Теория поведения потребителя.
Процесс потребления - одна из сфер общественной жизни, существующий наряду с производством и распределением. В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Экономическая теория изучает поведение рационального потребителя. Виды потребления: производительное и личное.
Рациональность потребителя – это способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпочтительные.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:
- Спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя;
- Каждый потребитель стремиться получить за свои деньги «все что можно», т.е. максимизировать совокупную полезность;
- Средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде;
- На спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия. Полезность – способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя. С точки зрения экономической теории потребителя интересуют две оценки полезности – общая полезность и предельная полезность. Общая полезность – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага. Общую полезность определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Предельная полезность – дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги. Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Это явление получило название уменьшающейся предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Равновесие потребителя наступает, когда он тратит весь доход таким образом, что предельная полезность на каждый потраченный рубль равно по любому купленному товару.
Подходы к оценке полезности благ: кардиналистский=количественный (Ютил – условная единица полезности) и ординалистский=порядковый.
Аксиомы ординалистского подхода: 1. аксиома полной упорядоченности предпочтений. 2. Аксиома транзитивности (переходности) предпочтений. 3. Аксиома ненасыщения (увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя). 4. Аксиома независимости потребителя (удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими, не учитывает чувство зависти и сострадания).
Бюджет – денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие запросам блаша и услуги.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя. Количественный подход объясняет форму кривых безразличия уменьшением предельной полезности, а порядковый – уменьшающейся предельной нормой замещения.
Конкуренция и ее виды.
Конкуренция (от лат.concurentia - сталкиваться, состязаться) – экономическая состязательность между обособленными производителями за достижение лучших результатов, за получение наибольшей прибыли, за рынки сбыта, источники сырья с целью удовлетворения своих интересов.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов (либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли). Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, торговых марок и знаков, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, учет таких факторов, как экологичность и эстетические свойства товара (услуги).
Конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике.
Уровень конкуренции можно оценить по семи признакам: Число фирм-производителей; Различие (дифференциация) товаров; Уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара); Способ формирования цены товара; Возможности для появления новой фирмы на данном рынке; Степень владения покупателями и продавцами информацией о ценах и качестве товаров; В какой мере покупка осуществляется без принуждения.
Совершенная конкуренция: - большим количеством продавцов и покупателей на рынке; - однородная продукция – одинакова по свойствам и качеству; - неспособность производителя повлиять на цену; устанавливается равновесная цена; - полная свобода входа и выхода с рынка. Последствия: способствует развитию научно-технического прогресса; Чуткая реакция на изменения спроса, удешевление продукции за счет снижения издержек; Нестабильность бизнеса, создание условий для безработицы, банкротства отдельных предпринимателей; Увеличение дифференциации доходов в обществе и несправедливое распределение; Перепроизводство товаров, недогрузка производственных мощностей.
Монополистическая конкуренция: - большим количеством продавцов на рынке; - продукция различается по свойствам и качеству, оформлению; - в определенных пределах продавец способен влиять на цену своей продукции; - относительная свобода входа для новых фирм. Последствия: Имеется тенденция к получению нормальной прибыли в долгосрочном периоде; Более полно удовлетворяются разнообразные потребительские вкусы; Использование рекламы для временного преимущества над конкурентами; Отрасли часто переполнены фирмами, которые загружены не полностью, т.е. не достигают оптимальной мощности, что означает недоиспользование ресурсов.
Олигополия: - небольшим количеством продавцов; -однородной либо дифференцированной продукцией;
- возможность влиять на цену; - высокие барьеры для входа в отрасль. Последствия: Большое значение имеет неценовая конкуренция; Способствует научно-техническому прогрессу; Более низкие цены, большие уровни выпуска и занятости; Совершенствование качества продукции.
Монополия: - отсутствием близких заменителей товара или услуги; - одна фирма является производителем и продавцом, т.е. фирма = отрасль; - продавец диктует цену, т.к. имеет полный контроль над ценой и объемом продаж; - доступ новых фирм невозможен, т.к. существуют экономические, технические, юридические препятствия для вступления в отрасль прямых конкурентов (эффект масштаба производства, естественная монополия, собственность на патенты, изобретения, исключительное право владения сырьем, ресурсами).Последствия: Экономические прибыли позволяют финансировать НИОКР; Нерациональное использование ресурсов; Ослабление НТП; Рост неравенства доходов, т.к. монополисты облагают «частным налогом» потребителей.