Различают также валовые, чистые, автономные и индуцированные инвестиции.

Валовые инвестиции (gross investment - Ig) — это затраты, которые обеспечивают про­изводство общего объема капитальных товаров в течение определенного периода времени, обычно года.

Валовые инвестиции состоят из двух составляющих: амортизации и чистых ин­вестиций.

Валовые инвестиции = Амортизация + чистые ин­вестиции

Ig= d + In

Амортизация (Depreciation – d) – это инвестиционные ресурсы, необходимые для возмещения основного капитала, восстановления до исходного уровня, предше­ствовавшего производительному использованию.

Чистые инвестиции (Net investment – In)— это вложе­ния с целью увеличения основного капитала посредством строительства зданий и сооружений, производства и установки дополнительного оборудования.

@ Если чистые инвестиции составляют положительную величину, то экономика развивается.

@ Если чистые инвестиции составляют нулевую величину (валовые инвестиции и амортизация равны), то экономика находится в состоя­нии статики.

@ Если чистые инвестиции составляют отрицательную величину (ва­ловые издержки меньше амортизации), то это свидетельствует о сни­жающейся деловой активности.

Автономные инвестиции — это инвестиции, обусловленные ново­введениями, вызванными НТП. Они не связаны с ростом национального дохода. Чаще всего они сами становятся причиной роста НД.

Индуцированные инвестиции — это капиталовложения, направ­ленные на образование новых производственных мощностей, при­чиной создания которых является увеличение спроса на матери­альные блага и услуги.

Этот вид инвестиций необходим при условии, если повышенный спрос на продукцию не удовлетворяется за счет увеличения интенсив­ности эксплуатации имеющегося оборудования.

В зависимости от сферы, в которую направляются инвестиции, и характера их использования они делятся на:

- реальные;

- финансовые.

Реальные инвестиции — это вложения в отрасли экономики и виды экономи­ческой деятельности, обеспечивающие увеличение средств производства, матери­ально-вещественных ценностей, запасов.

Финансовые инвестиции — это вложения в акции, облигации, векселя и дру­гие ценные бумаги и финансовые инструменты. Они формируют дополнительные источники расширения реальных инвестиций.

В зависимости от сроков действия различают:

- долгосрочные инвестиции;

- краткосрочные инвестиции.

Долгосрочные инвестиции отражают вложение средств на год или несколько лет.

Краткосрочные инвестиции отражают вложение средств на период от месяца до не­скольких месяцев.

Источником инвестиций являются сбережения. Но проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществляться совсем другими хозяйствующими субъектами.

Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций. Но эти лица не осуществляют капиталообразования, связанного с реальным приро­стом капитальных благ. Разумеется, источником инвестиций являются и накоп­ления функционирующих различных фирм. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений лиц наемного труда, не являющихся одно­временно и предпринимателями, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных причин может приводить эко­номику в состояние, отклоняющееся от равновесия.

Потребности в инве­стициях выступают в виде инвестиционного спроса.

Инвестиционный спрос — это спрос предпринимателей на сред­ства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения.

К факторам, определяющим инвестиционный спрос, относятся:

- ожидание нормы прибыли;

- ставка банковского процента.

Зависимость здесь следующая: если ожидаемая норма прибыли вы­сока, то инвестиции будут расти.

Ставка процента — это цена, кото­рую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал.

Если ожидаемая норма прибыли (например, 10%) превышает став­ку процента (скажем, 7%), то инвестирование будет прибыльным, и на­оборот.

Вывод: зависимость спроса на инвестиции от нормы процента об­ратно пропорциональна (рис.3).

Ставка процента (interest-i)  
Инвестиции (I)
Кривая спроса на инвестиции

Рис. 3. Спрос на инвестиции

На положение кривой спроса на инвестиции влияет и ряд других факторов.

1. Те факторы, которые вызывают прирост ожидаемой доходности инвестиций, сместят эту кривую вправо (увеличат спрос на инвестиции).

2. Те факторы, которые приводят к снижению ожидаемой доходности инвестиций, сместят кривую влево (снизят спрос на инвестиции). К этим факторам относятся: издержки на приобретение оборудования, налоги на предпринимателя, инфляция и др. Поэтому для сравнения текущих инвестиций и инвестиций базового года используются «реальные инвестиции», т. е. взятые в неизменных ценах.

Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода можно графически представить с помощью моде­ли IS (investment — savings; инвестиции — сбережения) — рис. 4.

Модель разработана в 1930-е гг. английским экономистом Дж. Хиксом. Она показывает равновесие на реальном рынке, т.е. на рынке товаров и услуг.

Различают также валовые, чистые, автономные и индуцированные инвестиции. - student2.ru

Рис. 4. Модель IS

ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению националь­ного дохода общества, причем на величину большую, чем первоначаль­ный рост расходов.

При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо боль­шем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП называют муль­типликационным эффектом.

Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в эко­номику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Мультипликатор (лат. multiplier — множитель – m) — это коэффици­ент, показывающий связь между увеличением (уменьшением) ин­вестиций и изменением величины дохода.

То есть, это число, на которое надо умножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода.

m =
Приращение ВНП
Приращение инвестиций
ê ВНП
ê инвестиций
=

Или

êВНП = m х êинвестиций,

т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что при­вело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2

Рассмотрим условный цифровой пример, иллюстрирующий суть муль­типликационного эффекта.

Допустим, первоначальный объем автоном­ных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 долл.

Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (выделенное слово очень важно!) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается.

Сле­довательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей те­левизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители те­левизоров также потратят на покупку потребительских товаров, напри­мер, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений.

Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде ав­тономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффи­циент.

Этот коэффициент и есть мультипликатор.

Как же определить его?

Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберега­ется. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потребле­нию (МРС) составляет 0,8. Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т. е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление, следователь­но, прирост национального дохода, используемого на потребление, со­ставит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов.

Каков же будет рост нацио­нального дохода, вызванный первоначальными инвестициями?

Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + … долл. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл. Эта цифра подсчитана по формуле:

Формула мультипликатора автономных расходов:

m = 1/(1 - МРС)

m = 1/ МРS

Эффект мультипликатора графически выглядит, как показано на рис. 5.

S,I
Y
S
Y0
Y1
E1
I

Рис. 5. Эффект мультипликатора

Первоначально равновесный уровень дохода составляет Y1. Если же в результате инвестиционного толчка линия I1 поднимается вверх, на уровень I2, то пересечение S и I произойдет в точке E2, а уровень равновесного дохода будет равен Y2. Отрезок Y1Y2 превыша­ет отрезок I1 I2.

Это означает, что увеличение инвестиций приводит к боль­шему увеличению дохода. Допустим, ав­тономные инвестиции (10 млрд. долл.) привели к увеличению дохода не на 10, а на 50 млрд. долл. При этом очевидно, что m = 5.

Формула êY = êI х m;

10 х 5 = 50

Выводы:

1. Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

2. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвести­ций, применяется акселератор.

Акселератор (лат. accelero — ускоритель) — это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвести­ций данного года к приросту национального дохода прошлого года:

êинвестиций текущего года

акселератор = -------------------------------------- .

êНД прошлого года

Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций.

РАССМОТРИМ ПРИМЕР П. САМУЭЛЬСОНА. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на $6 млн, то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на $60 млн. Допустим, оборудо­вание состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмеще­нию 1 машина, или $3 млн. Предположим, что в течение четвертого года продажи возросли на 50%: с $6 млн до $9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% — с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изно­шенной. Продажи возросли на 50%, а производство машин — на 1000%. Это и есть эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.

Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, по­казывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

«Парадокс бережливости» означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.


Наши рекомендации