Безработица. Уровень безработицы. Виды. Экономические последствия.
Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Выражается в превышении предложения труда над спросом на него.
Умеренная безработица необходима для развития экономики, так как:
· образует резерв рабочей силы, которая может быть использована при расширении производства
· усиливает стимул к труду и предпринимательству
· служит эффективным средством повышения производительности и дисциплины труда.
Виды безработицы:
· естественная безработица – ситуация, свидетельствующая о полной занятости рабочей силы и состоянии рынка труда, когда между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу, сохраняется примерное равенство.
· Добровольная (фрикционная) – временная безработица, возникающая при добровольной перемене рабочего места и поиске работы.
· Структурная – высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности.
· Циклическая – высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства. То есть фаза экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства, сокращение занятости и т.д..
Социально-экономические последствия высокого уровня безработицы выражены в законе Артура Оукена: «если фактический уровень безработицы выше естественной на 1%, объем ВВП сокращается на 2,5%»
Кривая Филипса показывает, что в краткосрочном периоде существует обратная зависимость между безработицей и инфляцией.
Основные макроэкономические показатели.
ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за рубежом). Используется для измерения объема национального производства.
ВВП – модификация ВНП, но в отличие от последнего определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года (товары, произведенные как отечественными, так и иностранными производителями).
ВНП включает только конечную продукцию. Включает продукцию, не идущую в дальнейшую переработку, а используемую для личного потребления, инвестиций и экспорта и не включает промежуточную продукцию, образующую повторный счет. Во избежание повторного подсчета не включает государственные и трансфертные платежи, то есть платежи, взамен которых никакие услуги и товары не поступают. Также не включаются сделки с ценными бумагами (скупка, продажа акций, облигаций и т.д.), выручка от продажи товаров, произведенных в предыдущий год, деятельность в сере теневой экономики.
Виды ВНП:
· Номинальный ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах.
· Реальный ВНП, исчисленный в неизменных ценах, то есть очищенный от влияния инфляции.
· Потенциальный ВНП – объем ВНП при полном использовании имеющихся ресурсов и «полной занятости».
Дефлятор ВНП – отношение номинального ВНП к реальному в процентах. Характеризует изменение общего уровня цен.
Чистый национальный продукт (ЧНП) – ВНП за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств производства изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
Национальный доход – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за вклад в создании ВНП данного года (акцизы и т.п.). НД=ЧНП-КосвенныеНалоги. Включает в себя все виды пофакторных доходов, полученных в этом году (заработная плата, рента, проценты, прибыль).
Личный доход (ЛД) – весь доход, полученный населением, который может быть потрачен на потребление, сбережение и уплату налогов. ЛД = НД + трансферные платежи – Взносы на социальное страхование, налоги на прибыль, часть прибыли, остающаяся в корпорации после вычета дивидендов и процентов.
Располагаемый личный доход (РЛД) – доход за минусом индивидуальных налогов, уплачиваемых гражданами. РЛД=ЛД-налоги.
Пример.
Предположим, что национальное производство включает два товара А (потребительский товар) и В (инвестиционный товар). В текущем году произведено 200 единиц товара А по цене 2 доллара за единицу и 10 единиц товара В по цене 4 доллара за единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц В должны быть заменены новыми. Рассчитать ВНП, ЧНП, объем потребления и объем валовых инвестиций, объем чистых инвестиций.
Решение:
ВНП = 440$.
ЧНП = 440 – 24 = 416$
Vпотребления = 400$
Vваловых инвестиций = 40$
Vчистых инвестиций = 40$ - 6*4$ = 16$
Методы расчета ВНП.
Производственный метод: ВНП определяется как сумма добавленной стоимости, созданной в различных отраслях. Добавленная стоимость исчисляется как разность между стоимостью выпущенных товаров и услуг и стоимостью промежуточного продукта. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизацию, проценты и прибыль.
Стадии экономического процесса | Цена промежуточной продукции ($) | Добавленная стоимость ($) |
Фирма 1 добывает сырье. | ||
Фирма 2 доставляет сырье на переработку | ||
Фирма 3 перерабатывает сырье | ||
Фирма 4 доставляет конструкционный материал изготовителю конечной продукции | ||
Фирма 5 создает конечную продукцию | ||
Фирма 6 доставляет конечную продукцию оптовому продавцу | ||
Фирма 7 – розничный продавец конечной продукции | ||
Итог: |
ВНП как сумма расходов. Включает:
· Личное потребление (расходы хозяйств)
· Валовые инвестиции (расходы, связанные с совершенствованием производства)
· Государственные закупки (Г) (приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного и непроизводственного потребления государством)
· Чистый экспорт (Х)– разница между объемами экспорта и импорта.
ВНП как сумма доходов. Включает:
· Заработная плата наемных работников, отчисления на страхование и социальное обеспечение, фонды медицинского обслуживания и т.п. (W)
· Рента (R) – доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов.
· Процент (I) – доход на реальный денежный капитал.
· Прибыль (Р), получаемая владельцами предприятий и корпораций.
· Амортизация (А) – возмещение износа основного капитала.
· Косвенные налоги (N) – налоги, включаемые в цену товара (акцизы, НДС).
Затраты на интеллектуальный и человеческий капитал.
Затраты на человеческий капитал фирмы: затраты на образование, перевкалифткация, повышение квалификации, охрана здоровья, затраты на социальное обеспечение
Интеллектуальный капитал: структурный, потребительский и человеческий капитал. Создание структуры фирмы, затраты на патенты, внедрение техники и технологий, менеджмент. Маркетинговая деятельность, затраты на изучение запросов потребителей.