Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория.

Основные этапы развития ЭТ.

Эко-кая наука - одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы нахо­дим в археологических и исторических материалах.

Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. до н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому пе­риоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламента­ции отношений собственности.

Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.

Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положе­ние о том, что эко-кие знания -это научная дисциплина.

Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.

Аристотель - первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. е. как о всеоб­щей ЭТ, выявляет общие закономерности ее раз­вития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.

В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопле­ния различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой поли­тике и т. д.

Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. выпус­тил книгу «Трактат политической экономии», т. е. эко-кая наука получила свое название - «полит. экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства - тор­говля, а материальный его носитель - золото.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. е. богатство казны обу­словливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограни­чением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.

Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть кото­рой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к ино­странным купцам на внутреннем рынке.

В XVIII в. возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истин­ные ценности дает не торговля, а производство. Производст­во они ограничивали сельским хоз-вом.

Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о сво­бодной и конкурентной экономике.

Следует отметить, что в XIX в. начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и мар­ксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Пер­вые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно орга­низовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопич­но, потому что:

1) уровень развития производительных сил был недостаточ­ным для создания общества, где всем было бы обеспечено благопо­лучие;

2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречи­ли идее создания такого общества.

Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса.

Основные выводы по марксистской шко­ле:

1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ.

2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капи­тализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов.

3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты.

4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме.

5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован.

Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую - совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата.

Позднейшие искажения этих положений привели марксист­скую теорию в тупик.

К XIX в. относится школа маржинализма. Здесь можно назвать представителей австрийской школы, таких, как К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк. Выводы по этой школе:

1. Экономику они представляли как систему хозяйственных субъектов, оценки которых представляют такие категории, как стои­мость, цена.

2. Все эко-кие процессы объясняются исходя из пре­дельных показателей: предельные издержки; предельный доход; предельная полезность; предельный продукт.

Борьба между классической, марксистской и маржиналистекой школами вызвала целый ряд неразрешимых проблем, что потребова­ло новой, объединяющей теории.

В XIX в. появилась теория неоклассицизма. Основателем ее был А. Маршалл. Он отказался от подхода к эко-им процес­сам с точки зрения причинно-следственных связей, но разработал функциональный подход, а также положение об эластичности спроса и предложения, исследовал зависимости между спросом, предложе­нием, ценой; установил закон рыночного равновесия (крест Мар­шалла); считал, что экономика может обойтись без гос-ого вмешательства и может регулироваться самим рыночным механизмом,

Всемирный кризис 1929-1933 гг. показал, что рыноч­ный механизм не может решить важнейшие эко-кие пробле­мы. Поэтому в первой половине XX в. возникло кейнсианство, ос­новоположником которого стал английский экономист Дж.М. Кейнс. Он объяснил причину кризисов как психологический закон недопот­ребления и инвестиций, обосновал необходимость гос-ого вмешательства в экономику, разработал теорию эффективного спро­са, центральное место в которой занимают зависимости между инве­стициями, доходами, процентом. Ему принадлежит идея о мультип­ликаторе.

Но кризисы 70-х годов показали, что и эта теория не может ог­радить экономику от проблем.Возникло неоконсервативное направление в развитии эконо­мической теории. Оно представлено тремя школами: монетаризм (М. Фридмен), теория экономики предложения (А. Лаффер), теория рациональных ожиданий (Д. Мут, Т. Лукас).

В современных условиях получила распространение теория институционализма, представителями которой явл.Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт и др.

Ее основные положения:

1. Сегодня на 1 место выходят не производство и обра­щение, а организация и управление.

2. Лицо экономики определяют социальные институты – гос-во, корпорации, профсоюзы.

3. Определяющая роль в обществе принадлежит технократам, техноструктуре.

4. Гэлбрейт является одним из авторов (Сорокин, Тинберген, Фишер) теории конвергенции, т. е. слияния, сращивания различных экономических систем в процессе развития.

Таким образом, ЭТ прошла длительный путь развития.

Задачи и функции ЭТ.

Категория «цель» - явление общественное. Она представляет собой осознанные потребности общества. Именно осознанные по­требности явл. основой дея-ти людей.

Что касается цели общественного производства, то таковой явл. осознанная потребность производства материальных и ду­ховных благ, необходимых для существования людей.

Данная цель предполагает эко-кую дея-ть.

Выделяют две группы целей:

а) актуальные - это цели, средства реализации которых име­ются в наличии и реализуются на данном этапе развития общественного производства;

б) потенциальные - это цели, средства реализации которых в настоящее время отсутствуют, но которые вполне определены тенденциями, закономерностью развития производительных сил.

Однако в конкретно-исторических условиях общая цель реа­лизуется через конкретные формы. Сегодня конкретными целями являются:

1. Обеспечение эко-ого роста, т.е. больше и лучше производить различных товаров и услуг, повышать уровень жизни людей.

2. Полная занятость, т е. подходящее по способностям и же­ланию занятие должен иметь каждый.

3. Эко-кая эффективность. Нужно добиваться роста не любой ценой, а при минимуме издержек используемых ограничен­ных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен, т.е. нужно избегать значительно­го повышения или снижения цен, т. е. инфляции и дефляции.

5. Эко-кая свобода, т.е. управляющие предприятиями, рабочие, потребители должны обладать свободой в своей экономи­ческой деятельности.

6. Справедливое распределение доходов, т.е. ни одна группа не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Эко-кая обеспеченность, т.е. необходимо обеспе­чить нормальное существование хронически больных,, нетрудоспо­собных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

8. Торговый баланс, т.е. нужно стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и финансовых сделок.

9. Нужно сохранить для людей среду обитания.

Осуществление этих целей не так просто. Дело в том, что в ходе их реализации одна вступает в противоречие с другой (напри­мер, эко-кий рост и справедливое распределение доходов). Нужно всегда находить оптимальный вариант.

Средства реализации эко-ких целей общества совер­шенствовались в процессе его развития.

Если на раннем этапе, в период присваивающего хо­зяйства, таким средством выступала сама природа, т. е. продукты природы, окружающие человека, то в период воспроизводящего - уже эко-кая дея-ть людей, заключающаяся в преобразовании природы в соответствии с потребностями людей.

Если в начале эко-кой дея-ти главным средст­вом реализации цели были физические и умственные способности человека, то постепенно решающая роль переносится на средства производства.

В современных условиях это механические и автоматические системы машин, информация, информационные системы.

Таким образом, средства реализации цели общества все более обособляются, овеществляются.

Именно поэтому для него характерны две черты:

а) изнашиваемость (физическая и моральная), в результате че­го средства производства теряют свое качество средства. Возникает понятие «затраты, издержки» общества на реализацию целей;

б) ограниченность средств достижения целей. Именно поэтому общество вынуждено осуществлять выбор целей, ограничивая их определенным уровнем, делить их на актуальные и потенциальные.

Реализуя цели производства, ЭТ выполняет определенные функции в обществе.

Различные авторы выделяют различное количество функций. Можно выделить следующие функции:

1. Научно-познавательная.

Здесь выделяют два аспекта:

а) Анализируя действительность, оперируя фактами, положе­ниями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает науч­ные концепции;

б) В положениях, концепциях раскрываются категории, зако­ны, закономерности развития экономики, что позволяет познавать сущность производства, распределения, обмена и потребления.

2. Критическая.

ЭТ всегда в процессе исследования стал­кивается с различными подходами, суждениями, решениями. Поэто­му, формируя ту или иную концепцию, ЭТ долж­на критически подходить к существующим положениям, доказывая им их несостоятельность или общественную ценность.

3. Хозяйственно-практическая ( прагматиче­ская).

ЭТ должна давать реальные результаты, стимулируя через свои концепции развитие обществен­ного производства.

ЭТ призвана вооружать методом решения тех или иных экономических проблем.

4. Прогностическая.

Изучая и систематизируя эко-кие процессы, раскрывая эко-кие законы, категории, закономерности, ЭТ позволяет прогнозировать эко-кое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более ра­ционально использовать ограниченные ресурсы.

5. Методологическая.

ЭТ явл. основой, ко­торая позволяет определить позицию каждого субъекта, направлен­ность общественного развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получа­ют определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Трудовая теория стоимости.

Результатом функционирования товарного производства явл. товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека по средствам обмена. → товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - способность вещи удовлетво­рять какие-либо потребности человека. Ее особенности:

1) представляет натурально-вещественную форму товара и явл. матер. выражением богатства страны;

2) ее форма определяется сырьем, материалом, квалификацией работника;

3) выступает как общ-ная потребительская стоимость; поскольку рассчитана на других, а полезные свойства продукта носят индивидуальный хар-р.

Однако потребительная стоимость не может в полной мере объяснить основу обмена. В основе обмена лежит стоимость. Следует отметить, что существуют трудовая и нетрудовая теории стоимости.

Трудовая теория стоимости. Основоположниками ее явл. А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения трудовой теории стоимости:

1. Стоимость - это затраты общ-ого труда на производ­ство товаров. Стоимость - внутреннее содержание товара. Именно затраты труда на товар создают общую основу для обмена, потому что как стоимости товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Стоимость выражает одинаковое или неодинаковое кол-во труда, воплощенное в обмениваемых това­рах. Потребительная стоимость и стоимость органически едины.

• Создавая какую-то вещь, человек всегда затрачивает мус­кульную и умственную энергию, а затрачивая энергию, он всегда создает к-л потребительную стоимость.

• Однако эти свойства товара выражают и его внутреннюю противоречивость: как потребительные стоимости товары качест­венно разнородны и количественно не соизмеримы, а как стоимости - они качественно однородны и количественно соизмеримы.

• В процессе обмена эти свойства обособляются: дело в том, что для данного производителя его товар используется не как потре­бительная стоимость, а как стоимость для приобретения другой по­требительной стоимости.

2. Особая роль в трудовой теории стоимости отводится харак­теристике труда, затрачиваемого на товар. С одной стороны, труд выступает в конкретной форме, т.е. как труд, создающий опреде­ленную вещь, потребительную стоимость. Конкретный труд - это труд в конкретной форме; он формирует натурально-вещественную форму товара, поскольку при нем используются определенные виды средств производства, сырье и квалификация работника. С другой стороны, человек, затрачивая конкретный труд, в то же время затрачивает физическую и умственную энергию, т.е. труд не в конкретной, а в физиологической форме - абстрактный труд. Труд определяет стоимость товара. Его отличительными чертами явл. однород­ность и всеобщность.

Но поскольку между стоимостью и потребительной стоимо­стью существует противоречие, то оно имеется и между конкретным и абстрактным трудом, выступая в процессе обмена как противоре­чие между частным и общ-ым трудом. Кон­кретный труд выступает в производстве и обмене как частный труд, т.е. это труд собственника средств производства и своего продукта, это труд, который затрачен по собственному усмотрению, часто без знания абсолютной величины общ-ой потребности в данном продукте (товаре).

Однако в силу общ-ого разделения труда, специализа­ции производителей каждый товаропроизводитель выпускает свой продукт для продажи, для других, т.е. для общ-ва. Покупая, общ-во признает общ-ую полезность данного вида труда, т.е. в то же время труд носит общ-ый хар-р.

Однако общ-ый хар-р труда проявляется только на рынке, только при купле-продаже. В этой связи каждая фирма сего­дня планирует как можно больше реализовать товаров. Но, как отме­чалось, на рынке идет конкуренция отраслевая и межотраслевая. И стремление каждого увеличить свою долю в удовлетворении данной потребности данным продуктом, как правило, не реализуется, т.е. не каждый способен достигнуть снижения индивидуальных затрат по сравнению с общ-но необходимыми. В результате часть ча­стного труда не реализуется, не признается общ-ом в качестве общ-ого. В этом сущность противоречия между частным и общ-ым трудом - основного противоречия простого товарно­го производства.

3. Согласно теории трудовой стоимости, стоимость товара оп­ределяется затратами абстрактного труда. Поскольку данный вид товара производится многими производителями, то время каждого в отдельности производителя выступает как индивидуальное рабочее время. Однако на рынке, где встречаются все произво­дители данного товара, формируется среднее, общ-но необхо­димое время, по которому формируется цена. Общ-но необходимое рабочее время - это время, необходимое для производства товара при средних в данном общ-ве условиях про­изводства, при средней степени интенсивности и умелости труда.

Общ-но нормальные, или средние, условия производства - это такие условия, которые определяют производство основной массы данного вида продукции, поступающей на рынок.

Если общ-ная потребность больше, чем кол-во дан­ного товара на рынке, то общ-во в качестве нормальных условий будет признавать не только средние, но и худшие условия производ­ства. И наоборот, если предложение больше спроса, то нормальными будут считаться условия, по которым идет производство товаров с наименьшими затратами.

На величину стоимости товара влияют различные факторы. Главными из них явл. производительность и интен­сивность труда.

Производительность труда влияет обратно пропорционально на величину стоимости товаров.

Производительность труда - это кол-во продукции, произведенной в единицу времени.

Интенсивность труда - это кол-во труда, затраченное в единицу времени. Интенсивность труда влияет прямо пропорцио­нально на общую величину стоимости, но единица стоимости про­дукции не изменяется.

Главным условием снижения стоимости това­ра явл. рост производительности труда.

На величину стоимости товара влияет также уровень сложно­сти труда. Различают сложный и простой труд,

Сложный труд - это труд, требующий предварительной спе­циальной подготовки.

Простой труд - это труд, не требующий специальной подго­товки (землекоп).

Сложный труд создает в единицу времени более высокую стоимость, чем простой.

Однако на практике при обмене все товары сводятся к просто­му труду.

Классификация рынков.

1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

2. По пространственному признаку

местные, региональные, национальные, мировые.

3. По хар-ру продаж рынки:

оптовый, роз­ничный, фьючерсный ( контрактные).

4. По уровню насыщения товаром

а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.

б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя

Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.

Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.

5. По степени регулируемости рынки

- нере­гулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.

- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти

-централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.

6. По виду представленного на рынке товара

- рынок продовольственных товаров

- рынок непродоволь­ственных товаров

- рынок услуг,

б) рынок земли.

7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.

а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бу­маг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосроч­ные взаимные ссуды финансовых учреждений

в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;

8. Информационный рынок.

В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.

Виды и формы конкуренции.

Существуют два основных критерия, по которым ус­танавливаются виды и формы конкуренции:

а) сфера конкурентной борьбы;

б) хар-р конкурентной борьбы.

С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции,

Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.

Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные из­держки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли.

Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, пред­приятиями различных отраслей.

Результат - перелив капи­тала между отраслями и происходит процесс выравнивания различ­ных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости това­ра в цену производства.

Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса.

Закон средней прибыли действует как тенденция и бо­лее присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой.

С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конку­ренцию.

Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конку­ренция.

Свободная совершенная конкуренция ха­р-тся следующими чертами:

1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.

2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизирован­ные товары.

3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рын­ке.

4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.

5. Имеет место только ценовая конкуренция.

Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция.

Существует несколько видов несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный про­изводитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.

Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт).

Далее может возникнуть и гос-ная монопо­лия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроиз­водство, охрану порядка, оборону и т.д.

Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель.

Основные черты чистой монополии:

а) единственный продавец (монополист);

б) уникальность реализуемого товара, не имеющего замените­лей (субститутов);

в) полный контроль над производством, сбытом и ценой дан­ного товара;

г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.

Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж.

2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке име­ется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:

а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;

б) продается дифференцированный товар - по качеству, упа­ковке, набору услуг, в том числе после продаж;

в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров;

г) существует довольно легкая возможность вступления в от­расль.

3. Олигополия. Присуще:

а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров;

б) продукция может быть как стандартизированной, так и диф­ференцированной;

в) имеет место значительное влияние на уровень цен;

г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного вы­годней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом;

д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует воз­можность сговора между ними (тайного) по поводу политики к дру­гим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.;

е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры:

- относительно большие объемы производства;

- достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек.

При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, при­знаков каждой.

Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения.

1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - со­вершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне воз­можностей товаропроизводителя и он продает товар по существую­щей цене, которая имеет вид параллельной прямой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория. - student2.ru Q

2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет фор­му наклонной кривой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория. - student2.ru Q

При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой.

→ на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаро­производитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.

Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория.

Экономика выражает постоянную дея-ть людей по созданию различных благ с целью обеспечения своей жизни дея-ти. Производство этих благ осуществляется через эк-кую дея-ть людей.

Эк-кая дея-ть представляла процесс взаимодействия человека и природы (в начале чел. дея-ти) по преобразованию, приспособлению продуктов природы к потребностям людей, со временем, она включает не только процесс производства материальных благ, но и различные направления непроизводственной дея-ти.

Эк-кая дея-ть хар-тся :

1. определенная комбинация средств производства и рабочей силы.

2. определенная форма кооперации труда работников.

3. целью эк-кой дея-ти явл. производство материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей.

В эк-кой дея-ти выделяют 2 крайних полюса:

1) производство

2) потребление

Хар-р противоречий между ними хара-т особенности, сущность той или иной эк-кой системы.

От эк-кой дея-ти следует отличать эк-кую теорию (ЭТ).

ЭТ- это научное, системное изложение эк-кой дея-ти людей по средствам эк-ких категорий, законов, закономерностей, представленных определенных концепций.

ЭТ хар-тся следующими чертами:

1) сознательное осмысление опыта предшествующей эк-кой дея-ти с целью определения оптимальных направлений эк-кого развития общества.

2) субъективно мыслительная дея-ти, основанная и определяемая уровням развития общественного познания.

3) результатом эк-кой дея-ти явл. научные разработки, концепции эк-кого развития той или иной системы.

В обиходе эк-кой дея-ть и ЭТ называют экономикой, в научный оборот это понятие было введено древнегреческими учеными Ксенофонтом и Аристотелем.

В современных условиях экономика рассматривается в 3-х аспектах:

1) как система народного хоз-ва (совокупность отраслей и т.д.)

2) как система производственных отношений (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления)

3) как научная дисциплина, т.е. как ЭТ

Изучение ЭТ не осуществляется обособлено от других дисциплин, но другие дисциплины изучаются только в той степени, в которой они способствуют полному изучению ЭТ.

Уровни ЭТ:

1) домоэкономика - экономика домашнего хоз-ва.

2) миниэкономика - экономика малого бизнеса.

3) мидиэкономика - экономика крупного бизнеса.

4) микроэкономика - включает как домохоз-во, так мелкий и крупный бизнес, т.е.- это экономика, изучающая отдельные субъекты экономики.

5) мезоэкономика – это экономика, изучающая развитие регионов, отраслей народного хоз-ва.

6) макроэкономика - изучает национальное хоз-во страны в целом.

7) трансмезоэкономика - изучает международные организации и объединения (ЕС и МВФ).

8) глобоэкономика - изучает закономерности развития мирового хоз-ва в целом.

С Т.З. способов познания эк-кой дея-ти выделяют:

ü позитивная ЭТ (изучает то, что реально сущ-т в настоящее время; воздерживается от оценок и рекомендаций)

ü нормативная ЭТ (дает оценку эк-кому развитию и определяет как должна развиваться экономика)

ü открытая ЭТ (участвует в международном разделении труда, производства, обмена и т.п.; обслуживается национ. и иностран. валютой, а степень открытости выражается долей экономики во внешнеторговом обороте)

ü переходная ЭТ (хар-на при переходе от одной эк-кой системы к другой, хар-тся противоречивостью, спадом производства, безработицей; хар-но существование старых эк-ких отношений и процессов)

В связи с реформацией и кризисом советской полит.экономии появилось новое название ЭТ – ЭКОНОМИКС, заимствованное у промышленно развитых стран. Впервые читал Альфред Маршал (1890г. книга «принципы экономикс», в современных условиях она называется «принципы экономической науки», наибольшее распространение получил учебник Пола Самуэльсона 1948г.) С появлением этих учебных пособий в российской эк-кой науке появилось 2 подхода:

1) отказ от полит.экономии и замена ее экономиксом.

2) сохранение и возврат полит.экономии и резкая критика экономикса.

Полит.экономия и экономикс – это названия одной и той же науки- ЭТ. между ними имеются различия:

· полит.экономия в наиболее общем плане рассматривает причинно-следственную связи и явл. мировоззренческой наукой, а экономикс раскрывает закономерности функционирования хоз-ного механизма

· полит.экономия рассматривает развитие ЭТ и носит концептуальный хар-р, а экономикс анализирует проведение субъектов хоз-ной дея-ти и носит прикладной хар-р.

Таким образом нельзя не абсолютизировать, не игнорировать как полит.экономию, так и экономикс – это два аспекта ЭТ , которые дополняют друг друга.

Основные этапы развития ЭТ.

Эко-кая наука - одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы нахо­дим в археологических и исторических материалах.

Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. до н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому пе­риоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламента­ции отношений собственности.

Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.

Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положе­ние о том, что эко-кие знания -это научная дисциплина.

Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.

Аристотель - первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. е. как о всеоб­щей ЭТ, выявляет общие закономерности ее раз­вития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.

В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопле­ния различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой поли­тике и т. д.

Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. выпус­тил книгу «Трактат политической экономии», т. е. эко-кая наука получила свое название - «полит. экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства - тор­говля, а материальный его носитель - золото.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. е. богатство казны обу­словливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограни­чением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.

Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть кото­рой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к ино­странным купцам на внутреннем рынке.

В XVIII в. возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истин­ные ценности дает не торговля, а производство. Производст­во они ограничивали сельским хоз-вом.

Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о сво­бодной и конкурентной экономике.

Следует отметить, что в XIX в. начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и мар­ксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Пер­вые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно орга­низовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопич­но, потому что:

1) уровень развития производительных сил был недостаточ­ным для создания общества, где всем было бы обеспечено благопо­лучие;

2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречи­ли идее создания такого общества.

Идеи марксиз

Наши рекомендации