Теория поведения потребителя

Потребитель— это тот, кто покупает товары или услуги для своих собственных нужд. Время от времени потребителем бывает каждый человек.

Расходы потребителей— это самый крупный сектор экономи­ки. Даже незначительные изменения в уровне потребительских рас­ходов могут оказать глубочайшее влияние на экономику в целом.

Являясь покупателем, человек испытывает на себе всю слож­ность проблемы ограниченных возможностей. Его желания намно­го превосходят необходимые для их удовлетворения ресурсы.

Но прежде чем купить что-либо или отложить имеющиеся деньги, человек должен их заработать. Существует два пути полу­чения дохода — заработать деньги профессиональным трудом и ис­пользовать уже имеющиеся богатства.

Доход от профессиональной деятельности.Большую часть де­нег, которую будущий потребитель будет зарабатывать, вероятно, будет составлять заработная плата. В обмен на свой труд он будет получать заработную плату или оклад. Сколько заработает чело­век, зависит от места работы, его способностей, усердия и неко­торых других факторов.

Доход от богатства.Богатством называется стоимость всех тех вещей, которыми владеет человек. Суммируя стоимость всего имущества, счета в банке, денежные сбережения и другие сред­ства, можно получить общую величину богатства.

Если богатство использовать определенным образом, то оно может приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть мотоцикл, вы можете дать его на прокат своим знакомым за условленную плату. В таком случае экономисты сказали бы, что вы используете свое богатство для получения ренты. Если богат­ство в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается также под проценты в банк, оно приносит свое­му владельцу доход в виде процентов с капитала. Рента и процен­ты с капитала являются двумя формами дохода, которые можно получать от богатства.

Главной задачей любого производства является удовлетворе­ние потребностей человека и общества в целом. Потребность— это состояние человека, которое отражает противоречие между желаемым и имеющимся, но при этом побуждает его к действию.

Производство и потребности неразрывно связаны:

1)потребности человека постоянно растут, а объемы произ­водства ограничены доступными ресурсами;

2)потребности стимулируют производство, а производство, создавая новые ценности, оказывает влияние на потребности;

3)для постоянно растущих потребностей необходимо увели­чивать объемы производства;

4) общий объем потребления должен быть меньше количества

производимых благ.

Существуют различные виды классификации потребностей.

1. По отношению к масштабам и структуре производства:

1) абсолютные, перспективные;

2) действительные, необходимые;

3) подлежащие удовлетворению;

4) фактически удовлетворяемые.

2. С точки зрения уровня развития:

1) элементарные (физические);

2) высшие (социальные).

3. По роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы:

1) физические;

2) интеллектуальные;

3) социальные.

4. В зависимости от социальной структуры общества:

1) потребности общества в целом;

2) потребности социальных групп;

3) потребности отдельных людей.

Но на пути удовлетворения потребностей лежит ограничен­ность экономических ресурсов, так как все виды ресурсов, а имен­но земля, труд, капитал, предпринимательская способность яв­ляются относительно редкими, т. е. их объема недостаточно для удовлетворения безгранично растущих потребностей.

Проблема выбора является одной из центральных в современ­ной экономической науке.

На потребительский выбор влияют:

1) личностные факторы:

а) возраст;

б) образование;

в) пол;

2) психологические факторы (например, избирательное за­поминание и искажение, характер, темперамент);

3) культурные факторы (например, принадлежность к суб­культуре);

4) социальные факторы (принадлежность к определенной со­циальной группе или политической партии);

5) экономические факторы (доходы, цены на товары, сово­купная и предельная полезность). Теория потребительского поведения, исследующая механизм

взаимодействия потребностей человека и индивидуального спро­са, строится на нескольких гипотезах:

1) доходы всех потребителей ограничены;

2) на все товары и услуги установлены цены;

3) все потребители осуществляют выбор самостоятельно, не­зависимо друг от друга;

4) каждый потребитель стремится вести себя рационально, т. е.

увеличить для себя максимальную полезность.

Полезность товара (услуги) для каждого человека индиви­дуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хо­рошо покушать.

Полезность— это свойство товара удовлетворять одну или нес­колько потребностей человека.

О теории предельной полезности и законе об убывающей пре­дельной полезности говорилось выше.

Графически потребительские предпочтения можно предста­вить, используя кривые безразличия, которые представляют собой совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинако­вый уровень удовлетворения потребностей (рис. 7).

Теория поведения потребителя - student2.ru

Набор товаров А и В в каждой точке кривой безразличия приносит потреби­телю одинаковую совокупную полез­ность.

Например, если кривая безразличия проходит через точки (6;4) и (2;7), то это означает, что набор из 6 товаров В и 4 товаров А приносит потребителю сово­купную полезность, соответствующую Рис. 7. Кривая безразличия набору из 2 товаров В и 7 товаров А.

Кривая безразличия соответствует не­которой постоянной величине совокуп­ной полезности. Любому иному показателю совокупной полезно­сти будет соответствовать другая кривая безразличия. Для каждого

Теория поведения потребителя - student2.ru

потребителя можно построить бесконечно большое число кривых безразличия. Данный график носит название «карты безразличия» (рис. 8).

При этом любой набор това­
ров, соответствующий каждой
точке кривой безразличия U2,
приносит потребителю боль-
Рис. 8. Карта безразличия шую совокупную полезность,

чем любой набор товаров, соответствующий каждой точке кривой безразличия U1.

У кривых безразличия можно выделить несколько свойств:

1) кривые безразличия не могут пересекаться;

2) кривые безразличия являются выпуклыми;

3) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, причем

угол наклона — это отношение предельной полезности товара

А к предельной полезности товара В.

Все вышесказанное относится к стандартным наборам това­ров. Однако существуют и другие формы кривых, характеризую­щие своеобразные вкусы потребителей:

1) кривая безразличия— горизонтальная линия (например, школьник не возьмет ни одного пирожка с капустой, сколько бы ему их не давали, взамен пирожка с яблоками, если он про­сто не любит капусту);

2) кривая безразличия— вертикальная линия (например, школьник не отдаст ни одного пирожка с яблоком, сколько бы пирожков с капустой ему ни предлагали взамен, — он не ест пирожки с капустой);

3) кривая безразличия взаимозаменяемых товаров(например, школьнику безразлично, чем перекусить — пирожком с ябло­ком или пирожком с капустой); следовательно, кривая безраз­личия будет иметь вид прямой линии с отрицательным на­клоном;

4) кривая безразличия взаимодополняющих товаров(например, нитки и иголки являются взаимодополняющими товарами, — поэтому какое угодно увеличение количества катушек ниток не увеличит полезности иголок); кривая безразличия имеет вид прямого угла. Как уже было сказано выше, выбор потребителя ограничен его

Теория поведения потребителя - student2.ru

денежным доходом и ценами на товары. В самом простом виде бю­джетное ограничение потребителя при выборе двух товаров мож­но представить в виде бюджетной линии (рис. 9).

Каждой точке бюджетной линии со­ответствует набор товаров А и В, который потребитель может приобрести при дан­ном доходе и ценах на товары. Любое из­менение дохода или цен приводит к пере­мещению бюджетной линии. Если доход потребителя увеличивается, то бюджет-Рис. 9. Бюджетная линия ная линия из положения 1 смещается


Теория поведения потребителя - student2.ru

в положение 2. Если снизится цена на товар А, то это приведет к переме­щению конца бюджетной линии 1 в положение 3.

Объединив в одном графике кар­ту безразличия и бюджетную линию, можно получить график потреби­тельского выбора.

Точка пересечения (Е) называет­ся точкой потребительского оптиму­ма, так как расположена на наиболее

Рис. 10. Грфивк ы пбоотр аребительского

высоко лежащей (из доступных потре- бителю) кривой безразличия (рис. 10).

Снижение цены продукта приводит к возникновению эффектов:

1)эффект дохода— снижение цены продукта; позволяет по­требителю купить большее количества продукта при прежнем уровне дохода, т. е. происходит увеличение реального дохода;

2)эффект замещения— снижение цены продукта делает его более выгодным для покупки, что приводит к увеличению же­лания потребителя заместить им относительно более дорогие товары.

Факторы производства

Земляявляется наиболее важным фактором производства. Ры­нок земли в отличие от капитала имеет практически бесконечный срок службы и, следовательно, может приносить владельцу бес­срочный доход — ренту.

Ценообразование на землю имеет ряд особенностей, и глав­ной из них является естественная ограниченность предложения земли. Для предложения других факторов подобного явления прак­тически не наблюдается.

Таким образом, предложение земли, пригодной для использо­вания в сельском хозяйстве или промышленности, всегда неэла­стично.

Цена земли зависит от величины спроса на нее, и в случае не­достаточного спроса земля может оказаться вообще бесплатной.

Экономическая рента— цена, которая выплачивается владель­цу земли и природных ресурсов за их использование, так как они являются исчерпаемыми.

Поскольку качество земельных участков неоднородно, т. е. они различаются по плодородию, месторасположению, наличию в недрах полезных ископаемых и близостью к коммуникациям, то рента будет более высокой с наиболее плодородных участков, а са­мый неплодородный участок, используемый для обработки, в обыч­ных условиях вообще не приносит своему владельцу ренту.

Рента выплачивается владельцу участка в виде арендной платы.

Теория поведения потребителя - student2.ru

Арендная плата включает в себя ренту, а также процент за находящий­ся на данном участке земли капитал, а также за улучшение почвы, произ­веденное владельцем (орошение, удоб­рение). Если арендная плата повысит­ся, то предложение превысит спрос, и рынок выйдет из состояния равно­весия (рис. 11).

S — неэластичное предложение

Рис. 11. Спрос и предложение земли;

D — потенциальный спрос на землю; земли

E — точка равновесия.

Рента и цена земли — понятия разные. Цена земли отражает де­нежную оценку, по которой она покупается и продается. Цена на землю определяется по формуле:

Размер земельной ренты
Цена земли= ×100%.

Величина ссудного капитала

Итак, земля — это ресурс особого рода, количество которого огра­ничено, в связи с этим предложение земли совершенно неэластично. Поэтому величина земельной ренты определяется спросом на аренду земельных участков.

Труд— это деятельность работника, направленная на получе­ние дохода.

Практически любой труд предполагает затраты физической, умственной и нервной энергии.

Австрийский экономист Л. фон Мизес выделил интровертный и экстравертный труд1.

Экстравертный труд имеет целью получение дохода. Можно выделить 3 разновидности интровертного труда:

1) работа ради усовершенствования тела и разума;

2) труд, имеющий целью реализацию религиозных убеждений;

3) труд как рафинированная игра с целью избавиться от гне­тущих мыслей и прогнать беспокойство. 1Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. — М., 2000. С. 548, 549

Рынок труда представляет собой важнейшую сферу рыночных отношений.

Рынок труда— это общественно-экономическая форма дви­жения рабочей силы (трудовых ресурсов).

Субъектами предложения на рынке труда выступают домаш­ние хозяйства, а спроса — фирмы и государство.

Рынок труда выполняет следующие функции:

1) согласующую, т. е. обеспечивает согласование интересов работников и работодателя;

2) объединяющую, т. е. соединяет подготовку и использова­ние рабочей силы;

3) регулирующую, т. е. регулирует доходы каждого работника;

4) формирующую, т. е. формирует оптимальную и профес­сиональную структуру кадров и кадровый резерв для обществен­ного воспроизводства.

Объем предложения на рынке труда зависит от наличия эконо­мически активного населения— трудоспособного населения, юри­дически имеющего возможность и желание работать.

Экономически активное население можно разделить на заня­тых и безработных.

К занятым относятся:

1) выполняющие работу по найму;

2) временно отсутствующие на работе (по болезни, находя­щиеся в отпуске и т. п.);

3) самостоятельно обеспечивающие себя работой. К экономически неактивному населению относятся:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заве­дения;

2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных усло­виях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

5) другие лица, у которых нет необходимости работать. Рынок труда отличается чрезвычайно сложной структурой.

В зависимости от различных критериев можно выделить:

1) рынки физического и умственного труда;

2) профессиональные рынки (например, врачей, актеров);

3) региональные, областные, районные рынки;

Кривая предложения труда (индивидуального) может иметь такой вид, представленный на рис. 12.

Теория поведения потребителя - student2.ru

4) рынки квалифицированного и неквалифицированного тру­да и т. д.

Рис. 12. Кривая индивидуального предложения труда

Изменение наклона кривой предложения труда можно объяс­нить следующим:

1) рабочее время является альтернативой досугу;

2) если работник обеспечивает себе и близким определенный уровень потребления, то он стремится сократить рабочее вре­мя L, и наоборот — свободное время может быть заменено ра­бочим. Кроме того, предложение труда зависит от:

1) численности и темпов прироста трудовых ресурсов;

2) доли трудоспособного населения в общей численности на­селения;

3) продолжительности рабочего дня;

4) интенсивности и производительности труда;

5) квалификации работников;

6) миграционных возможностей населения. Предложение труда зависит от величины заработной платы.

При повышении реальной заработной платы предложение труда возрастает.

Величина заработной платы зависит от многих составляющих, главными из которых являются:

1) величина спроса и предложения на рабочую силу;

2) интенсивность труда;

3) производительность труда;

4) квалификация работника;

5) продолжительность рабочего дня;

6) сложность труда;

7) особые условия труда (например, выше оплачивается труд работающих в северных районах России);

8) уровень жизни населения в стране или регионе и т. п.;

9) деятельность профессиональных союзов.
Заработная плата выступает в двух формах: повременной и сдель­
ной (поштучной).

Повременная форма оплаты трудасостоит в том, что индивид получает доход за количество отработанного времени (почасовая, поденная, понедельная, помесячная).

Эта форма оплаты труда бывает следующих видов:

1) простая повременная —инженерно-технические работники и служащие за фактически отработанное время получают оклад, а рабочие — заработную плату по тарифной ставке;

2) повременно-премиальная— рабочим оплата осуществляет­ся по тарифной ставке, а НТР и служащим выплата произво­дится как сочетание оклада с системой премий (за достижения качественных или количественных показателей). Сдельнаяформа оплаты труда предполагает, что оплата труда

будет возрастать пропорционально количеству выпущенной про­дукции. Она бывает следующих видов:

1) прямая сдельная— оплата по неизменным расценкам за единицу продукции;

2) сдельно-премиальная— возможна выплата премий за до­стижение определенных показателей;

3) сдельно-прогрессивная— за выпуск изделий в пределах плана оплата производится по фиксированным расценкам, за выпуск сверх плана — по более высоким расценкам;

4) аккордная— оплата производится по итогам выполнения определенного вида работ. Спрос на труд является производным от спроса на товар или

услугу, в производстве которой данный вид труда используется. Величина спроса на труд зависит от следующих факторов:

1) уровня цен на товары и услуги, производимые при его по­мощи;

2) производительности труда (чем выше производительность труда, тем выше спрос);

3) уровня технологий;

4) фазы экономического цикла (на фазе подъема спрос на труд возрастает, а во время спада экономики падает);

5) величины заработной платы (при росте заработной платы предприниматель для сохранения равновесного состояния бу­дет стремиться сохранить спрос на труд). Конъюнктура рынка труда (условия для реализации товаров

в конкретном месте и в определенное время) может быть трех видов:

1) трудодефицитной, т. е. спрос на труд превышает его пред­ложение (безработица);

2) трудоубыточной, т. е. предложение превышает спрос;

3) равновесной. Рынок капиталав рыночной экономике также регулируется

спросом и предложением.

Капитал— это ресурс, продукт человеческой деятельности.

Предприниматель может приобрести капитал двумя способами: либо купить на рынке средства производства, либо взять их в аренду.

Капитальные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

1) производственный капитал, который состоит из:

а) основного капитала (средства производства, неодно­
кратно используемые в процессе производства и частично
переносящие свою стоимость на готовую продукцию (зда­
ния, машины, оборудование));

б) оборотного капитала (средства производства, одно­
кратно используемые в производстве и сразу превращаю­
щиеся в готовую продукцию (сырье, материалы));

2) человеческий капитал— денежная оценка способности че­
ловека приносить доход;

3) денежный капитал— денежные средства, необходимые для
приобретения производственного капитала.
Процент на капитал — это плата за использование капиталь­
ного ресурса.

Ставка процента(S) — это отношение готовой суммы про­цента (I) к сумме капитала (К), который был отдан в кредит (из­меряется в процентах):

I S= 1/К ×100%.

На рынке действует два класса субъектов:

1) продавцы капитала (субъекты предложения капитала):

а) банки;

б) страховые компании;

в) пенсионные фонды;

г) ссудо-сберегательные ассоциации и т. п.;

2) покупатели капитала (субъекты спроса на капитал):

а) предприятие;

б) государство;

в) домашнее хозяйство (граждане).

Инвестиции(капиталовложения) представляют собой затраты денежных ресурсов, направляемые на приобретение капитала. Инвестиции можно классифицировать на следующие группы:

1) реальные (вложения в физический и человеческий капи­тал) и финансовые (затраты на приобретение финансового ка­питала);

2) внутренние и иностранные;

3) прямые (инвестиции, выполненные субъектами, владеющи­ми более чем 10% акций предприятия) и портфельные (инве­стиции, выполненные субъектами, владеющими менее чем 10% акций предприятия).

Деятельность экономического субъекта, связанная с инвести­рованием, предполагает формирование своеобразного портфеля инвестиций. В зависимости от инвестиционной стратегии пред­приятия выделяют:

1) консервативный портфель (предполагает инвестирование в малодоходные, но стабильные объекты);

2) доходный портфель (инвестиции осуществляются в объек­ты, гарантированно приносящие высокие доходы);

3) рисковый портфель (его формирование связано с осу­ществлением инвестирования в объекты, приносящие наи­больший, но не гарантированный доход). На величину инвестиций влияют следующие основные факторы:

1) ожидаемая норма чистой прибыли (чем больше ожидается прибыль, тем выше уровень инвестиций);

2) ставка процента (существует обратная зависимость между ставкой процента и величиной требуемых инвестиций);

3) издержки на приобретение и эксплуатацию оборудования (чем выше издержки, тем меньше уровень инвестиций);

4) налоги на бизнес (чем меньше уровень налогов, тем выше объем инвестиций);

5) технический прогресс (является стимулом для инвестиро­вания);

6) имеющийся основной капитал (чем больше основного ка­питала у производителя, тем меньше требуется расходовать средств на покупку нового оборудования).
Самой важной частью рынка капитала является рынок ссуд­ного капитала, т. е. денежные средства, привлекаемые для орга­низации процесса производства и оплаты рабочей силы.

Источниками ссудного капитала являются: 1) денежные доходы населения;

2) свободный капитал предприятия:

а) амортизационные накопления компании;

б) средства, необходимые для выплаты заработной платы;

в) прибыль, которую аккумулирует фирма для расшире­
ния производства;

г) часть оборотного капитала, накопленная из-за разницы
во времени продажи продукции и покупки сырья;

3) средства рантье (рантье — лица, обладающие капиталом боль­
шого размера и живущие за счет получения процента на капитал).
Размер ставки процента, взимаемой за ссудный капитал, зави­
сит от:

1) сроков займа — чем длительнее срок займа, тем выше став­ка с процента;

2) размеров займа — чем меньше ссуда, тем больше процент­ная ставка;

3) риска — если продавец капитала оценивает как высокую

вероятность невозвращения займа, то он устанавливает более

высокую ставку процента.

На рынке ссудного капитала постоянно осуществляется пере­ливание средств с рынка краткосрочных операций (обслуживает движение оборотного капитала) на рынок долгосрочного капита­ла (поддерживает движение основного капитала). На практике предоставление капитала в кредит может осуществляться через покупку ценных бумаг.

Ценные бумаги— это документы, дающие их обладателям пра­во на то или иное имущество, на получение доходов, определен­ных денежных сумм. Главные среди ценных бумаг — акции и облигации, связанные с созданием и развитием акционерных обществ.

Акция— это ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель:

1) вложил определенную сумму денег (долю) в уставный ка­питал данного акционерного общества;

2) является совладельцем этого капитала (в размере соответ­ствующей доли);

3) имеет право на получение части прибыли акционерного общества в форме так называемого дивиденда. Существует множество видов акций, различаемых по разным

признакам:

1) по характеру распоряжения:

а) именные акции — имя владельца фиксируется в спе­циальных книгах (покупаются только гражданами);

б) предъявительские акции — имя владельца не регистри­руется;

2) по характеру получения и размерам дохода:

а) обыкновенные акции— дивиденды по акциям такого ви­
да зависят от прибыли компании в текущем году;

б) привилегированные акции— дивиденды по таким акци­
ям фиксированы (обычно меньше, чем по обыкновенным)
и не зависят от прибыли компании;

3) по формам выпуска и обращения:

а) сертификатные акции— это ценные бумаги, которые
представлены особым документом (сертификатом);

б) безналичные акции— это ценные бумаги, существую­
щие в безбумажной форме (в памяти компьютеров и / или
в учетных реестрах акционерного общества);

4) по обеспечению права голоса — одноголосые, безголосые

и многоголосые (какое количество голосов предоставляется

для голосования держателю акций).

На акции проставляется ее цена, которая называется номи­нальной стоимостью акции. Ценные бумаги продаются на фондо­вой бирже или в банке по курсу акций. Курс акций прямо про­порционален дивиденду и обратно пропорционален величине ставки процента:

Дивиденд
Курс акций = ×100%.

Ставка процента

Акция не возвращается назад предприятию, выпустившему ее, она может быть продана на бирже.

Наряду с акциями акционерное общество может выпускать и облигации. Облигация— это долговое обязательство, по которо­му заемщик (акционерное общество) гарантирует держателю облигации (своему кредитору — физическому или юридическому лицу):

1) регулярную выплату дохода в виде процента;

2) в конечном итоге возврат обозначенной в облигации сум­мы денег в оговоренный срок.

Помимо акций и облигаций, существуют и другие виды цен­ных бумаг:

1) вексель— это ценная бумага, подтверждающая право век­селедержателя требовать с векселедателя уплаты суммы, ука­занной в векселе; они бывают:

а) простые;

б) переводные;

в) финансовые;

г) гарантированные;

д) коммерческие;

е) казначейские;

2) казначейское обязательство— ценная бумага, дающая пра­во держателю на получение дохода в течение срока владения и подтверждающая внесение денежных средств в бюджет; этот вид ценных бумаг размещается на добровольной основе;

3) сберегательный сертификат— письменное свидетельство кредитного учреждения (банка), подтверждающее право вла­дельца по истечении определенного срока получить депозит (вклад в банк) и проценты по нему; сберегательные сертифи­каты бывают:

а) именные;

б) на предъявителя;

в) срочные (на определенный срок);

г) до востребования.
Предпринимательствопредставляет собой специфическую

деятельность по организации производства и распоряжению его результатами.

Для такого фактора, как предпринимательство, характерны следующие черты:

1) экономическая свобода в выборе способов и направлений своей деятельности;

2) полная материальная ответственность своим имуществом за итог своей деятельности;

3) ориентация на прибыль, т. е. главная цель предпринима­тельства — получение максимальной прибыли. Объектами предпринимательства считаются:

1) предприятие (фирма);

2) доходное дело. Субъектами предпринимательства являются:

1) предприниматель;

2) собственники факторов производства;

3) менеджеры (управленцы);

4) акционеры:

а) поставщики (покупатели) товаров;

б) государство;

в) профсоюзы.
Как плату за риск и усилия, которые предприниматель вкла­дывает в бизнес, он получает прибыль, а в случае неудачи развер­нутого производства несет убытки.

Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками. Выделяют несколько видов прибыли.

Бухгалтерская прибыльпредставляет собой разницу между со­вокупным доходом и внешними издержками — выплатами всем внешним поставщикам факторов производства, т. е. они вклю­чают в себя заработную плату рабочим, процент на капитал и зе­мельную ренту.

Экономическая прибыльесть разность между совокупным до­ходом и общими издержками (внутренними и внешними). К внутрен­ним издержкам относятся все неполученные предпринимателем доходы из-за того, что он использует собственные факторы произ­водства на своем предприятии.

Номинальная прибыльравна нулевой экономической прибы­ли или превышает ее и является необходимым условием заинте­ресованности предпринимателя в продолжении своей деятель­ности — в ином случае ему было бы выгоднее свернуть свой бизнес и продавать на сторону находящиеся в его собствен­ности факторы производства.

Источники возникновения прибыли могут быть самыми раз­нообразными:

1) связанные с риском деятельности предпринимателя;

2) предвидение;

3) умелое сочетание предпринимателем в процессе изготовле­ния продукции факторов производства;

4) монополизация рынка;

5) тайный сговор между предпринимателями;

6) умелая дифференциация выпускаемого продукта;

7) инновации;

8) ценовая дискриминация потребителей.
По формам собственности предпринимательство может вы­
ступать в следующих организационно-правовых формах:

1) единоличное владение— собственность одного лица (семьи);

2) партнерство— собственность двух и более человек, объеди­ненная на основе договора о размере вклада каждого, разделе­нии труда и доле в доходе;

3) корпорация— объединение множества собственников че­рез выпуск акций.

Издержки и доходы фирмы

Производство и сбыт любого товара требуют определенных из­держек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д. Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства. При всем этом данное определение требует уточнения, так как не все производственные ресурсы реаль­но оплачиваются. Часть из них предприятие может использовать как бы бесплатно.

Например, владелец магазина имеет собственное помещение, располагает денежным капиталом, а также самостоятельно орга­низует свой бизнес; т. е. использование вышеперечисленных ре­сурсов не требует от него прямых денежных затрат. Поэтому эко­номисты различают явные и неявные издержки.

Явные (внешние) издержки— это денежные выплаты за ресур­сы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные ра­боты и т. д.).

Неявные (внутренние) издержки— это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресур­сов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Они носят скрытый характер, выступая как вмененные (или альтернативные) издержки собственных ресурсов предприятия, применяемых им в производстве.

Сумму явных и неявных издержек производства экономисты называют экономическими издержками.

Издержки предприятия можно классифицировать не только на явные и неявные, но и на постоянные и переменные. Постоян­ные издержки— это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).

Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (рас­ходы на материалы, сырье, транспортные услуги).

Сумму постоянных и переменных издержек называют общи­ми (или совокупными) издержками.

Для анализа образования прибыли также важно дать опреде­ление средним постоянным, средним переменным и средним об­щим издержкам.

Средние постоянные издержки равны отношению постоян­ных издержек к ценности произведенной продукции.

Средние переменные издержки равны отношению перемен­ных издержек к ценности выпущенной продукции.

Средние общие издержки определяются путем деления общих издержек на ценность продукции.

Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.

Предельный доход представляет собой дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции.

Совокупный доход равняется произведению цены продукции на его объем.

Средний доход равен общему доходу, деленному на коли­чество единиц проданного блага. При условии, что товары про­даются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого бла­га (в условиях совершенной конкуренции).

Следующий способ классификации издержек основан на уче­те временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Речь идет об издержках производства в краткосрочном и дол­госрочном периодах.

Различают издержки производства в краткосрочном и долгосроч­ном периодах.

Краткосрочный период— это период времени слишком корот­кий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фир­ма может изменить степень интенсивности использования имею­щихся производственных мощностей — в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счет лучшей ор­ганизации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.

В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.

Долгосрочный период— это период времени достаточно про­должительный, чтобы фирма могла изменить количество исполь­зуемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В крат­косрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор произ­водства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном пе­риоде изменяется объем всех используемых ресурсов. Задачу вы­пуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.

Такие решения повышают ответственность предпринимателя. Во-первых, ошибка и приобретение малопроизводительных стан­ков и оборудования чреваты разорением. Во-вторых, долгосроч­ные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.

В-третьих, принимаемое долгосрочное решение должно ориен­тироваться на минимизацию издержек.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издерж­кам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое поня­тие средних издержек.

В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объем всех используемых ресур­сов. Если количество применяемых факторов изменяется в оди­наковой пропорции, то имеет место изменение масштаба произ­водства. Воздействие изменения масштаба производства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть постоян­ным, положительным и отрицательным.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема про­изводства, пропорциональный росту объема используемых ресур­сов. В этом случае средние издержки не меняются.

Определенное увеличение количества всех ресурсов, напри­мер на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема про­изводства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.

Положительный эффект масштаба производства означает бо­лее быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с тем­пами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:

1) экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не тре­бует пропорционального увеличения всех ресурсов;

2) экономией на финансах; благодаря значительным разме­рам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные креди­ты под более низкие проценты;

3) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производ­ства, тем в больших размерах приобретаются сырье, мате

Наши рекомендации