Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы.
Потребность – ощущение нужды и недостатка в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.
Потребность рассматривается в экономической теории по-разному. Одни считают, что потребность – это осознанные запросы или нужды в чём-либо. Другие рассматривают их как объектно-необходимые условия жизни. Третьи представляют потребности как отношение человека к миру вещей или внешнему материальному миру. Четвёртые как состояние неудовлетворения, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти, или как испытываемое состояние удовлетворения, которое человек пытается получить.
Под материальными потребностями подразумевается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют удовлетворение.
По отношению к масштабам и структуре производства потребности делятся следующим образом:
ü абсолютные/перспективные;
ü действительные, необходимые, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне производства;
ü подлежащие удовлетворению потребности;
ü фактически удовлетворяемые.
В зависимости от роли потребности в воспроизводстве физической силы:
ü физические;
ü интеллектуальные;
ü социальные
С точки зрения уровня:
ü элементарные (физические);
ü высшие (социальные).
В зависимости от социальной структуры:
ü потребности общества в целом;
ü Потребности отдельных людей;
ü потребности классов или социальных групп.
В зависимости от участия в производственном процессе:
ü производственные;
ü непроизводственные
В зависимости от сроков:
ü текущие (краткосрочные);
ü перспективные (долгосрочные).
Также:
ü здоровые;
ü нездоровые;
ü законные;
ü незаконные.
По уровню и виду удовлетворения:
ü минимальные (выживание);
ü нормальные (оптимальные);
ü роскошные (самоцель).
По теории Маслоу потребности людей можно представить в виде строгой иерархической структуры.
Первичные потребности |
Вторичные потребности |
С развитием человеческого общества потребности постоянно растут. Это подтверждает многолетнюю историческую закономерность называемую законом возвышения потребностей – закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его путей развития произв. сил и культуры.
Маршинолизм указывает на действие закона насыщения потребностей в краткий период времени. Он заключается в том, что по мере потребления какого-либо блага в краткосрочный период потребности человека насыщаются и убывает полезность каждой последующей единицы блага. Насыщение потребности приводит к действию закона убывания потребности.!!
Потребности реализуются через экономические интересы – побудительные мотивы сознательной деятельности направленные на удовлетворение объективно обусловленных запросов, нужд.
В эк.т. выделяют:
ü личные интересы (материальные, духовные, социальные потркбности);
ü коллективные (потр-ти коллектива или социальных групп);
ü общественные (общества).
7. Ресурсы (факторы производства). Классификация и основные характеристики. Ограниченность ресурсов.
Чтобы организовать производство благ необходимо располагать соответствующими экономическими ресурсами.
Экономические ресурсы – совокупность возможностей и предпосылок, имеющихся в распоряжении и достаточных для создания экономических благ и удовлетворения потребностей человека и общества.
Среди эк. ресурсов выделяют 4 группы:
ü людские (трудовые) – трудоспособное население, рабочая сила, готовая быть включённой в процесс производства;
ü материальные – оборудование, знания, запасы сырья, предприятия, фирмы, объединения, которые способны вести хозяйственную деятельность;
ü финансовые –денежные сбережения, благородные металлы, банки;
ü природные – полезные ископаемые, плодородие, климатические условия.
Следовательно выделяют:
ü исчерпаемые;
ü неисчерпаемые;
ü воспроизводимые;
ü невоспроизводимые;
ü альтернативные;
ü неальтернативные
Потенциал эк. ресурсов должен подпитываться со стороны духовного общества, прежде всего фундаментальная и прикладная наука. Та часть ресурсов, что используется в секторе экономики в качестве условий производства товаров и услуг – факторы производства.
Существует 3 основных фактора: труд, капитал, земля.
Труд. Физическая и интеллектуальная деятельность человека направлена на оказание услуг и создание благ. Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда. В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Образование совокупности рабочей силы есть следствие для разделения и специализации труда, его комбинирования.
«Человеческий капитал» выступает как совокупность врождённых и приобретённых способностей человека к труду, состояние здоровья, его таланты и деловые качества, а также уровень квалификации и образования, приносящий дополнительный доход.
Формирование рабочей силы как фактора производства включает в себя и процесс инвестирования в человеческий капитал. Основными направлениями инвестирования выступают:
ü образование
ü воспитание
ü здоровье.
Что касается ресурса земля, то к понятию относятся все остальные ресурсы. В эту категорию входят: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.
Понятие капитала или инвестиционных ресурсов охватывает все произведённые средства производства товаров и услуг. Процесс производства и накопления этих производств называется инвестированием. Капитал можно определить как ценность приносящая поток дохода или как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг.
Капитал – совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда, это экономические ресурсы, которые объединены общей целью экономических субъектов получения дохода.
Различают:
· Физический капитал – производственные фонды предприятий (здания, сооружения, станки, оборудование);
· Человеческий капитал – инвестиции в знания, квалификацию;
· Финансовый капитал – ценные бумаги, заёмные средства.
Разница между суммой благ, производимых с помощью капитала, и суммой благ, которыми пришлось пожертвовать для создания капитала, составляет величину чистой производительности капитала. Она характеризует выраженный в процентах доход капитала.
Субъектами спроса и предложения на рынке капитала являются предприниматели и домашние хозяйства. Спрос на капитал как фактор производства, предполагает спрос на инвестиционные средства, необходимые на приобретение капитала в его физической форме.
Все домашние хозяйства, которые берут деньги в долг или предоставляют средства для займов, оперируют на рынках ссудных капиталов.
Деньги, предоставленные в долг - ссудный капитал.
Цена, уплаченная собственнику капитала за пользование его денежными средствами в течении определённого периода времени, - ссудный процент.
Источником уплаты ссудного процента является прибыль, полученная от использования ссудного капитала.
Норма ссудного процента равняется отношению дохода на капитал, предложенный в ссуду к самому размеру капитала, выраженного в процентах.
Номинальная ставка процента – текущая рыночная ставка процента без учёта инфляций.
Реальная ставка процента – номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляций.
Рыночный спрос на рыночный капитал – суммарный спрос на денежные средства при той или иной ставке ссудного капитала.
Рыночное предложение ссудного капитала – сумма денежных средств, предлагаемых всеми хозяйствующими субъектами при любой возможной ставке процента.
Инвестиции – вложения в основной капитал, запасы, резервы.
Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность, включающая в себя элементы новаторства и риска направленная на получение прибыли под свою имущественную ответственность.
Все экономические ресурсы или факторы производства обладают одним общим корректным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Ограниченность как сущностная характеристика производственных ресурсов определяется на основе соотношения между потребностью в данном элементе и его запасом.Чтобы получить максимальное количество полезных товаров и услуг, производимых из имеющихся определённых ресурсов, общество должно обеспечить полную занятость и полный объём производства. Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для использования ресурсов. Полный объём производства означает, что применяемые ресурсы следует использовать так, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объём продукции.