Барьеры входа-выхода на отраслевые рынки

Барьеры входа – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли.

-Масштаб инвестиций

-Брендинг

-Сервис

-Существование «издержек переключения»

-Ограничение доступа к каналам распределения

-Ограничение доступа к ресурсам

-Права собственности (местоположение)

-Компетентность – найм лучших сотрудников

-Компетентность в области интеллектуальной собственности – патенты

-Обладание наименьшими затратами

-Конкурентная реакция

-Соблюдение конфиденциальности

Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли

-Затраты, связанные с увольнением работников

-Списание капитальных затрат

-Реальные затраты, связанные с уходом из бизнеса

-Совмещенные затраты

-Требование клиентам комплексного обслуживания

-Неэкономические причины

Нестратегические барьеры-создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.

1. Емкость отраслевого рынка. При этом рассматривается степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.

2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети, длительность освоения производства.

4. Административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.

5. Состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.

6. Криминализация экономики.

Стратегические (субъективные) барьеры зависят от поведения фирм, и фирмы могут самостоятельно их убирать. Они создаются сознательно деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль, при этом при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников. Стратегические барьеры могут формироваться лишь доминирующими (активными) фирмами, т.е. фирмами, обладающими рыночной властью. Барьеры входа подразделяются на два вида, связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм. Они бывают следующими:

1) лимитирующее ценообразование.

2) высокая степень дифференциации продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;

3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;

4) вертикальная интеграция;

5) согласованная ценовая политика;

6) наличие резервных мощностей;

7) дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;

8) необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

Административные барьеры - установленные государственными органами обязательные правила ведения хозяйственной деятельности, выполнение которых связано с затратами:

- Регистрация субъектов хозяйствования

- Регулирование доступа к кредитам

- Лицензия

- Сертификация

- Проверки

- Санкции за нарушения

- Льготы

Слияние и поглощение

Слияние - реорганизация юридических лиц, при которой их права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят ко вновь возникшему юридическому лицу.

Горизонтальные слияния – объединение компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. одной и той же отрасли, производящих одно и то же или близкие изделия или осуществляющих одни и те же технологические стадии производства;

Вертикальные слияния – объединение компаний разичных отраслей, связанных единым технологическим процессом производства продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (отстающая интеграция), либо на последующие – до конечного потребителя (опережающая интеграция).

Конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без

наличия горизонтальной или вертикальной интеграции.

Поглощение - объединение двух (или нескольких) юридических лиц, при котором одно лицо (поглощающее) сохраняется как юридическое, к нему переходят как активы, так и обязательства поглощаемых юридических лиц.

Динамика рынка

8. Экономические теории олигополистического ценообразования

Равновесие Курно- Достигается на рынке когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой объем производства, который ожидает от нее другая фирма. Равновесие возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм

Равновесие Бертрана - Описывает ситуацию, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается когда цена оказывается равной предельным издержкам (достигается конкурентное равновесие).

Равновесие Штакельберга - Описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами так, что одна из них ведет себя как лидер (по цене и/или объему), в то время как другая реализует стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора первой фирмы

Модель Форхаймера - основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. Фирмы-конкуренты действуют как фирмы на совершенно конкурентном рынке и производят такой объем продукции, при котором их предельные издержки равняются цене, установленной доминирующей фирмой: Р= МС.

Применение моделей:

Модель Штакельберга/Модель Курно – Когда существуют трудности корректировки выпуска(товары производственного назначения)

Модель Бертрана/Модель Форхаймера – когда существуют трудности корректировки цен(товары потребительского назначения)

9. Условия, ограничивающие олигопольную координацию:

- большое число продавцов;

- неоднородность продукции и каналов распределения;

- сочетание высоких накладных расходов с неблагоприятными условиями деятельности;

- большие объемы и нерегулярность заказов;

- благоприятные возможности тайного снижения цен;

- влияние неформальной отраслевой структуры.

10. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии

-Открытые и тайные соглашения

-Ценовое лидерство

-Эвристическое ценообразование

-Использование фокальных точек

-Противостояние шоком спроса посредством управления товарно-материальными запасами

-Тайный сговор - негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом

-Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами

11. Ценовая дискриминация(от латинского «discriminatio» - различие) -практика установления разных цен на различные виды одного и того же товара для одного или разных покупателей.

Когда продавец устанавливает разные цены на одинаковую продукцию, он занимается ценовой дискриминацией.

Цель ценовой дискриминации- максимизация совокупных доходов фирмы при неизменном уровне общих затрат

Условия ценовой дискриминации

1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже.

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.

3. Способность фирмы-монополиста исключить перепродажу продукту на отраслевом рынке. В противном случае излишек потребителя перейдет не фирме-производителю, а посреднику. Это означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

Наши рекомендации