Классификация экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Трансформационная экономика.

- Классификация рыночных систем: чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная экономика, трансформационная экономика.

Чистый капитализм: наличие частной собственности на материальные ресурсы, использование хозяйствующими субъектами цен в качестве основного информационного источника, рассредоточенность экономической власти, ограничение роли государства защитой частной собственности и становлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Пример государства с подобной экономической системой: Гонконг.

Административно-командная экономика: наличие общественной собственности на все материальные ресурсы и их централизованное распределение, вмешательство государства во все сферы жизни общества, централизованное планирование, нормированное распределение ресурсов и доходов. Классическим примером командной экономики был Советский Союз.

Смешанная экономика: наличие как частной, так и государственной собственности на отдельные виды ресурсов, использование различных видов гос.регулирования, сочетание черт как рыночной, так и централизованной экономики. Сегодня она характерна для: США, Японии, Германии.

Традиционная экономика: характерна для слаборазвитых стран (Азия, некоторые части Африки), в которых техника производства, распределение и обмен базируются на традициях и обычаях, технический прогресс и инновации резко ограничены, отсутствие экономического роста.

Трансформационная экономика: для неё характерны изменчивость и нестабильность, многообразие переходных форм общественного хозяйства, особый характер противоречий (борьба нового со старым), историчность (обусловлена темпами развития той или иной страны). Примеры стран с такой экономикой: Россия, Беларусь и т.д.

18.Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.

В узком смысле слова понятие рынок – обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного права и обращения.

Рынок – система экономических отношений, складывающихся в определённом месте при купле-продаже товаров.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда – специализация производительной деятельности, что в свою очередь сопровождалось повышением производительности труда.

Непосредственной причиной становления рынка явилось экономическое обособление товаропроизводств (объединение производительных факторов одного хозяйственного объекта от другого; осуществление производства за счёт средств, полученных от реализации своей продукции).

Таким образом, условия возникновения рынка: общественное разделение труда, экономическое обособление товаропроизводств, регулярность обмена.

Функционирование рынка основано на определённых принципах, основным из которых является – свобода экономической деятельности, и регулируется объективными экономическими законами (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).

Субъектами рынка выступают физические и юридические лица как покупатели с одной стороны, с другой продавцы как производители.

Объектами рынка являются все те блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.

Свободный рынок определяется рядом черт: частная собственность; свобода предпринимательского и потребительского выбора; основным мотивом деятельности рыночных субъектов выступает личный интерес; стремление рыночных субъектов к реализации рыночных интересов порождает конкуренцию между ними; ни один из субъектов свободного рынка не в силах оказать влияние на решения, принимаемые другими; признак свободного рынка – отсутствие воздействия государства на ход хозяйственной деятельности.

Функции государства сводятся лишь к юридическому установлению и поддержанию правил “рыночной игры”.

Рынок – наиболее совершенный инструмент самореализации товарного производства.

Функции рынка: распределительная, регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая, очищающая.

Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.

Цена – норма обмена товара на деньги. Она зависит как от затрат на производство, так и от спроса и предложения на него. Функции цен: учётная, стимулирующая, распределительная. Различают оптовые, рыночные, закупочные цены.

Стремление рыночных субъектов к реализации личных интересов порождает конкуренцию между ними. Конкуренция – борьба между производителями, субъектами рынка, продавцами и покупателями при достижении своих целей (наиболее выгодные условия купли-продажи товаров). Бывает: внутриотраслевая, межотраслевая, совершенная, несовершенная, монополистическая.

Наши рекомендации