Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество.

Барьеры входа-выхода в отрасль — совокупность факторов объективного и субъективного порядка,которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке,либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.

Классификация барьеров.

1.Нестратегические барьеры выступают для фирм как внешняя данность,порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка и связаны с технологией производства,характером предпочтения потребителей и динамикой и спросом иностранной конкуренции:

1) барьеры,связанные с положительной отдачей от масштаба,когда средние издержки убывают с ростом отдачи производства;

2) административные (правительственные) барьеры — законодательные акты,направленные на ограничение деятельности каких-либо предприятий каким-либо образом;

3) гражданские барьеры,связанные с делегированием функций от чиновников дееспособным гражданским институтам,профессиональным объединениям граждан,которые устанавливают правила и стандарты профессиональной деятельности;

4) барьеры социально-экономического характера,связанные с устоявшейся емкостью рынков,платежеспособностью населения,мерой активности иностранных конкурентов;

5) барьеры,основанные на абсолютных и относительных преимуществах в уровне затрат;

6) барьеры,связанные с криминализацией

экономики.

2.Стратегические — барьеры,вызваны стратегическим поведением фирм:

1) ценовые барьеры — ценообразование,ограничивающее вход;

2) неценовые барьеры (например,дополнительные инвестиции в оборудование,дифференциация продукта);

3) вертикальная интеграция предполагает,что фирма,действовавшая на данном рынке,является собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция ресурсов),либо поздних стадий (интеграция конечного продукта);

4) диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между различными рынками;

5) долгосрочные контракты с третьими лицами,когда фирма заключает долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов,с потребителями товара либо с работниками отрасли.При этом новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурсов или рынок сбыта,тем самым создаются эффективные барьеры входа.Показатели входа:

1) норма входа;

2) норма проникновения;

3) время достижения входящими на рынок фирмами размеров других фирм,уже действующих на нем.

Показатели выхода:

1) норма выхода;

2) показатель выживания — доля тех фирм,остающихся на рынке,которые вошли на него 1—3 года назад.

Сравнительное преимущество - по Д.Рикардо - концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией. Концепция сравнительных преимуществ служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.

Производственная функция

Производственная функция – это эффективный выпуск продукции из различных факторов производства. Производственная функция не допускает нерационального использования ресурсов,т.е. никогда не применяются такие комбинации ресурсов, которые снижают выпуск продукции.

Основная цель производства и затрат заключается в том, чтобы ответить, сколько нужно вовлечь ресурсов и в каких пропорциях, если фирма имеет цель увеличить объем производства. Производственный процесс можно рассмотреть как взаимосвязь факторов производства, в результате которых получается готовая продукция или услуга. Если рассмотреть процесс производства с этой позиции, то производственный процесс – производственная функция – это:

способ установления связи между ресурсами и выпуском продукции;

показатель максимально возможного выпуска продукции, который может быть получен из заданного объема ресурсов;

показатель того минимального количества ресурсов, которое необходимо для получения заданного объема продукции, если не ставится цель максимизации объема продукции.

Под факторами производства и ресурсами понимаются три фактора производства – капитал в виде:

средств производства;

материальных ресурсов;

трудовых ресурсов.

Сама производственная функция может быть выражена физическим объемом продукции, а также объемом услуг, предоставленных медицинскими учреждениями, банками, учреждениями страхования и т.д.

Факторы производства

..— используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции.

• Земля - относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

• Капитал (или инвестиционные ресурсы) - охватывает все произведённые средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование). Процесс накопления средств производства называется инвестированием.

• Труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Фактор “труд” включает и предприимчивость. Под предпринимательской способностью (или предприимчивостью), понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Рабочая сила

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, всё более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как её носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Физический капитал

Все средства производства, созданные людьми с целью увеличения производства товаров и услуг – это капитал.

Физический капитал включает все имущество, помогающее человеку решать проблемы, поскольку оно либо приносит деньги (если его продать или сдать в аренду), либо заменяет их. В российских условиях наиболее распространенной формой физического капитала, которым обладают люди, являются квартиры,дачи,автомобили. Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основный и вспомогательных материалов труда.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки производства целиком, в отличие от основного капитала, стоимость которого учитывается в издержках по частям.

Инфляция и безработица

Инфляция – это устойчивый и продолжительный рост общего уровня цен в стране.

Виды инфляции:

Открытая инфляция выражается в росте цен вследствие падения покупательной способности денежной единицы.

Подавленная (когда малому количеству товаров противостоит большое количество денег)

Инфляция спроса возникает тогда, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен предложением как в целом по национальному хозяйству, так и в отраслевом разрезе.

В основе инфляции издержек - рост издержек при прочих равных условиях уменьшает прибыльность производства, ведет к его сокращению и уменьшению объема предложения в национальной экономике, что в свою очередь повышает цены.

По степени сбалансированности выделяют сбалансированную, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров, инесбалансированную инфляцию, характеризующуюся разными темпами увеличения цен на различные товары.

По масштабу охвата :локальную, имеющую место в отдельных странах, и мировую инфляцию, охватывающую группы стран и регионов.

По темпам: умеренная(рост цен менее 10% в год),Галопирующая (рост цен от 10% до 200% в год),гиперинфляция когда рост цен превышает 200% в год.

Виды безработицы:

вынужденная безработица - возникает, когда работник может и хочет работать,но не может найти работу.

добровольная безработица - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. зарегистрированная безработица — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учёт.

маргинальная безработица - безработица слабо-защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

циклическая безработица - вызывается повторяющимися спадами производства в стране или локальном регионе

сезонная безработица - зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

структурная безработица - обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

фрикционная безработица причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место.

скрытая безработица, в условиях неполного использования ресурсов предприятиями, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Повышение инфляции сопровождается увеличением безработицы

Рынки факторов производства

Рынок факторов производства предполагает куплю – продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и, промежуточные, пре6дставляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты). Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Определённое участие в этом рынке принимает государство. В основе функционирования такого рыка лежат те же принципы, что и в основе функционирования потребительских рынков, но с некоторыми оговорками, вызванными тем, что спрос на ресурсы, предъявляемый фирмами, зависит от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается им, поэтому спрос фирм на производственные факторы принять называть производственным спросом.

Виды рынков:

-Рынок труда

-Рынок капитала

-Рынок средств производства

-Рынок земли

-Рынок инноваций

Рента

В более узком смысле под экономической рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором её собственнику за возможность производительного использования земли и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем её распределения в пользу собственника земли. Собственность на землю с её естественными ресурсами и недвижимостью в виде построенных сооружений даёт основание для получения чистой, т.е. абсолютной, ренты, а также доходов в виде арендной платы. Зачастую рента включает в себя и арендную плату, если земельный участок арендуется для хозяйственного использования с построенными на нём сооружениями. Арендная плата выступает самостоятельной формой платежа, при которой используется лишь недвижимость, т.е. сооружения, здания и т.п.

Дифференциальная рента — это рента, полученная с более выгодных участков земли. Она содержит некоторую положительную разность дохода, возникающего на более плодородных, более выгодно расположенных землях, при менее глубинном и более производительном содержании ископаемых ресурсов и т.д.

Виды ренты:

-Пожизненная рента — это правоотношения сторон, при которых одна сторона (рентополучатель) платно или бесплатно передаёт другой стороне (рентоплательщику) своё имущество в обмен на получение ренты, а именно гарантированного рассроченного дохода в денежной сумме либо предоставления платежей в натуральной форме или в виде ухода, работы, услуг, оплаты ритуальных услуг.

-Мёртвая рента — арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность.

-Земельная рента — цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

-Финансовая рента — ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

-Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал.

Заработная плата

Заработная плата — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.Виды:

Сдельная форма оплаты труда применяется в случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количество показателей результата труда и нормировать его путем установления норм выработки и времени.

Прямая сдельная оплата труда — при ней оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Заработок по такой форме оплаты рассчитывается следующим образом:

Зпр.сд. = Ред. × В, где:Ред. — расценка за единицу продукции;В — выпуск.Ред. = Тс × Нвр, где:Тс — тарифная ставка;Нвр — норма времени.Т.о. Зпр.сд. = Тс х Нвр × В, руб.

Сдельно-премиальная оплата труда предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака):

Зсд-прем. = Ред. × В + Премия, руб.

Сдельно-прогрессивная оплата труда предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по неизменным расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале (но не свыше двойной сдельной расценки):

Зсд-прогр. = Ред. × Вн + (Р1 × В) + (Р2 × В), руб., где:Вн — выпуск по норме;Р1, Р2 — прогрессивные расценки, если выпуск больше нормы.

Косвенно-сдельная оплата труда применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенно-сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают:

Зкосв-сд. = Ред. × Вф + Премия, руб., где:Вф — фактическая выработка.

Коллективно-сдельная оплата труда — при ней заработная плата определяется на весь коллектив и распределяется по решению коллектива. Заработок одного работника зависит от эффективной деятельности всего коллектива:Зколлект-сд. = Ркол. × Вф + Премия, руб., где:Ркол. — расценка по коллективу.

Аккордная оплата труда — система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения:Заккорд-сд. = Рна весь объем работ , руб.

Оплата труда в процентах от выручки — при ней заработок зависит от объема реализации продукции предприятием:З% выр. = Объем реализации × % платы, руб.

Повременная форма оплаты труда

При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного времени. Такая оплата применяется тогда, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются учёту.

Простая повременная оплата труда — оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

Зпрост. повр. = Тс × tф, руб., где:

tф — фактически отработанное время.

Повременно-премиальная оплата труда — оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы: Зповр-прем. = Тс × tф + Премия, руб.

Окладная оплата труда — при такой форме в зависимости от квалификации и выполненной работы каждый раз устанавливается оклад: Зоклад. = Оклад, руб.

Контрактная оплата труда — зарплата оговаривается в контракте: Зконтр. = ∑по контракту, руб.

Бестарифная система оплаты труда

При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

Бюджетное ограничение

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ- финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов.

Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru ) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).

Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.
Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru

PF*F – затраты на питание;

PC*C – затраты на одежду.

Максимальные комбинации продуктов, которые потребитель может купить, лежит на прямой:

PF*F + PC*C = I

Каким количеством одежды надо пожертвовать, чтобы получить какое-то количество продуктов питания?

Для ответа на этот вопрос решим уравнение относительно С: Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru , где Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru – начальная точка ординат, Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru – угловой коэффициент (tg Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество. - student2.ru ).

Выбор между покупкой продукта и расходами на все другие блага характеризуется формулой расширенного бюджетного ограничения:

I = PXQX + å PYi*QYi , где I – располагаемый доход;

PXQX – расходы на товар Х

å PYi*QYi – сумма расходов на все остальные товары.

40)Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Кривая безразличия - график, каждая точка которого представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Свойства кривых безразличия:

1. Hаборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому - предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона, выпуклы относительно начала координат.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести только одну кривую безразличия.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия

Движение вдоль кривой безразли­чия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого ко­личества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количе­ство одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы полу­чить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на дан­ном уровне удовлетворения потребностей, называется предельной нормой замещения(MRS).

41) При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.

Эффект замены – то изменение объема спроса, вызванное изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

Эффект дохода – это изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменной относительной цене товара.

Общий эффект изменения цены – это изменение объема спроса, равное сумме эффекта замены и эффекта дохода.

Эффект замены всегда положителен. Эффект дохода положителен для нормальных товаров и отрицателен для «некачественных» товаров.

По Хиксу: Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть:

–– отрицателен для нормальных товаров,

–– положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход- потребление имеет отрицательный наклон) или

–– нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).

42) Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

Классификация

 по критерию формализации:

  • формальные;
  • неформальные.

 по форме собственности:

  • частные;
  • государственные;
  • муниципальные;
  • общественные.

 по целевому назначению:

  • производство продукции;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

 по широте производственного профиля:

  • специализированные;
  • диверсифицированные.

 по характеру сочетания науки и производства:

  • научные;
  • производственные;
  • научно-производственные.

 по числу стадий производственного процесса:

  • одностадийные;
  • многостадийные.

 по расположению предприятия:

  • на одной территории;
  • в одной географической точке;
  • в разных географических точках.

 по размерам:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Среда прямого воздействия: конкуренты, трудовые ресурсы, поставщики, законы и учреждения государственного регулирования, потребители.

Среда косвенного воздействия: международные события, политические, социокультурные факторы, состояние экономики, НТП.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

К характеристике внешней среды относятся:

· взаимосвязанность факторов;

 сложность;

 подвижность;

 неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.

Внешняя среда организации прямого воздействия:

 поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

 государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

 потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

 конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;

 трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.

Внешняя среда косвенного воздействия:

 технология - совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие;

 состояние экономики - влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;

 социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.

Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.

43) Диверсификация - это: во-первых - проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности.

Во-вторых - в широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.). Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления реструктуризации корпораций и экономики в целом.

Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.

Диверсифицированные же компании различаются в зависимости от классификации номенклатуры их продукции по отношению к используемым технологиям и особенностям сбыта.

Диверсификация дает возможность фирмам "держаться на плаву" при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Предпосылки:

1. Неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития)

2. Закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению)

3. Развитие научно-технического прогресса

Мотивы:

Технико-технологические. Желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий. Незанятость и неполное использование ресурсов.

Экономические. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.

Финансовые. Распределение рынков между большим объемом производства. Финансовая стабильность.

Социальные. Сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.

Стратегические. Приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.

Цели:

1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость.

2. Прибыль.

3. Конкурентоспособность.

Типы: Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

Несвязанная диверсификациявыражается в переходе фирмы в область иную, чем существующий бизнес, к новым технологиям и потребностям рынка. Она направлена на получение большей прибыли и на минимизацию предпринимательских рисков.

44) Концентрация производства (лат. - собирание) - изменение масштабов производства, которое осуществляется за счёт внутренних и внешних источников накопления; рост числа крупных предприятий, сосредоточивающих большие производительные силы. Происходит наряду с концентрацией капитала, что ведёт к укрупнению производства и росту обобществления труда. При концентрации производства размер совокупно го капитала в обществе увеличивается за счёт внутренних источников накопления. На уровне предприятия масштабы производства имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным. Увеличение масштабов производства даёт экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Создаётся возможность применения системы машин, автоматизации производства, уменьшаются издержки на единицу продукции, повышается производительность труда, появляется возможность внедрения научно-технических разработок.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

- англ. centralization of production; нем. Zentralisierung der Produktion. Основанное на концентрации капитала и образовании финансового капитала объединение ряда производств в одно крупное; увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил и на базе машинной техники

Открытие предприятий

Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия, определение предмета и цели его деятельности;

- определение организационно-правовой формы;

- определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

- изучение рынка, объема спроса и т.д.

- подбор соучредителей (если необходимо);

- определение финансовых возможностей, источников и финансовое обоснование;

- проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности - разработка учредительных документов предприятия (Устава предприятия и договора о создании) с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников создаваемого предприятия о назначении директора и председателя ревизионной комиссии;

- государственная регистрация в органах государственной регистрации, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

- заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия (или постановление собрания учредителей);

- свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Когда регистрация завершена и получено свидетельство о регистрации, все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды общероссийского классификатора предприятий и организаций, после чего предприятие готово открыть расчетный счет в банке и начинать работу.

Конечным этапом цикла движения предприятия является его закрытие. Оно может проводиться добровольно (по решению ее владельцев и совладельцев - акционеров, учредителей, пайщиков) или принудительно (по решению судебных органов).

При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и

Наши рекомендации