Экономические ресурсы: их свойства и классификация.

Ист-м любого пр-ва явл ресурсы, кот-ми располагает общ-во. Ресурсы – матер-е и интеллектуальные элементы, кот-е могут быть исп-ны в процессе создания товаров, услуг и др ценностей. Рес-ы дел-ся на:

1) природные (исчерпаемые и неисчерпаемые); 2) матер-е (созданные человеком); 3)трудовые; 4) финансово-денежные (рынок).

Факторы пр-ва– это эк-я категория, кот-я хар-ет реально вовлеченные в процесс пр-ва ресурсы. Ф.п. имеют след-ю классификацию. Они делятся на: 1) объективные (вещественные) и 2) субъективные (личные). Ф.п. в каждый данный момент огр-ны по отн-ю к потребностям. Следует различать абсолютную (понимают недостаточность произв-х рес-ов для одноврем-го удовл-я потребностей всех членов общ-ва) и относительную (это удовл-е каких-либо выбранных потребностей) огреничения.

В западной эк-й лит-ре сущ след-я классификация факторов пр-ва: 1) земля, 2) капитал, 3) труд, 4) предпринимат-е способности.

В процессе пр-ва происходит соед-е ф.п. Оно может быть прямым или косвенным (опоследованным).

Эффективность пр-ва-- это превышение результатов пр-ва над затратами.

Показатели э-ти пр-ва: 1) производ-ть труда Пртр = П/Т (кол-во созд. прод. в натур. или денежном выражении/ затраты труда)

2) фондоотдача Фо=П/Ф

3)мат-я емкость М=Ф/П

Рассмотрим вторую проблему. Экономические ресурсы редки или ограничены. Редкость экономических ресурсов означает, что запасы некоторого ресурса меньше, чем его требуетсядля производства экономического блага.

Что понимается под экономическими ресурсами?

Экономические ресурсы— потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные (сырьевые, геофизические), трудовые, материальные, финансовые и информационные.

Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля — пространственно-географический фактор, где живут люди, — является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию.

Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет, которое делится на две группы:

1) экономически активное население — занятое в общественном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования;

2) экономически пассивное население — часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д.

Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг. Если природные ресурсы имеют естественное происхождение, то материальные создаются человеком и сами являются продуктом производства. Реальный капитал включает в себя основные и оборотные

средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные — в одном производственном цикле.

Финансовые ресурсы являются производными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг.

Информационные ресурсы — самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производствас помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

Информационные ресурсы можно разделить на три основные группы:

1) информация делового характера — управленческая, социальная, статистическая, финансовая, коммерческая информация; данные о продукции и т.д.;

2) информация для специалистов — экономическая, научнотехническая, производственная, технологическая, маркетинговая и т.д.;

3) информация массового характера — правовая, общественно-экономическая, учебная, справочная, словарно-экциклопедическая; сведения о культуре, досуге, здравоохранении, спорте и пр.

Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ.


Наши рекомендации