Теория товара и стоимости: различные подходы.

Основное содержание теории товара и стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.

1 положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Меновая стоимость – форма, в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимости все товары становятся качественно однородными и количественно равными в меновой пропорции.

2 положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещ, для других членов общества. Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продукта по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество общественного труда.

3 положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.

Если какой-то продукт требует больше рабочего времени для своего изготовления, то его стоимость будет выше, и наоборот. Неслучайно 1 кг мяса стоит больше 1 кг пшеницы. Для производства этого количества мяса требуется затратить примерно в 5-10 раз больше рабочего времени, чем на производство 1 кг пшеницы.

4 положение. В каждой отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают различное по величине индивидуальное рабочее время. Это происходит не случайно. Ведь независимые друг от друга частные производители имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. По этому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества по соответствующей индивидуальной стоимости.

Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт наибольшее по величине рабочее время. Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная стоимость. Именно этой стоимости соответствует рыночная цена, по которой продается основная масса благ.

А так же авторская школа предельной полезности выдвинула следующие основные положения.

1 положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами вещи. Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для жизни и благосостояния.

2 положение. Полезные блага подразделяется на два вида: эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеют в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благом хозяйствующие лица приписывают ценность.

3 положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

4 положение. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Можно оценить товарно-рыночные отношения со стороны потребителя.

Во-первых, рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаровладелец и покупатель имеет свою субъективную оценку полезности продуктов, то все такие оценки не совпадают. Тогда становится не возможно определить меновую стоимость и общую рыночную цену товаров.

Во-вторых, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действия в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилища). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон скорее всего неприменим подавляющей массе товаров – многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

В-третьих, свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует технический прогресс.

В рассмотренных выше учениях имеется ряд положений, правильно ориентирующих хозяйственную практику. К ним, относятся следующие утверждения, которые характеризуют товарный обмен как реально существующее единство противоположных сторон:

- приобретаемые покупателем блага имеют лично для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности. Неслучайно в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг – деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящего лично для него блага;

-товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением суммы денег;

-величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее редкости.

Вопрос 4 Рынок: содержание, функции, механизм

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок характеризуется сложной и богатой структурой. Его структура зависит от следующих критериев.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

Потребительский рынок– рынок потребительских товаров и услуг. Целью потребительского рынка является удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. В свою очередь этот рынок подразделяется на: 1.рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);2. рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

3. рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Рынок труда, или рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала – товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Здесь деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

Рынок ценных бумаг. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информации, где товаром выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По экономическому назначению субъектов рыночных отношений:

Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

Рынок государственных учреждений– совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

По общественному разделению труда: 1.Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;2 Региональный рынок, 3.Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; 4.Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени зрелости: Неразвитый рынок; Развитый рынок; Формирующийся рынок;

По степени ограниченности конкуренции:

1.Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

2.Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

3.Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

По соответствию действующему законодательству:

Легальный рынок (открытый, узаконенный);

Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

Основные функции современного рынка:

1. Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

3. Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

6. Оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Наши рекомендации