводство всех трех сторон общественного капитала обеспечивает его воспроизводство в целом. Если нет воспроизводства хотя бы одной стороны - нет его в целом. Кроме того, указанные три стороны должны воспроизводиться не только количественно, но и прежде всего качественно.
Потребности и их виды.
Именно экономические потребности выступают как побудительный фактор активной деятельности человека. Несмотря на то, что люди занимают разное положение в экономике, все они — потребители. Под экономическими потребностями понимается желание потребителей приобрести и использовать материальные блага и услуги, удовлетворяющие их нужды.
Потребности подразделяются на первичные, которые удовлетворяют жизненно важные потребности человека, и связаны с самим существованием человека (пища, одежда, жилье и др.) и вторичные, возникновение и изменение которых зависит от технического и духовного прогресса общества.
Граница между этими группами потребностей неустойчива. Например, если потребность иметь какое-либо жилье первична, то потребность иметь собственный благоустроенный коттедж — вторична. Или — то, что несколько лет назад считалось предметом роскоши (бытовая техника), сейчас — предмет первой необходимости.
Кроме того, поскольку люди имеют разные доходы, привычки, социальное положение, то что для одного человека — предмет роскоши, для другого — предмет первой необходимости. Помимо предметов, наши потребности удовлетворяют и услуги. Например, консультация врача или юриста, услуги преподавателя — репетитора, ремонт автомобиля и т.п.
В состав потребностей входят также потребности предприятий и государственных органов. Предприятия испытывают потребности в зданиях, складских помещениях, машинах, средствах связи, которые позволяют реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности или преследуя собственные, строит автострады, больницы, учебные учреждения, содержит армию.
Потребности имеют тенденцию к повышению. Появление новых товаров ведет к тому, что потребности изменяются и умножаются. Еще недавно у нас не было желания покупать компьютеры, микроволновые печи, видеотехнику. Более того, удовлетворив потребность в видеомагнитофоне, люди желают приобрести видеокамеру. Тем не менее, многие из наших потребностей остаются неудовлетворенными. Конечная же цель всей экономической деятельности заключается в удовлетворении многообразных материальных потребностей.
Блага и их классификация.
Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.
Удовлетворение как проявляющаяся способность предмета должно быть осознано людьми. Школа неоклассиков главным образом выделяет блага экономические и неэкономические, т. е. рассматривает редко встречающееся разграничение.
Редко существующее благо признается экономическим благом, а благо, имеющееся в количестве, которое неограниченно, – неэкономическим благом.
С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.
По мнению сторонников неоклассической школы, товар представляет собой благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в данном определении не указывается, что товар должен быть в форме продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.
Первостепенной основой определения экономических благ служит стоимость этих благ, или их ценность. К. Маркс в своей теории рассматривает экономическую природу создаваемых благ. По его мнению, трудовые затраты, которые общественно необходимы, или труд, который действует при нормальных средних условиях общественного производства, а также средней трудовой интенсивности, являются определением экономических благ.
Существует определенная классификация экономических благ,представленная таким благами, как:
1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;
2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;
3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;
4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;
5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;
6) косвенные блага, созданные с производственной целью;
5) взаимозаменяемые(субституты), т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;
6) взаимодополняемые блага(комплименты).
Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.
Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.