Билет № 22: 1. Факторы формирования заработной платы.
Мы выяснили, что труд покупается на рынке только потому, что его использование позволяет производить товары и услуги, пользующиеся спросом у покупателей и потому продаваемые. Именно выручка (доход) от продаж таких товаров и услуг образует «чашу», из которой фирма может почерпнуть деньги для оплаты труда. Надо учесть, что не все содержимое этой «чаши», т. е. не вся выручка от продаж, используется на выдачу заработной платы. Для создания товара или оказания услуги фирме надо приобрести и другие факторы производства: землю и капитал. Расходы на них покрываются также засчет выручки от продаж. Наконец, на часть выручки претендуют владельцы фирмы — как на вознаграждение за свою деятельность и использование своего капитала. Все это определяет верхнюю границу суммы, которая может быть выплачена работникам за их трудовые услуги.
Таким образом, между сотрудниками в качестве зарплаты будет поделен остаток выручки после приобретения остальных факторов производства.
Первый вывод о границах заработной платы: заработная плата работника не может быть выше суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию.
При увеличении объёмов производства во столько же раз увеличиваются и затраты на материалы. Путём несложных математических подсчётов получаем второй важный выводо том, как формируется заработная плата: величина заработной платы, как правило, не может расти быстрее, чем производительность труда, за который ее платят.
Допустим, рабочие стали требовать повышения зарплаты. Но на неё предприятие тратит весь остаток выручки. Тогда ему придётся уменьшить количество сотрудников с повышением производительности оставшихся (чем меньше делитель, тем больше частное). Закон спроса для этого рынка звучит так: чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели.
Билет № 22: 2. Бедность как экономическая проблема.
Россия пытается создать действенные механизмы помощи бедным. Эта помощь осуществляется, как правило, в форме различного рода программ социальной поддержки. Первый и самый очевидный способ такой поддержки — дать бедным дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров бесплатно либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно решают с помощью социальных трансфертов.
Социальный трансферт — денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан.
Использование системы трансфертов — самый простой, но далеко не безобидный способ помощи беднякам. Она имеет серьезные недостатки.
Во-первых, она ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения ≪заработок — усилия≫. Возникает жизненная позиция: ≪Пусть я получаю меньше, чем мой бывший одноклассник, но зато и не надрываюсь, как он!≫ Этот аспект — развращающее воздействие мер социальной поддержки на бедняков — подметил живущий в США замечательный русский поэт Наум Коржавин. Его поразил сам механизм выдачи матерям-одиночкам денежного пособия. Механизм его выдачи устроен так, что денежная сумма возрастает по мере увеличения числа детей в семье. Следовательно, чем больше детей в семье, тем больше помощь. Но на эту помощь женщина может рассчитывать лишь до тех пор, пока не выйдет замуж. Тогда она лишается права на такую помощь. О том, к чему это приводит, и написал Наум Коржавин: ≪...Женщина не выходит замуж, а получает возможность выбирать и содержать партнеров на средства налогоплательщиков. Кощунственно, но такие матери получают возможность вести паразитический и безнравственный образ жизни. Кроме программы помощи для матерей-одиночек, есть еще много социальных программ, в том числе для вполне трудоспособных мужчин и женщин, попадающих в трудное положение. Они во множестве случаев в тайне от социальных служб подрабатывают, продолжая получать помощь.≫
Социальные программы предусматривают выплату наличных денег, выдачу талонов на питание, полностью или частично оплаченное жилье, бесплатное отопление, завтраки для детей, питание младенцам, медицинское обслуживание.
Надо сказать, что на те же грабли наступила и Россия. Во многих российских деревнях, например, детей рожают для заработка и живут они в неполных семьях на попечении бабушек. Беда в том, что существующая система социальных трансфертов построена так, что рожать ребенка выгоднее всего матери-одиночке — она получает большее пособие в связи с рождением ребенка. А затем мать отказывается от ребенка и опеку над ним оформляет бабушка. В этом случае пособие на ребенка оказывается существенно больше, чем если бы мать сама получала такое пособие. Результат тот же что и в США: система социальной поддержки беднейших разрушает семью — основу общества.
Во-вторых, система трансфертов и другие методы социальной поддержки подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим. В нашей стране при системе прогрессивного налогообложения, не желая платить высокие налоги, многие россияне стали получать основную часть зарплаты ≪по-черному≫, т. е. наличными в конвертах. В итоге реальные поступления подоходного налога с наиболее состоятельных граждан резко упали, и, чтобы переломить ситуацию, государство вынуждено было перейти к одноставочной системе обложения доходов граждан. Сразу после этого поступления подоходного налога заметно выросли, но зато резко зазвучали голоса критики со стороны политиков левой ориентации, указывавших, что такая система налогообложения доходов не способствует сокращению социального неравенства в российском обществе. И в этом они правы. Но более эффективного решения системы налогообложения доходов граждан российскому правительству пока найти не удается.
Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту ≪пирога благ≫, который может быть поделен в данный момент времени. Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
1) создание равных ≪стартовых условий≫ для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно:
а) запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам;
б) обеспечить всем детям нормальные условия для развития;
2) расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со стороны государства, чтобы стать действительно результативными. Сегодня в России масштаб социальных программ, направленных на поддержку бедных семей, крайне ограничен. Это преимущественно небольшие социальные выплаты, производимые в пользу семей с особенно низкими доходами. В ту же категорию попадают и так называемые социальные
пенсии, выплачиваемые, например, инвалидам с детства. Но даже на такие выплаты государству нужны немалые средства. Откуда государство может их взять? За счет изъятия части доходов состоятельных граждан и коммерческих фирм, т. е. налогообложения.
Основные выводы
1. Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Это осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.
2. Для смягчения различий в уровнях доходов применяется система прогрессивного налогообложения личных доходов. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.
3. Бедность является давней проблемой нашей страны, но в последние годы она существенно обострилась. В числе российских бедняков сейчас преобладают многодетные семьи, молодежь и безработные. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы. Однако такие системы помощи всегда имеют те или иные недостатки и часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.