E. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Причины существования идеалистических концепций общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философские теории общества и право.

Идеалистическое понимание общества и истории.

1.Общественное сознание определяет общественное бытие.(Главный аргумент – прежде, чем что-то сделать, человек думает).

2.Отрицание законов существования общества. Ничто неповторимо.

3. Общество – сумма индивидов. Люди никак не связаны друг с другом.

4. История – результат деятельности великих личностей, остальные массы – материал.

5. История – поле проявления случайностей.

6. Прогресс связан с реализацией идеалов. Цель – воплощение социального идеала.

Материалистическое понимание общества и истории.

1. Бытие определяет сознание.

2. В обществе существуют объективные законы.

Два аргумента:

1) в обществе существует система отношений, складывающаяся независимо от сознания людей (производственная деятельность носит объективный характер – хочешь жить - работай).

2) новое поколение пользуется знаниями, накопленными их предками. Преемственность. Культура – субстанция истории.

3. Идея социального прогресса. Существует развитие общества, при этом существует преемственность.

4. Определяющую роль в истории играют народные массы.

5. Идея повторяемости исторического процесса.

Существует естественно-исторический процесс, это объективный процесс, связанный с общественными формациями. Носит универсальный характер, т.к. применим к любому обществу.

Общественное бытие и общественное сознание.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальное отношение людей к природе и друг другу, которые складываются в процессе производства и воспроизводства собственной и чужой жизни. В бытии материального субстрата можно выделить: сами люди, вещный компонент (природа, преобразованная человеком).

Общественное сознание – совокупность чувств, настроений, взглядов, теорий, действующих в обществе, выражающих духовную жизнь в обществе и отражающих общественное бытие, т.е. общественное бытие первично. Общественное сознание не сводится к сумме индивидуальных сознаний.

Три закона развития общественного сознания:

1) общественное сознание способно обладать относительной самостоятельностью.

2) общественное сознание может опережать общественное бытие, а может и отставать.

3) общественное сознание способно активно влиять на общественное бытие.

F. Волюнтаризм и фатализм. Объективное и субъективное, необходимость и свобода, стихийность и сознательность в историческом процессе. Свобода, необходимость и право.

Чтобы понять сущность свободы личности, важно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм - это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным или сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. Будучи крайним выражением этического релятивизма, волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни общества.

Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с мнениями и интересами других людей выдавая свой произвол за высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в недавней истории нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение, желание "подтолкнуть" ход истории в желаемом для них направлении навязать истории свою (часто очень сильную) волю. История рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за которые народы расплачивались людскими жертвами, нищетой, замедлением развития.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их или судьбой, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека, ибо отрицаются всякие альтернативы жизни. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий.

Но человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике. Свобода - это самостоятельное распоряжение человеком своим существованием, выбор собственного жизненного пути и самоопределения. Свобода есть творческая раскрепощенность человека, протест против сложных условий существования. Она означает освобождение человека от диктата внешних сил и обстоятельств - как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать "по своему усмотрению", определять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У человека, как известно, есть множество вариантов для выбора. И свобода - это не только возможность сделать выбор своего жизненного пути, но и сам выбор человека с целью обретения подлинно человеческого способа существования - гуманистического, разумного, творческого и доброго. Вне свободы человек не может раскрыть свою творческую сущность. Вот почему творчество нуждается в свободе, она есть средство осуществления человеком смысла своей жизни и путь к счастью как полноте своего существования.



Наши рекомендации