Экономика как сфера жизнедеятельности общества и науки
Экономика как сфера жизнедеятельности общества и науки
Для того, чтобы потреблять и удовлетворять потребности людям необходимо в достаточном объёме иметь разнообразные блага. Эти блага нужно создавать в процессе трудовой деятельности. Это означает, что человек вынужден в первую очередь заниматься хозяйственной деятельностью. Хозяйственная деятельность представляет собой одну из разновидностей целесообразной деятельности основанной на известном расчёте затрат и результатов и направленной на получение определённых благ, используемых в дальнейшем для удовлетворения различного рода потребностей. Человек создаёт экономику и вынужден заниматься экономикой.
Термин «экономика» происходит от «ойкос» - дом, хозяйство и «комос» - учение, закон. Экономика – искусство, навыки, умение правильно вести домашнее хозяйство.
Если экономика есть определённая сфера человеческой деятельности, то возникает о её соотношении с другими сферами или жизнью общества в целом.
Исходный тезис: экономика выступает как материальная основа для существования общества, поскольку она предоставляет в готовом виде все ресурсы, что необходимы для дальнейшего развития других сфер.
Экономика – сфера деятельности непосредственно человека, целью которого является собственное удовлетворение всех жизненно необходимых потребностей. а также наука, которая изучает данную сферу.
Экономическая деятельности людей представляет собой очень сложный комплекс различных действий и процессов, где экономическая теория выделяет 4 стадии:
· производство
· распределение
· обмен
· потребление
Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования человека.
Распространение – процесс определения доли, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производстве продукта.
Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.
Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей.
Таким образом экономика представляет собой общественную систему, наполненную отношениями присвоения как совокупность форм и методов. Она предполагает наличие экономической культуры и экономического сознания.
Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория
Экономическая политика- целенаправленная система мероприятий гос-ва в области общественного производства, распределения, обмена и потребительских благ.
Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, направлена на укрепление национальной экономики.
Политики, пользуясь экономической теорией должны считаться с культурными, социальными, правовыми и политическими аспектами решаемой проблемы. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, её совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.
Государственная экономическая политика осуществляется при помощи различных инструментов регулирования экономических процессов и субъектов хозяйственной деятельности. Реализация этой экономической политики осуществляется посредством президентских указов, правительственных постановлений, нормативных актов, текущих постановлений.
Выделяют позитивные и нормативные экономики. Обоснование экономико-политической программы перехода к рыночной экономике должно опираться на объективные экономические законы. Позитивная экономика ищет объект или научные объяснения формулирования экономики. Она имеет дело с тем, что Есть или Может быть. Нормативная экономика изучает то, что Должно быть.
Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
Вопрос «Что производить?» никогда не снимается с повестки дня, потому что каждый раз общество наталкиваясь на ограниченность ресурсов, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Проиллюстрируем способ решения этого вопроса с помощью кривой произ водственных возможностей, которая выражает максимальный, потенциально возможный объём производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.
y
B А
М С товар X
товар Y
Х
Кривая производственных возможностей
Модель предполагает, что государство изготавливает 2 товара.
Если общество направит все возможности на производство товара Х, то его можно изготовить много.
Если общество будет изготавлять только товар Y, то его полное производство допускается при прекращение выпуска товара Х.
Возможен и компромисс варианта производства и товара Х и товара Y (точка А). Все множества точек кривой производственных возможностей показывает варианты переключения с производства товара Y на товар Х.
Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска первого товара вынуждена сокращать производство другого. Экономика страны не всегда находится на границах пределов использования своего экономического потенциала (точка М). Причинами может быть безработица, неэффективное управление экономикой и др.
Одновременное увеличение выпуска всех товаров, а значит и прорыв проблемы выбора, возможно лишь при экономическом росте, т.е. увеличение экономического потенциала страны.
Разрешение проблемы, как производство связано с выбором определённой технологии и определённых ресурсов, наглядно показано на графике производственной функции (изокванта).
Производственная функция показывает альтернативные способы получения одного и того же количества с помощью использования разных комбинаций ресурсов.
В |
А
труд
Производственная функция
На рисунке видно, что при перемещении по изокванте из точки А в точку В падает потребность в одном и растёт необходимость в другом ресурсе, иначе говоря это тоже проблема выбора, но в данном случае между разными ресурсами.
Разрешение третьего функционального вопроса «для кого производить» связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами.
Это распределение может осуществиться: во-первых, уравнительно; во-вторых, по принципу распределения по труду; в-третьих, в зависимости от вклада в производство факторов производства.
Распределение общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа их решения зависит динамичность экономической системы и её стабильность.
Вывод подходящих производственных возможностей различает в разные периоды хозяйственного развития и зависит от реального состояния материальной культуры и общества.
Существует комбинация используемых факторов, которая минимизируют издержки и в тоже максимизируют объём производства при данной сумме издержек. Этот принцип используется фирмами для оптимизации объёма выпуска. Смотри график:
Максимизацию выпуска при данной величине издержек.
L А
(труд)
К (капитал)
Для модернизации объёма выпуска фирма применяет комбинацию факторов соответствующую точке А, для перехода на более высокие объёмы ( соответствующая изоквантам и ) фирме необходимы дополнительные производственные факторы.
Можно сделать вывод: Наращивая производство одного продукта, всегда приходится жертвовать неким объёмом производства другого экономического блага.
Так обнаруживаются вменённые издержки производства (ВИП)
Количество продукта «y», от которого следует отказаться, чтобы получить прирост другого продукта х называется вменёнными издержками производства этого продукта.
ВИП = - =
Т.к. значение y в таких расчётах всегда имеет отрицательный знак, то и значение ВИП также отрицательное. При повседневных расчётах знак «-» опускается.
Значение «х» для простоты расчётов принимается за 1, поэтому ВИП равны уменьшению объёма выпуска альтернативного экономического блага.
ВИП есть особое проявление ценности или цены производства конкретного экономического блага.
ВИП (товара х) выраженные как прямые потери или как недопроизводство другого экономического блага ( y) есть альтернативная цена ( стоимость) данного экономического блага (х)
Альтернативная стоимость (цена) или издержки упущенных возможностей – это затраты или потери других благ, от производства которых приходится отказаться в определённый момент.
При анализе предоставленных данных получаем закономерность:
При переходе от одного варианта к другому единичные ВИП ( ) экономического блага х по отношению к благу y нарастает, каждый раз за получением дополнительной единицы экономического блага х приходится жертвовать всё большим количеством экономического блага y.Таково содержание закона возрастания ВИП.
Общие ВИП есть альтернативная стоимость между базовым вариантом определённого случая и любым другим вариантом.
Частная Государственная
- отдельные рабочие - республиканская
- индивидуальный капитал - государственная
- коллектив (товарищества, АО) -коммунальная
Частная характеризует такой тип присвоения, при котором интересы социальной или иной группы доминируют над интересами целого общества.
Государственная собственность выступает основой государственного сектора над экономикой.
Государственная собственность находится в монопольном распоряжении органов управления.
Разновидности форм собственности:
- смешанные формы собственности (в образовании собственности участвует частный и государственный капитал)
- производные формы собственности (собственность церкви и религиозных общин, товариществ, общественных организаций или ассоциаций)
Эффективность государственной собственности обусловлена функциями:
- способность осуществления макро регулирования;
- формирование стратегии экономического развития общества в целом;
- оптимизация структуры национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной на человека;
В экономической теории выделяют 2 типа отношений собственности:
а) частная;
б) общественная – характеризует такой тип присвоения, при котором интересы реализуются через их согласование;
В соответствии с Конституцией РБ в собственности могут находиться:
а) земля и недра
б) воды и воздушные пространство
в) растительность и животный мир
г) здание, сооружения, оборудование
д) предметы материальной и духовной культуры
е) результаты интеллектуального труда
ж) информация
з) деньги
и) ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество
Способ установления прав собственности от национальной правовой традиции. В современных условиях выделяют две теории собственности:
- континентальная;
- англо-саксонская;
Различаются степенью концентрации прав у одного субъекта и возможностями комбинирования частичных полномочий.
Континентальная традиция исходит из цельности неограниченности и неделимости отношений собственности. Собственником каждого ресурса она признаёт только одного субъекта.
Англо-саксонская – основана на концепции собственности, как сложного отношения, состоящего из набора прав собственности. В этом случае установление права собственности предполагает закрепление за каждым полномочием конкретного собственника, а не определение единого собственника.
Во второй половине ХХ века англо-саксонская традиция послужила основой институциональной трактовки собственности, которая предполагала необходимость учитывать различие частных правомочий, каждое из которых регулирует отдельное взаимодействие субъектов по поводу объектов собственности.
15.Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.
Реформирование собственности может осуществляться в форме национализации, приватизации, разгосударствления.
Разгосударствление – это совокупность мер по образованию государственной собственности, направленной на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются полномочия на уровень предприятия. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в передаче в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. В современных условиях в РБ ключевыми принципами в сфере реформирования собственности являются:
1) Расширения инструментария приватизации;
2) Дифференцированный подход предприятий в зависимости от их ликвидности;
3) Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа, представление инвесторами долгосрочных планов развития предприятия;
4) Учёт мирового опыта проведения реформ;
5) Сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства и коллективов предприятия;
6) Организационная система государственного контроля на всех этапах преобразования.
В РБ методы и способы приватизации осуществляются путём разделения функций собственности и управления. Владелец контрольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, который подотчётен собственнику. В РБ приватизация осуществляется более медленными темпами и в меньших масштабах по сравнению с западноевропейскими и некоторыми бывшими социальными сторонами, что объясняется умеренными темпами регулирования нашей экономики.
РЫНОК
1)по типу функц-я
-свободный
-монополизированный
-регулируемый
-планово-регулируемый
2)по законодательству
-легальный
-теневой
3)по степени насыщ-ти
-равновесн. (спрос=предл.)
-дефицитный
4)по орг-и рын-го обмена
-оптовый-розничный
-экспортный
-импортный
5)по типу конкуренции
-рынок свободной совершенной конкуренции
-рынок несовершенной конкуренции
1)рынок чистой монопол
2)олигополия
3)монополистической конкуренции
Рынок формирует свою инфраструктуру. Это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг анти купли и продажи. Это совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального уровня его функционирования.
К таким институтам относятся:
-товарная биржа
-фондовая биржа
-биржа труда
-торговые дома
-сеть коммерческих банков
-информ-но-коммер-е центры
-оптово-посредн-е фирмы
-снабженческо-бытовые оргаорганизации
-страховые компании
-аудиторские фирмы
-центры по подготовке специалистов
-кредитная система
-ярмарки
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы.
Их основы – центральный и местный бюджет. Через государственный бюджет происходит перераспределение доходов и финансирование государственных программ.
Важнейшей частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющие правила рыночного поведения.
А) Микрорегулирование
1) Налогообложение
-льготное
-налоговые скидки
-освобождение от налогов
2)Ускоренная амортизация
3)Воздействие на цены
4)Антимонопольное регулирование
5)Размеры выпуска, производительность, ее квоты, обязательная регистрация соглашений об объединении фирм.
Б)Макрорегулирование
1)Финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции.
2)Создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизирующих экономику.
3) Программирование и прогнозирование экономики.
4)Политика регулирования доходов.
5)Социальная политика, государственное предпринимательство.
В) интеррегулирование
1)торговая политика государства
2)управление обменным курсом
3)система тарифов и льгот
4)лицензирование внешней торговли т.д.
Ещё методы делятся на:
1)Экономические: формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности субъекта в осуществлении определенных действий.
2)Административные: приказы и распоряжения, направляемые по конкретному адресу
Ещё есть прямые (законодательные акты – действие исполняет властью , государство предоставляет кредиты) и косвенное регулирование (использование предметно-денежных инструментов)
21. Модели рыночной экономики. Особенности бел. Национальной модели.
Модели рыночной экономики: либерально и социально ориентированные.
Либерально ориентированные модели | Социально ориентированные модели |
- частная собственность; - поощрение частного предпринимательства; - реализация экономических функций государства, в основном на микроуровне; - частичное перераспределение национального дохода. | - Сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении соц. проблем; - реализация экономических функций государства на макро и микро уровне; - направление социальной политики по отношению ко всем челнам общества; - активное государственное регулирование занятости населения и уровня цен. |
Анализ опыта 20 века подтверждает вывод о наличии национальной модели. Главное различие заключается в масштабах гос. регулирования.
Национальные модели:
Американская | Гибкий трудовой и товарный рынок, низкие налоги, острая конкуренция, корпоративная экономика, высокоразвитые секторы «новой» экономики. |
Шведская | Открытый рынок, незначительные расходы ставок зарплаты, программное поощрение занятости. |
Немецкая | Отличная профессиональная подготовка, незначительные расходы ставок зарплаты, тесные связи между фирмами и банками, способствующие общим инвестициям. |
Японская | Высокая квалификация рабочих, высокое качество оказываемых услуг, тесные связи между банками и фирмами. |
Модели новых инд. стран | Ориентирована на экспорт, более высокие нормы налогов чем в других развитых странах, открыта по отношению к мировой торговле. |
РАЗЛИЧИЯ | Высокий либерализм в Гонконге, управление жесткой рукой в Южной Корее, всеобщая коррупция в Индонезии, безупречный стиль экономики в Сингапуре. |
Нынешняя система хозяйствования в РБ является переходной от централизованно регулируемой с общей собственностью на средства производства к социально ориентируемой регулируемой рыночной системе с многообразием форм собственности. Последние утверждения в процессе разгосударствления, приватизации, акционирования и аренды развит. индивидуальную трудовую деятельность и личное хозяйство.
Характерными чертами бел. нац. модели являются:
ü Недостаточное развитие частной собственности, прежде всего на землю.
ü Слабость личного имущества, при довольно сильных коллективных отношениях.
ü Сравнительно невысокая доля микро и среднего предпринимательства.
ü Постепенно эволюц. методы преобразования.
ü Активная роль государства в регулировании экономических процессов.
ü Неравномерность перехода к рыночным отношениям в разных отраслях.
Создание новой экономической системы в РБ осуществляется на основе умеренно-радикального подхода, ориентированного на стабильность воспроизводства.
Можно выделить 5 элементов системных преобразований:
1. Макроэкономическая стабильность и контроль.
2. Реформа цен и рынка.
3. Развитие частного сектора.
4. Пересмотр роли государства.
5. Меры совершенной социальной сферы.
А)дом.хоз-во
Б)предприятие
В)банк
Г)гос-во
А)крупный сектор эк-ки,где формируются и предлаг.др.секторам ресурсы,потребляется и сберегается получ. За исп-ие ресурсов доход.Вэт.секторе формир.спрос на потребность и услуги,реализация соц-экон.политики гос-ва.Они вкючены в эконом.потенциал страны.
Б)эк.единица функционир-я с целью получ-я прибыли,стремящаяся к максимиз.дохода,самост-но принимать решения,использовать факт-ры произ-ва для изготовления продукции с целью ее продажи.Оно предполагает вложение в дело собств. Или заемного капитала,но влечет риск и ответ-ть.Получение дохода предприятие использует на расшир-е пр-ва.
В)финансово-кредитное учреждение,регулир.движение денежных масс,необх.для норм.функционирования экономики.
Г)различные учреждения,осуществл.юридич.и полит.власть для обеспечения контроля над хоз.субъектами и над рынком для достижения общих целей.
Госбюджет
Госбюджет - совокупность финансовых отношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и исследования общегосударственных фондов и денежных средств.
Госбюджет состоит из двух частей доходной и расходной.
Госбюджет является главным финансовым планом страны.
Госбюджет выполняет следующие функции распределяющая контролирующая регулирующая.
Структура Госбюджета зависит от гос. устройства страны.
В РБ госбюджет включает согласно закону о бюджетной системе РБ бюджет республики и местные бюджеты, утверждается палатой представителей и имеет силу закона.
Совокупность всех видов бюджета образует бюджетную систему государства.
Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный (республиканский в РБ) бюджет в котором аккумулируется от 30 до 60% всех ресурсов государства.
Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывает направление бюджетных ассигнований.
В бюджетах стран с переходной экономикой, в том числе и в бюджете РБ выделяются следующие основные группы по расходам и доходам.
Доходная часть: налоговые\неналоговые доходы, доходы от госпредприятий, займы.
Расходная часть: содействие развитию хоз. отраслей, научно-исследовательские разработки, военные расходы, охрана окружающей среды, расходы на соц. нужды(пенсии, здравоохранение, жилищное строительство, образование, спорт), экономическая помощь иностранным государствам, расход связанные с оплатой госдолга и проценты по нему.
Госбюджет должен быть сбалансированным, т.е. расходы=доходам, но в настоящее время бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом.
Бюджетный дефицит - та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превысили его доходы.
Он может быть вызван следующими причинами: осуществление крупных госпрограмм по развитию экономики, милитаризация страны, стихийные и военные бедствия, экономический кризис.
Бюджет выполняет функции распределения и контроля, но в переходной экономике добавляется еще инвестиционная функция, функции соц. защиты, контроля за финансовыми расходами и доходами государства, обеспечение финансовой безопасности страны.
Бюджетный дефицит порождает госдолг.
Госдолг сумма задолженностей страны своим или иностранным, юридическим или физическим лица, правительствам других стран.
Различают внутренний и внешний долг.
Внутренний: долг государства населению, хоз. субъектам своей страны.
Внешний: задолженность юридическим или физическим лица, правительствам других стран.
Трудности регулирования госдолга и дефицита госбюджета в РБ связны с тем:
1.после распада СССР ресурсы покупаются, произошло их подорожание, следовательно, продукция не конкурентно из-за высокой себестоимости и низкого качества
2. Распался военно-промышленный комплекс
3. Резко снизился объем производства национального продукта
4. Нет четкой кредитно-денежной концепции и концепции финансового регулирования.
Бюджет 2011 года
расходы
39611 трлн. рублей
доходы
33611 трлн. рублей
дефицит
6 трлн. рублей
Совокупный спрос
Совокупный спрос - потребность в экономических благах, представленная в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства, зарубежных покупателей имеет две формы: натурально-вещественная(1), стоимостная (2).
(1) отражает общую потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах.
Структура может быть представлена:
- определенными видами продуктов и услуг, не производственного потребления;
- совокупностью всех средств производства и производственных услуг.
(2) определяется суммой планированных расходов на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного предложения.
Совокупный спрос имеет 4 компоненты:
AD=C+I+G+N.
C- совокупный спрос домашнего хозяйства;
I - спрос на капитал, оборотные средства со стороны государства;
G - гос. спрос;
N - чистый экспорт.
Кривая совокупного спроса имеет нисходящий наклон и показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен см. график:
Ценовые факторы совокупного спроса:
- эффект процентной ставки
- эффект богатства
- эффект импортных закупок
Не ценовые факторы совокупного спроса:
1) изменение потребительских расходов
2) изменение в инвестиционных расходах
3) увеличение госрасходов на покупку товаров и услуг
4) увеличение расходов на чистый экспорт
Изменение 1):
от благосостояния потребителей; их ожиданий; изменение в подоходном налоге.
Изменение 2):
от процентной ставки, субсидий, льготных кредитных инвестиций, налога на бизнес.
Госрасходы зависят от гос. политики.
Чистый экспорт зависит от колебаний валютных курсов, условий на внешних рынках.
Кроме этого совокупный спрос зависит от предложения денег и скорости их обращения.
Основные формы МЭО.
Диалектика МЭО состоит в том, что стремление к эк-кой независимости, укрепление национальных хоз-в отдельных стран приводит в итоге к всеобщей интернационализации мирового хоз-ва, открытости национальных эк-к, углублению межденар-го разделения труда.
В изучение МЭО входит изучение 2х важных составляющих: собственно междунар-х эк-х отношений и механизм их реализации.
МЭО как наука изучают не эк-ку зарубежных стран,а особенности их отношений.
В структуру МЭО входят формы:
· Междунар-я торговля товарами и услугами
· Междунар-е движение капитала
· Междунар-я миграция рабочей силы
· Междунар-й обмен технологиями
· Междунар-е валютно-финансовые и кредитные отношения
· Междунар-я эк-я интеграция
В структуру МЭО в мировом смысле входят также междунар-е транспортные и междунар-е таможенные отношения(МТО).
К субъектам МЭО относят:
- на макроэк-м уровне:
· Отдельные страны и их субъекты
· Междунар-е и интеграционные группировки,кредитные города, ТНК и глобальные корпорации и др.
- на микроэк-м уровне:
· Мелкие и средние предприятия, кооперативы и т.п., а также физ. Лица (челноки,карабейники)
- на наднациональном уровне:
· Междунар-е эк-кие организации и наднациональные институты
Особую роль в системе МЭО играют: эк-ая организация «Гринпис», организации антиглобалистов.
Международная торговля.
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля.По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объёма МЭО.
По определению Сакса: «Эк-й успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Ещё ни одной стране не удалось создать здоровую эк-ку, изолированную от мировой эк-кой системы.»
В междунар-й торговой системе ежегодно поступает до четверти произведённой в мире продукции. Согласно исследованиям ВТО на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объёма мировой торговли. Внешняя торговля стала мощным фактором эк-го роста.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с др. страной, состоящая из импорта и вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется на: торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьём, условиями,технологиями.
Междунар-я торговля – предстаёт как совокупный объём торговли всех стран мира.
Междунар-я торговля характеризуется 3мя основными показателями:
· Товарооборотом (общий объём)
· Товарной структурой
· Географической структурой
Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта стран, участвующих в междунар-м торговом обмене.Различают стоимостный и физ. объём внешней торговли. Стоимостный объём подсчитывается за определённый отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физ. объём исчисляется в постоянных ценах. Объем междунар-й торговли подсчитывается путём суммирования объёмов экспорта всех стран.
Объект междунар-го обмена – это не вся продукция отдельных стран, а, как правило, наиболее конкурентоспособная, с низкими издержками производства и лучшими потребительскими свойствами.
На мировом рынке по сравнению с внутренним ведётся ожесточённая конкуренция,направленная на расширение внешнеэк-кой деятельности.
Хотя мировой рынок отличается от внутреннего рынка отдельных стран и не может рассматриваться как их совокупность между мировым и внутренним рынками отдельных стран, как и между ценами на этих рынках осуществляется тесная взаимосвязь, осуществляющаяся через каналы внешней торговли рабочей силы.
Современные теории междунар-й торговли ведут своё начало от классической политэкономии А. Смита и Д. Рекардо. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. В своей теории абсолютного преимущества Смит перенёс общие принципы разумно хозяйствующего субъекта, казавшиеся ему очевидными, на внешнюю торговлю.
Взгляды Смита дополнил и развил Рекардо, которому принадлежит теория относительного преимущества. Она занимает центральное место в исследовании вопросов участия страны в междунар-й торговле. Рекардо доказал не только возможность,но и необходимость взаимовыгодной торговли, даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выйгрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного. Общий объём продукции можно увеличить, согласно этой теории, засчёт дополнительных преимуществ, возникших при специализации стран на производстве той продукции,при которой преимущества в издержках особенно велики.
Междунар-я торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а её объём подсчитывается путём суммирования объёмов экспорта, обычно в $ США. При её изучении исследуют динамику и структуру товарных потоков и географическое направление. При публикации товаров стран междунар-й троговли в статистических сборниках ООН товары группируют в соответствии со стандартами междунар-й торговой классификации ООН. Помимо этой товарной номенклатуры в мире широко используют Брюссельскую таможенную номенклатуру, а с 1988 г. в статистике междунар-й торговле начали применять гармонизированную систему описания и кодирования товаров, на использование которых перешли большинство стран мира. Интенсивное развитие внешнеэк-х связей требует определить их влияние на развитие эк-ки стран. Истинную картину,характеризующую реальный эффект (потери внешней торговли), отражают платёжный баланс станы. Его фундаментом служит торговый (внешнеторговый) баланс, характеризующий экспорт и импорт товара. Он строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объём реально пересекающих границу товаров.
Экономика как сфера жизнедеятельности общества и науки
Для того, чтобы потреблять и удовлетворять потребности людям необходимо в достаточном объёме иметь разнообразные блага. Эти блага нужно создавать в процессе трудовой деятельности. Это означает, что человек вынужден в первую очередь заниматься хозяйственной деятельностью. Хозяйственная деятельность представляет собой одну из разновидностей целесообразной деятельности основанной на известном расчёте затрат и результатов и направленной на получение определённых благ, используемых в дальнейшем для удовлетворения различного рода потребностей. Человек создаёт экономику и вынужден заниматься экономикой.
Термин «экономика» происходит от «ойкос» - дом, хозяйство и «комос» - учение, закон. Экономика – искусство, навыки, умение правильно вести домашнее хозяйство.
Если экономика есть определённая сфера человеческой деятельности, то возникает о её соотношении с другими сферами или жизнью общества в целом.
Исходный тезис: экономика выступает как материальная основа для существования общества, поскольку она предоставляет в готовом виде все ресурсы, что необходимы для дальнейшего развития других сфер.
Экономика – сфера деятельности непосредственно человека, целью которого является собственное удовлетворение всех жизненно необходимых потребностей. а также наука, которая изучает данную сферу.
Экономическая деятельности людей представляет собой очень сложный комплекс различных действий и процессов, где экономическая теория выделяет 4 стадии:
· производство
· распределение
· обмен
· потребление
Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования человека.
Распространение – процесс определения доли, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производстве продукта.
Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.
Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей.
Таким образом экономика представляет собой общественную систему, наполненную отношениями присвоения как совокупность форм и методов. Она предполагает наличие экономической культуры и экономического сознания.