Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория.
Основные этапы развития ЭТ.
Эко-кая наука - одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы находим в археологических и исторических материалах.
Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. до н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому периоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламентации отношений собственности.
Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.
Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положение о том, что эко-кие знания -это научная дисциплина.
Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.
Аристотель - первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. е. как о всеобщей ЭТ, выявляет общие закономерности ее развития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.
В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопления различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой политике и т. д.
Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. выпустил книгу «Трактат политической экономии», т. е. эко-кая наука получила свое название - «полит. экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства - торговля, а материальный его носитель - золото.
Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. е. богатство казны обусловливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограничением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.
Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть которой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке.
В XVIII в. возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истинные ценности дает не торговля, а производство. Производство они ограничивали сельским хоз-вом.
Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о свободной и конкурентной экономике.
Следует отметить, что в XIX в. начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и марксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Первые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно организовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопично, потому что:
1) уровень развития производительных сил был недостаточным для создания общества, где всем было бы обеспечено благополучие;
2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречили идее создания такого общества.
Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса.
Основные выводы по марксистской школе:
1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ.
2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капитализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов.
3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты.
4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме.
5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован.
Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую - совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата.
Позднейшие искажения этих положений привели марксистскую теорию в тупик.
К XIX в. относится школа маржинализма. Здесь можно назвать представителей австрийской школы, таких, как К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк. Выводы по этой школе:
1. Экономику они представляли как систему хозяйственных субъектов, оценки которых представляют такие категории, как стоимость, цена.
2. Все эко-кие процессы объясняются исходя из предельных показателей: предельные издержки; предельный доход; предельная полезность; предельный продукт.
Борьба между классической, марксистской и маржиналистекой школами вызвала целый ряд неразрешимых проблем, что потребовало новой, объединяющей теории.
В XIX в. появилась теория неоклассицизма. Основателем ее был А. Маршалл. Он отказался от подхода к эко-им процессам с точки зрения причинно-следственных связей, но разработал функциональный подход, а также положение об эластичности спроса и предложения, исследовал зависимости между спросом, предложением, ценой; установил закон рыночного равновесия (крест Маршалла); считал, что экономика может обойтись без гос-ого вмешательства и может регулироваться самим рыночным механизмом,
Всемирный кризис 1929-1933 гг. показал, что рыночный механизм не может решить важнейшие эко-кие проблемы. Поэтому в первой половине XX в. возникло кейнсианство, основоположником которого стал английский экономист Дж.М. Кейнс. Он объяснил причину кризисов как психологический закон недопотребления и инвестиций, обосновал необходимость гос-ого вмешательства в экономику, разработал теорию эффективного спроса, центральное место в которой занимают зависимости между инвестициями, доходами, процентом. Ему принадлежит идея о мультипликаторе.
Но кризисы 70-х годов показали, что и эта теория не может оградить экономику от проблем.Возникло неоконсервативное направление в развитии экономической теории. Оно представлено тремя школами: монетаризм (М. Фридмен), теория экономики предложения (А. Лаффер), теория рациональных ожиданий (Д. Мут, Т. Лукас).
В современных условиях получила распространение теория институционализма, представителями которой явл.Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт и др.
Ее основные положения:
1. Сегодня на 1 место выходят не производство и обращение, а организация и управление.
2. Лицо экономики определяют социальные институты – гос-во, корпорации, профсоюзы.
3. Определяющая роль в обществе принадлежит технократам, техноструктуре.
4. Гэлбрейт является одним из авторов (Сорокин, Тинберген, Фишер) теории конвергенции, т. е. слияния, сращивания различных экономических систем в процессе развития.
Таким образом, ЭТ прошла длительный путь развития.
Задачи и функции ЭТ.
Категория «цель» - явление общественное. Она представляет собой осознанные потребности общества. Именно осознанные потребности явл. основой дея-ти людей.
Что касается цели общественного производства, то таковой явл. осознанная потребность производства материальных и духовных благ, необходимых для существования людей.
Данная цель предполагает эко-кую дея-ть.
Выделяют две группы целей:
а) актуальные - это цели, средства реализации которых имеются в наличии и реализуются на данном этапе развития общественного производства;
б) потенциальные - это цели, средства реализации которых в настоящее время отсутствуют, но которые вполне определены тенденциями, закономерностью развития производительных сил.
Однако в конкретно-исторических условиях общая цель реализуется через конкретные формы. Сегодня конкретными целями являются:
1. Обеспечение эко-ого роста, т.е. больше и лучше производить различных товаров и услуг, повышать уровень жизни людей.
2. Полная занятость, т е. подходящее по способностям и желанию занятие должен иметь каждый.
3. Эко-кая эффективность. Нужно добиваться роста не любой ценой, а при минимуме издержек используемых ограниченных ресурсов.
4. Стабильный уровень цен, т.е. нужно избегать значительного повышения или снижения цен, т. е. инфляции и дефляции.
5. Эко-кая свобода, т.е. управляющие предприятиями, рабочие, потребители должны обладать свободой в своей экономической деятельности.
6. Справедливое распределение доходов, т.е. ни одна группа не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Эко-кая обеспеченность, т.е. необходимо обеспечить нормальное существование хронически больных,, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.
8. Торговый баланс, т.е. нужно стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и финансовых сделок.
9. Нужно сохранить для людей среду обитания.
Осуществление этих целей не так просто. Дело в том, что в ходе их реализации одна вступает в противоречие с другой (например, эко-кий рост и справедливое распределение доходов). Нужно всегда находить оптимальный вариант.
Средства реализации эко-ких целей общества совершенствовались в процессе его развития.
Если на раннем этапе, в период присваивающего хозяйства, таким средством выступала сама природа, т. е. продукты природы, окружающие человека, то в период воспроизводящего - уже эко-кая дея-ть людей, заключающаяся в преобразовании природы в соответствии с потребностями людей.
Если в начале эко-кой дея-ти главным средством реализации цели были физические и умственные способности человека, то постепенно решающая роль переносится на средства производства.
В современных условиях это механические и автоматические системы машин, информация, информационные системы.
Таким образом, средства реализации цели общества все более обособляются, овеществляются.
Именно поэтому для него характерны две черты:
а) изнашиваемость (физическая и моральная), в результате чего средства производства теряют свое качество средства. Возникает понятие «затраты, издержки» общества на реализацию целей;
б) ограниченность средств достижения целей. Именно поэтому общество вынуждено осуществлять выбор целей, ограничивая их определенным уровнем, делить их на актуальные и потенциальные.
Реализуя цели производства, ЭТ выполняет определенные функции в обществе.
Различные авторы выделяют различное количество функций. Можно выделить следующие функции:
1. Научно-познавательная.
Здесь выделяют два аспекта:
а) Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции;
б) В положениях, концепциях раскрываются категории, законы, закономерности развития экономики, что позволяет познавать сущность производства, распределения, обмена и потребления.
2. Критическая.
ЭТ всегда в процессе исследования сталкивается с различными подходами, суждениями, решениями. Поэтому, формируя ту или иную концепцию, ЭТ должна критически подходить к существующим положениям, доказывая им их несостоятельность или общественную ценность.
3. Хозяйственно-практическая ( прагматическая).
ЭТ должна давать реальные результаты, стимулируя через свои концепции развитие общественного производства.
ЭТ призвана вооружать методом решения тех или иных экономических проблем.
4. Прогностическая.
Изучая и систематизируя эко-кие процессы, раскрывая эко-кие законы, категории, закономерности, ЭТ позволяет прогнозировать эко-кое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы.
5. Методологическая.
ЭТ явл. основой, которая позволяет определить позицию каждого субъекта, направленность общественного развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
Трудовая теория стоимости.
Результатом функционирования товарного производства явл. товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека по средствам обмена. → товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - способность вещи удовлетворять какие-либо потребности человека. Ее особенности:
1) представляет натурально-вещественную форму товара и явл. матер. выражением богатства страны;
2) ее форма определяется сырьем, материалом, квалификацией работника;
3) выступает как общ-ная потребительская стоимость; поскольку рассчитана на других, а полезные свойства продукта носят индивидуальный хар-р.
Однако потребительная стоимость не может в полной мере объяснить основу обмена. В основе обмена лежит стоимость. Следует отметить, что существуют трудовая и нетрудовая теории стоимости.
Трудовая теория стоимости. Основоположниками ее явл. А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения трудовой теории стоимости:
1. Стоимость - это затраты общ-ого труда на производство товаров. Стоимость - внутреннее содержание товара. Именно затраты труда на товар создают общую основу для обмена, потому что как стоимости товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Стоимость выражает одинаковое или неодинаковое кол-во труда, воплощенное в обмениваемых товарах. Потребительная стоимость и стоимость органически едины.
• Создавая какую-то вещь, человек всегда затрачивает мускульную и умственную энергию, а затрачивая энергию, он всегда создает к-л потребительную стоимость.
• Однако эти свойства товара выражают и его внутреннюю противоречивость: как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно не соизмеримы, а как стоимости - они качественно однородны и количественно соизмеримы.
• В процессе обмена эти свойства обособляются: дело в том, что для данного производителя его товар используется не как потребительная стоимость, а как стоимость для приобретения другой потребительной стоимости.
2. Особая роль в трудовой теории стоимости отводится характеристике труда, затрачиваемого на товар. С одной стороны, труд выступает в конкретной форме, т.е. как труд, создающий определенную вещь, потребительную стоимость. Конкретный труд - это труд в конкретной форме; он формирует натурально-вещественную форму товара, поскольку при нем используются определенные виды средств производства, сырье и квалификация работника. С другой стороны, человек, затрачивая конкретный труд, в то же время затрачивает физическую и умственную энергию, т.е. труд не в конкретной, а в физиологической форме - абстрактный труд. Труд определяет стоимость товара. Его отличительными чертами явл. однородность и всеобщность.
Но поскольку между стоимостью и потребительной стоимостью существует противоречие, то оно имеется и между конкретным и абстрактным трудом, выступая в процессе обмена как противоречие между частным и общ-ым трудом. Конкретный труд выступает в производстве и обмене как частный труд, т.е. это труд собственника средств производства и своего продукта, это труд, который затрачен по собственному усмотрению, часто без знания абсолютной величины общ-ой потребности в данном продукте (товаре).
Однако в силу общ-ого разделения труда, специализации производителей каждый товаропроизводитель выпускает свой продукт для продажи, для других, т.е. для общ-ва. Покупая, общ-во признает общ-ую полезность данного вида труда, т.е. в то же время труд носит общ-ый хар-р.
Однако общ-ый хар-р труда проявляется только на рынке, только при купле-продаже. В этой связи каждая фирма сегодня планирует как можно больше реализовать товаров. Но, как отмечалось, на рынке идет конкуренция отраслевая и межотраслевая. И стремление каждого увеличить свою долю в удовлетворении данной потребности данным продуктом, как правило, не реализуется, т.е. не каждый способен достигнуть снижения индивидуальных затрат по сравнению с общ-но необходимыми. В результате часть частного труда не реализуется, не признается общ-ом в качестве общ-ого. В этом сущность противоречия между частным и общ-ым трудом - основного противоречия простого товарного производства.
3. Согласно теории трудовой стоимости, стоимость товара определяется затратами абстрактного труда. Поскольку данный вид товара производится многими производителями, то время каждого в отдельности производителя выступает как индивидуальное рабочее время. Однако на рынке, где встречаются все производители данного товара, формируется среднее, общ-но необходимое время, по которому формируется цена. Общ-но необходимое рабочее время - это время, необходимое для производства товара при средних в данном общ-ве условиях производства, при средней степени интенсивности и умелости труда.
Общ-но нормальные, или средние, условия производства - это такие условия, которые определяют производство основной массы данного вида продукции, поступающей на рынок.
Если общ-ная потребность больше, чем кол-во данного товара на рынке, то общ-во в качестве нормальных условий будет признавать не только средние, но и худшие условия производства. И наоборот, если предложение больше спроса, то нормальными будут считаться условия, по которым идет производство товаров с наименьшими затратами.
На величину стоимости товара влияют различные факторы. Главными из них явл. производительность и интенсивность труда.
Производительность труда влияет обратно пропорционально на величину стоимости товаров.
Производительность труда - это кол-во продукции, произведенной в единицу времени.
Интенсивность труда - это кол-во труда, затраченное в единицу времени. Интенсивность труда влияет прямо пропорционально на общую величину стоимости, но единица стоимости продукции не изменяется.
Главным условием снижения стоимости товара явл. рост производительности труда.
На величину стоимости товара влияет также уровень сложности труда. Различают сложный и простой труд,
Сложный труд - это труд, требующий предварительной специальной подготовки.
Простой труд - это труд, не требующий специальной подготовки (землекоп).
Сложный труд создает в единицу времени более высокую стоимость, чем простой.
Однако на практике при обмене все товары сводятся к простому труду.
Классификация рынков.
1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
2. По пространственному признаку
местные, региональные, национальные, мировые.
3. По хар-ру продаж рынки:
оптовый, розничный, фьючерсный ( контрактные).
4. По уровню насыщения товаром
а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.
б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя
Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.
Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.
5. По степени регулируемости рынки
- нерегулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.
- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти
-централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.
6. По виду представленного на рынке товара
- рынок продовольственных товаров
- рынок непродовольственных товаров
- рынок услуг,
б) рынок земли.
7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.
а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосрочные взаимные ссуды финансовых учреждений
в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;
8. Информационный рынок.
В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.
Виды и формы конкуренции.
Существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды и формы конкуренции:
а) сфера конкурентной борьбы;
б) хар-р конкурентной борьбы.
С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции,
Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.
Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные издержки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли.
Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, предприятиями различных отраслей.
Результат - перелив капитала между отраслями и происходит процесс выравнивания различных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости товара в цену производства.
Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса.
Закон средней прибыли действует как тенденция и более присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой.
С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конкуренция.
Свободная совершенная конкуренция хар-тся следующими чертами:
1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.
2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизированные товары.
3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке.
4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.
5. Имеет место только ценовая конкуренция.
Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция.
Существует несколько видов несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.
Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт).
Далее может возникнуть и гос-ная монополия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроизводство, охрану порядка, оборону и т.д.
Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель.
Основные черты чистой монополии:
а) единственный продавец (монополист);
б) уникальность реализуемого товара, не имеющего заменителей (субститутов);
в) полный контроль над производством, сбытом и ценой данного товара;
г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.
Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж.
2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке имеется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:
а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;
б) продается дифференцированный товар - по качеству, упаковке, набору услуг, в том числе после продаж;
в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров;
г) существует довольно легкая возможность вступления в отрасль.
3. Олигополия. Присуще:
а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров;
б) продукция может быть как стандартизированной, так и дифференцированной;
в) имеет место значительное влияние на уровень цен;
г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного выгодней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом;
д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует возможность сговора между ними (тайного) по поводу политики к другим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.;
е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры:
- относительно большие объемы производства;
- достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек.
При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, признаков каждой.
Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения.
1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - совершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне возможностей товаропроизводителя и он продает товар по существующей цене, которая имеет вид параллельной прямой.
Р спрос на продукцию данной фирмы
Q
2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет форму наклонной кривой.
Р спрос на продукцию данной фирмы
Q
При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой.
→ на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.
Эко-кая деятельность людей. Экономика, эко-кая теория.
Экономика выражает постоянную дея-ть людей по созданию различных благ с целью обеспечения своей жизни дея-ти. Производство этих благ осуществляется через эк-кую дея-ть людей.
Эк-кая дея-ть представляла процесс взаимодействия человека и природы (в начале чел. дея-ти) по преобразованию, приспособлению продуктов природы к потребностям людей, со временем, она включает не только процесс производства материальных благ, но и различные направления непроизводственной дея-ти.
Эк-кая дея-ть хар-тся :
1. определенная комбинация средств производства и рабочей силы.
2. определенная форма кооперации труда работников.
3. целью эк-кой дея-ти явл. производство материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
В эк-кой дея-ти выделяют 2 крайних полюса:
1) производство
2) потребление
Хар-р противоречий между ними хара-т особенности, сущность той или иной эк-кой системы.
От эк-кой дея-ти следует отличать эк-кую теорию (ЭТ).
ЭТ- это научное, системное изложение эк-кой дея-ти людей по средствам эк-ких категорий, законов, закономерностей, представленных определенных концепций.
ЭТ хар-тся следующими чертами:
1) сознательное осмысление опыта предшествующей эк-кой дея-ти с целью определения оптимальных направлений эк-кого развития общества.
2) субъективно мыслительная дея-ти, основанная и определяемая уровням развития общественного познания.
3) результатом эк-кой дея-ти явл. научные разработки, концепции эк-кого развития той или иной системы.
В обиходе эк-кой дея-ть и ЭТ называют экономикой, в научный оборот это понятие было введено древнегреческими учеными Ксенофонтом и Аристотелем.
В современных условиях экономика рассматривается в 3-х аспектах:
1) как система народного хоз-ва (совокупность отраслей и т.д.)
2) как система производственных отношений (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления)
3) как научная дисциплина, т.е. как ЭТ
Изучение ЭТ не осуществляется обособлено от других дисциплин, но другие дисциплины изучаются только в той степени, в которой они способствуют полному изучению ЭТ.
Уровни ЭТ:
1) домоэкономика - экономика домашнего хоз-ва.
2) миниэкономика - экономика малого бизнеса.
3) мидиэкономика - экономика крупного бизнеса.
4) микроэкономика - включает как домохоз-во, так мелкий и крупный бизнес, т.е.- это экономика, изучающая отдельные субъекты экономики.
5) мезоэкономика – это экономика, изучающая развитие регионов, отраслей народного хоз-ва.
6) макроэкономика - изучает национальное хоз-во страны в целом.
7) трансмезоэкономика - изучает международные организации и объединения (ЕС и МВФ).
8) глобоэкономика - изучает закономерности развития мирового хоз-ва в целом.
С Т.З. способов познания эк-кой дея-ти выделяют:
ü позитивная ЭТ (изучает то, что реально сущ-т в настоящее время; воздерживается от оценок и рекомендаций)
ü нормативная ЭТ (дает оценку эк-кому развитию и определяет как должна развиваться экономика)
ü открытая ЭТ (участвует в международном разделении труда, производства, обмена и т.п.; обслуживается национ. и иностран. валютой, а степень открытости выражается долей экономики во внешнеторговом обороте)
ü переходная ЭТ (хар-на при переходе от одной эк-кой системы к другой, хар-тся противоречивостью, спадом производства, безработицей; хар-но существование старых эк-ких отношений и процессов)
В связи с реформацией и кризисом советской полит.экономии появилось новое название ЭТ – ЭКОНОМИКС, заимствованное у промышленно развитых стран. Впервые читал Альфред Маршал (1890г. книга «принципы экономикс», в современных условиях она называется «принципы экономической науки», наибольшее распространение получил учебник Пола Самуэльсона 1948г.) С появлением этих учебных пособий в российской эк-кой науке появилось 2 подхода:
1) отказ от полит.экономии и замена ее экономиксом.
2) сохранение и возврат полит.экономии и резкая критика экономикса.
Полит.экономия и экономикс – это названия одной и той же науки- ЭТ. между ними имеются различия:
· полит.экономия в наиболее общем плане рассматривает причинно-следственную связи и явл. мировоззренческой наукой, а экономикс раскрывает закономерности функционирования хоз-ного механизма
· полит.экономия рассматривает развитие ЭТ и носит концептуальный хар-р, а экономикс анализирует проведение субъектов хоз-ной дея-ти и носит прикладной хар-р.
Таким образом нельзя не абсолютизировать, не игнорировать как полит.экономию, так и экономикс – это два аспекта ЭТ , которые дополняют друг друга.
Основные этапы развития ЭТ.
Эко-кая наука - одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы находим в археологических и исторических материалах.
Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. до н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому периоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламентации отношений собственности.
Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.
Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положение о том, что эко-кие знания -это научная дисциплина.
Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.
Аристотель - первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. е. как о всеобщей ЭТ, выявляет общие закономерности ее развития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.
В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопления различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой политике и т. д.
Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. выпустил книгу «Трактат политической экономии», т. е. эко-кая наука получила свое название - «полит. экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства - торговля, а материальный его носитель - золото.
Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. е. богатство казны обусловливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограничением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.
Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть которой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке.
В XVIII в. возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истинные ценности дает не торговля, а производство. Производство они ограничивали сельским хоз-вом.
Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о свободной и конкурентной экономике.
Следует отметить, что в XIX в. начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и марксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Первые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно организовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопично, потому что:
1) уровень развития производительных сил был недостаточным для создания общества, где всем было бы обеспечено благополучие;
2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречили идее создания такого общества.
Идеи марксиз