Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация.

Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация.

Движущей силой человеческого общества являются потребности — объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.

Потребность — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

физиологические (в еде, питье и т.д.);

в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.

в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.)

в приобретении определенного социального статуса (в признании, одобрении)

в самовыражении личности (в реализации способностей)

Экономические блага.

долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

1 материальные и нематериальные
2 общественные и частные
3 прямые и косвенные

Материальные блага — результат функционирования материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.): это здания, машины, продукты питания одежда, спортивные товары, бытовая техника и т.д.

Нематериальные блага (услуги) — блага, существующие в форме деятельности; обучение, лечение, транспортное, бытовое, коммунальное обслуживание населения и т.д. Принципиальное отличие нематериальных благ от материальных состоит в том, что потреблению материальных благ предшествует процесс их создания; эти два процесса разделены как во времени, так и в пространстве. Производство услугестьв то же время их потребление, т.е. временного разрыва здесь, как правило, нет.

Общественные блага — блага, находящиеся в общем, коллективном потреблении: национальная оборона, охрана общественного порядка, службы санитарно-эпидемиологического контроля, уличное освещение и т.д. Отличительными чертами общественных благ являются неизбирательность и неисключаемость их из потребления.

Экономические ресурсы, классификация

1 Земля.2 Труд.3 Интенсивность труда.4 Производительность труда.5 Капитал

Физический капитал(это и есть экономический ресурс) – запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.

Денежный капитал (не является экономически ресурсом) – пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

4 Общественное производство. Стадии общественного производства.

Общественное Производство

- процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства.состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

Стадии

Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация. - student2.ru

5 Общественное воспроизводство и его типы.

Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация. - student2.ru

Свойства

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

Предельная полезность

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация. - student2.ru

Рыночные равновесие.

По принципиальному определению спроса и предложения их кривые должны обязательно пересечься на практике это означает что произведенный товар куплен.

Закон Жан Батиса Сеяспрос и предложения всегда уравновешиваются.

рыночное равновесие-это постоянно динамичное состояние колебание между дифицитом товаров и услуг с одной стороны и избытков с другой.

Точка Е-точка рыночного равновесия,QE-равновесный объем продаж(покупок),РЕ-равновесная цена,котораяяв. для потребителя максимальной,а для производителя минимальной

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложениеравны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Классификация рынков.

1. По сфере общественного производства:

1. рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

2. рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

2. По характеру конечного использования:

1. рынок товаров производственного назначения;

2. рынок товаров потребительского назначения.

3. По сроку использования:

1. рынок товаров долговременного пользования;

2. рынок товаров краткосрочного пользования;

3. рынок товаров одноразового пользования.

4. По территориальному охвату:

1. мировой;

2. внутренний;

3. региональный.

5. По соотношению продавцов и покупателей:

1. рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения);

2. рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением;

3. олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

4. рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

6. По объему реализации:

1. основной рынок, где реализуется основная часть товаров;

2. дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара;

3. выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.

Минусыыыыыыы

· увеличение транспортных расходов

· возрастание трудностей управления производства

негибкость,бюрократизация процесса принятия решения

ПРоизводитель при определенном кол-ве опр.факторов и при прочих неизменных факторов

Конкуренция и ее виды.

Оплата труда

1. Как мы видели, размер оплаты труда зависит от величины стоимости жизненных средств, расходуемых на воспроизводство рабочей силы.

2. Важную роль в увеличении заработка играет уровень квалификации работников. Иначе говоря, здесь сказывается размер инвестиций в «человеческий капитал».

3. Значительно влияет на величину вознаграждения за труд уровень производительности труда, достаточно высокий в последние десятилетия за счет внедрения достижений научно-технической революции. Вполне естественно, что на передовых в технологическом отношении предприятиях возрастает объем производимой продукции, улучшается ее качество, а работники вознаграждаются большими заработками.

4. На величину оплаты труда во многом влияют национальные различия в степени развитости экономических и социальных условий жизни в разных странах. Эти различия зависят в конечном счете от научно-технического уровня производства и эффективности труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого общественно нормального качества жизни и иных факторов. Это наглядно видно из таблицы.

Понятие внешних эффектов.

Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:
- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.
- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.

Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.

САМ

Дефлятор ВНП, индексы цен.

Макроэкономические показатели могут измеряться в ценах текущего года или постоянных ценах (ценах какого-либо базового года). В первом случае они имеют номинальное выражение, во втором — реальное. Между реальными и номинальными величинами могут быть существенные расхождения в связи с применением уровня цен.

Номинальный ВНП — это ВНП, измеренный в текущих ценах. Его динамика может быть вызвана как изменением объема производства, так и общего уровня цен.

Реальный ВНП — это ВНП измеренный в постоянный ценах (ценах базисного периода). В отличии от номинального внп, на него измерение не влияет рыночная конъюнктура.

Для выявления реального изменения объема национального производства с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение номинального ВНП к реальному. Дефлятор ВНП — это наиболее общий показатель, учитывающийся для измерения уровня инфляции в стране.

Наиболее простой метод инфлирования и дефлирования внутреннего национального продукта — деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / индекс цен данного года

Фаза экспансии

Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом - периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.

Фаза спада

Фаза спада, кризис. Неизбежное следствие бума - поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется его спадом. Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. Это означает рост безработицы, сокращение продолжительности рабочей недели. Падает спрос на сырье, а затем и предложение сырья. Наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. Наконец, если спад глубокий и продолжительный, происходит снижение или замедление роста товарных цен.

Фаза депрессии

В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла, называемую впадиной, и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.

Безработица и ее виды.

Выделяют три основные причины безработицы:

1.потеря работы (увольнение);

2.добровольный уход с работы;

3.первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.

Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая— вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности)

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики

Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий;

Безработица технологическая— безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Инфляция и ее виды.

Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

Открытая— положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

Профицит бюджета, проблемы.

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное – это сохранить накопления будущих пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и у сегодняшних.

Ситуация, по мнению экспертов, чем-то напоминает аналогичную проблему, возникшую в ходе пенсионной реформы в Чили в 70-х годах. Там тогда так же наблюдалась избыточная ликвидность на финансовом рынке. То есть, денег в стране было слишком много. И для того, чтобы справится с этим, правительство этой страны определило для пенсионных фондов приоритетные отрасли реального сектора экономики, в которые можно было вложить деньги будущих пенсионеров. “Нам, видимо, тоже придется обратить внимание на реальный сектор”, – говорит Владимир Вьюницкий. Но как это сделать, и какие отрасли экономики действительно способны гарантировать сохранение накоплений граждан “на старость”, сейчас в России никто не знает.

«Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль – снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.»

Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости “черного золота” позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести – бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[источник не указан 197 дней] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[источник не указан 197 дней]

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[1]:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг навнутренний и внешний не разделяется.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая- регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная- При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

-Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

Виды налогов:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина. Этот вид налогов устанавливается федеральным законодательством и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налог. Элементы налога

Налог.2)элементы налога.

1)Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный

законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и

в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня

и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,

которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются

плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны

использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

2)Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёногоИбн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно- налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Функции денег


Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости

Функция меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров и услуг путём установления цен. Деньги также используются при регистрации стоимостного выражения какого-либо экономического параметра или записи обязательств.

  • Средство обращения

Деньги как средство обращения используются в качестве посредника в обращении товаров. Под средством обращения понимается особый вид товара, который покупатель передает продавцу, приобретая товар или услугу. Для определения степени легкости, с которой любой вид активов может быть превращен в принятое в экономике средство обращения, используется понятие ликвидности.

Ликви́дность экономический термин, обозначающий способность ценностей (активов) быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный обращаемый в деньги.

Цена ? денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно-необходимого рабочего времени.

Деньги ? универсальный товар, т.е. всеобщий абстрактный эквивалент стоимости всех товаров.

Това́р ? продукт труда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности.

Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является.

  • Средство накопления

Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте. Деньги как средство накопления позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.

Эти три функции альтернативны по своей сути и делят денежную массу на составные части: деньги выступают либо как средство накопления (сбережения), либо как средство обращения. Сбережение изымает деньги из обращения, а инвестирование выполняет противоположную функцию.

Также иногда выделяют такие функции денег:

  • Средство платежа

Данную функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных отношениях с финансовыми органами, также при погашении задолженности по заработной плате и пр.

  • Функция мировых денег

Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

Согласно этой теории, уровень товарных цен пропорционален объему денежной массы в обращении. Математически теория выражается в виде уравнения MV=PT, где M – объем денежной массы в обращении, V– скорость обращения денег, Р – уровень цен иТ – объем сделок в данный период времени. Сторонники количественной теории денег утверждают, чтоТ определяется факторами, лежащими на стороне предложения, которые в свою очередь определяют реальный объем производства, и институциональными факторами, которые определяют соотношение между общим объемом трансакций и величиной продукции; V определяется юридическим статусом и первичными методами работы кредитно-денежной системы. Таким образом, M и Р изменяются пропорционально. Эти положения позволили Милтону Фридману утверждать, что причина инфляции кроется в росте денежной массы в обращении. Критики количественной теории денег утверждают, что эта теория если и верна, то только для очень большого временного отрезка. Желаемые объемы реальных остатков зависят от темпов развития инфляции, т. е. если первоначальный рост денежной массы и приводит в движение инфляционный процесс, то цены стремятся опередить денежное предложение, поскольку реальная величина денежных остатков падает. Если количественная теория денег справедлива для роста объема денежной массы, то неизвестно в точности, будет ли она также справедлива и в отношении сокращения значения М. Цены – и даже в большей степени заработная плата в денежном выражении – достаточно устойчивы к снижению этого показателя, поэтому на первом этапе результатом сокращения M будет рост процентных ставок и снижение Т. В условиях распространенной практики заключения контрактов, имеющих денежное выражение, значительное сокращение Р повлечет за собой ухудшение платежеспособности многочисленных заемщиков и лавину банкротств, что в свою очередь будет способствовать снижению показателя деловой активности и дальнейшему сокращению Т. Возможно, количественная теория и верна, но проверить ее справедливость невозможно, так как для этого должны пройти века. Кроме того, она практически не моделирует реакцию V, Т и Р в течение первых лет после существенного изменения М.

Спрос на деньги

Спрос на деньги

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их

Наши рекомендации