Анализ состояния имущественного и земельного комплексов городского округа «город Якутск»

Имущество. В реестре муниципального имущества ГО «город Якутск» числится 62 616 объектов, в том числе:

Наименование объектов Количество объектов, ед.
Здания и помещения
Движимое имущество (мебель, оргтехника и т.д.)
Инженерная инфраструктура
Транспорт
Итого:

Была проведена работа по принятию из государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность ГО «Город Якутск» в соответствии с постановлениями Правительства РС(Я) 169 объектов недвижимости, в том числе 151 единиц жилых помещений. Из муниципальной собственности в республиканскую передано 2 объекта недвижимости (автомобильная дорога и нежилое помещение по адресу: г.Якутск, ул. Дзержинского 1). В связи с изменениями действующего законодательства по передаче полномочий от органов местного самоуправления, были переданы в государственную собственность Республики Саха (Якутия) объекты пожарных депо, объекты здравоохранения, а также в федеральную собственность – объекты, обеспечивающие охрану правопорядка.

Данные реестра муниципального имущества используются в различных сферах деятельности. Ежегодно выдаются более 3 000 выписок из реестра муниципального имущества ГО «город Якутск».

Окружной администрации города Якутска была проведена инвентаризация недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления в муниципальных учреждениях и на праве хозяйственного ведения в муниципальных унитарных предприятиях. По итогам проведенной инвентаризации были выявлены объекты, права муниципальной собственности на которые не оформлены, объекты неиспользуемые по целевому назначению, объекты, характеристики которых не соответствуют данным реестра муниципальной собственности. Полученная информация обрабатывается в целях актуализации реестра муниципальной собственности, определения перечней объектов, требующих оформления прав и составление реестра объектов, предполагаемых в дальнейшем к сдаче в аренду.

Проводится плановая работа по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости.

Наименование 2009г. 2010г. 2011 г.
Жилой фонд 555 000 кв.м. 360 000 кв.м. 500 000 кв.м.
Нежилой фонд 20 570 кв.м. 223 029, 2 кв.м. 300 000 кв.м.
Дороги - 27 270 п.м. -
Бесхозяйные объекты 6 500 п.м. 8 827 п.м. 5 200,6 п.м.

По результатам проведенной технической инвентаризации проводится государственная регистрация прав муниципальной собственности.

На постоянной основе проводится оценка объектов муниципальной собственности городского округа «город Якутск», в том числе оценка рыночной стоимости арендной платы за пользование муниципальным имуществом.

Ежегодно осуществляется страхование объектов недвижимости жилого и маневренного фондов, объектов образования и культуры.

Учет жилого фонда. В 2011 году была завершена инвентаризация жилого фонда городского округа «город Якутск». В ходе проведения инвентаризации жилого фонда было выявлено 384 несуществующих (снесенных, сгоревших) домов, которые были удалены из Реестра муниципального имущества.

Ранее учет жилого фонда в Реестре муниципального имущества велся по количеству домов, что не соответствовало действующему законодательству и искажало учет муниципального имущества, поскольку многоквартирный дом может являться единым объектом имущественных прав только в том случае, если собственником всех жилых помещений является муниципальное образование. Однако, в большинстве многоквартирных домов на территории городского округа «город Якутск» имеются приватизированные квартиры и, соответственно, муниципалитет может являться собственником только неприватизированных квартир. Проводится работа по переходу на поквартирный учет муниципального жилого фонда.

Бесхозяйные объекты. Активизирована работа по вовлечению в оборот бесхозяйного недвижимого имущества. В реестре бесхозяйного имущества числится 354 объекта.

Реестр бесхозяйного имущества

ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ  
Тип сети Кол-во объектов (шт.) Протяженность (п.м.) Доля (%)
Сети ГВС, ХВС, Отопления 65606,0 57,1
Сети канализации 11471,5 31,6
Сети электроснабжения 2223,0 3,7
Сети газоснабжения 1010,0 0,6
  Итого: 80310,5 92,9
         
ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ  
Тип Кол-во объектов (шт.) Площадь (кв.м.) Доля (%)
Здания, строения и сооружения 8698,9 6,8
Дороги - 0,3
  Итого: 8698,9 7,1


В целях постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных в Управлении Росреестра по РС(Я) в течение 2010-2012 годов была проведена техническая инвентаризация 305 указанных объектов, что составляет 86 % от общего количества учтенных объектов. В Управлении Росреестра на учет в качестве бесхозяйного поставлен 151 объект.

Для урегулирования взаимодействия структурных подразделений Окружной администрации г.Якутска при работе с бесхозяйными объектами в 2011г. был разработан и утвержден Якутской городской Думой новый порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а также создана постоянная Комиссия по вопросам определения бесхозяйно содержащихся объектов.

В целях вовлечения в оборот хозяйственный бесхозяйных объектов в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» 128 объектов отопления, горячего и холодного водоснабжения были переданы в 2011 году на эксплуатацию и содержание поставщикам услуг. В настоящее время отработаны и согласованы перечни объектов электроснабжения и канализации с целью их последующей передачи на обслуживание поставщикам услуг по концессионным соглашениям, что позволит значительно снизить затраты бюджетных средств на содержание указанных объектов.

Земельные отношения. Общая территория городского округа «город Якутск», состоящая из 12 населенных пунктов, составляет 358 458 га, из них 264 931 га составляют земли лесного фонда, 12 803 га земли водного фонда, 51 521 га земли сельскохозяйственного назначения, 21 993 га земли населенных пунктов, 1 949 га земли промышленности и иного специального назначения, 83 га земли особо охраняемых территории и объектов и 5 158 га земли запаса.

Разграничение права муниципальной собственности городского округа «город Якутск» на земельные участки обеспечивает 100% поступление в местный бюджет городского округа «город Якутск» арендной платы за земельные участки, либо земельного налога.

Поступление арендной платы за земельные участки и земельный налог является одной из основных составляющих доходную часть бюджета органа местного самоуправления. На сегодня рост объема сделок с землей приходится в основном только на земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Более 90% всех земельных платежей (земельного налога и арендной платы за земельные участки) поступает с земель населенных пунктов.

Несовершенство организации системы муниципального земельного контроля создало условия для роста нарушений земельного законодательства. Особое место в ряде нарушений занимает использование земельных участков без надлежаще оформленной документации, что оставляет местные бюджеты без части доходов от аренды земель и земельного налога.

В целях вовлечения в оборот земельных участков, необходимо провести работы по выявлению неоформленных, либо не осваиваемых земельных участков, путем проведения инвентаризации земель, для последующего их изъятия, а также необходимо проведение работ по освобождению самовольно занятых земельных участков и сносу самовольно возведенных объектов в целях пресечения нарушения земельного законодательства и рационального использования территорий.

В целях эффективного управления землями государственная или муниципальная собственность, на которые не разграничена, проводится работа по обеспечению системной нормотворческой работой, эффективному распоряжению земельными участками (предоставление в аренду, в собственность, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование), реализации комплекса мер по предоставлению земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющих трех и более детей.

До настоящего времени, на местностях не определены границы пригородных населенных пунктов, что приводит к неопределенности при предоставлении земельных участков, наложение предоставленных земельных участков, отнесение к той или иной категории земель. Кроме того, присутствует необходимость в установлении межевых знаков узловых точек границ пригородных населенных пунктов.

В целях реализации обязанности городского округа «город Якутск» по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками (порядка 28 000 нуждающихся), возникает необходимость перевода категории земель лесного фонда, распределение которых относится к полномочиям Российской Федерации и площадь которых составляет 65% территории городского округа «город Якутск», в земли сельскохозяйственного назначения, либо в земли населенных пунктов.

Наши рекомендации