Анализ основных показателей, характеризующих развитие ГО «город Якутск» (за период 2009-2011 годы)

Социально-экономическое развитие ГО «город Якутск» за 2009-2011 годы определялось двумя основными трендами.

Действовали уже сложившиеся долгосрочные тенденции в демографии города, развитии социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур. Одновременно с ними отчетливо проявился «посткризисный» тренд – тенденции восстановительного роста в экономике и сфере потребления.

Демографическая ситуация в городе в течении 2009 -2011 годов была благоприятной и характеризовалась умеренным приростом как численности населения города в целом на уровне 7 процентов, так и приростами экономически активного и занятого населения – соответственно 5,1 и 6,2 процента. Рост численности пенсионеров также сохранился на умеренном уровне (6 процентов). В тоже время существенно (на 10,3%) сократилось число безработных граждан.

Несколько снизился (с 11,3 до 964 человек на 1000 населения) естественный прирост. Однако на общей демографической ситуации это временное снижение не влечет особых негативных последствий.

Несмотря на рост среднесписочной численности работников организаций со 105 800 человек в 2009 году до 110 285 человек в 2011 году, численность безработных зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости выросла с 894 до 1098 человек. Опережающими темпами по сравнению с их общей численностью росло число работающих пенсионеров (прирост 8,1 процента).

Анализ основных показателей, характеризующих развитие ГО «город Якутск» (за период 2009-2011 годы) - student2.ru

Тенденции послекризисного восстановительного роста в полной мере проявились в восстановлении и наращивании темпов роста экономики, уровня жизни населения и развития социальной сферы.

Ускоренными темпами росли показатели экономического развития.

Анализ основных показателей, характеризующих развитие ГО «город Якутск» (за период 2009-2011 годы) - student2.ru

При общем росте за 2010-2011 годы объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг собственными силами по видам экономической деятельности на 50,2%, добыча полезных ископаемых выросла в 6,7 раза, объем выпуска обрабатывающих производств – 2,15 раза, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 27%. Динамично росли: грузооборот автомобильного транспорта (34,8%), оборот розничной торговли (21%), общественного питания (25%), объем платных услуг населению (40,1%). В 1,7 раза вырос оказанный населению объем услуг связи. Почти на 10% (с 60,5 до 70,1) увеличился удельный вес прибыльных организаций. Темпы прироста инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий составили около 11 процентов, ввода в действие жилых домов – более 9 процентов.

Достигнутые показатели выше аналогичных показателей в среднем по Российской Федерации.

Быстрое восстановление темпов развития реального сектора экономики определило и рост показателей жизненного уровня населения.

Анализ основных показателей, характеризующих развитие ГО «город Якутск» (за период 2009-2011 годы) - student2.ru

Денежные доходы на душу населения достигли в 2011 году уровня в 34641,60 рублей, что на 29% больше, чем в 2009 году. Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 34 533,10 рублей или на 23% больше чем в 2009 году. Необходимо также отметить, что уровень средней заработной платы 2011 года стал на 1,4%, а доходов населения почти на 43% выше среднереспубликанского уровня. На 31,3% увеличился средний размер назначенных месячных пенсий и составил 11395,7 рублей. Потребительские расходы на душу населения возросли по сравнению с 2009 годом на 26,8% и достигли размера в 27614,5 рублей, что в 1,7 раза больше чем в среднем по республике. Более чем в 1,7 раза увеличился объем индивидуального строительства, на 10,7% сократилось количество зарегистрированных преступлений.

Наряду с этим, по целому ряду показателей в 2009 – 2011 годах заметного повышения темпов развития не произошло. Это связано, как правило, с более длительным для указанных показателей циклом преодоления последствий кризиса или действием тренда, определяемого долгосрочными, более капиталоемкими и затратными по ресурсам мероприятиями.

В 2009-2011 годах значительно меньшими темпами увеличивалось производство электроэнергии (на 1,5% к уровню 2009 года), перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом (соответственно 7,2% и 6,7%). Сократилось производство мяса, включая субпродукты 1 категории (12,5% к уровню 2009 года), цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) (6,3%), хлеба и хлебобулочных изделий (9,4%), пассажирооборот автомобильного транспорта всех видов (19,3%).

Незначительно изменилась ситуация в обеспеченности города объектами социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры, жилой площадью на 1 жителя, врачами и средним медицинским персоналом, с сокращением ветхого и аварийного жилищного фонда и повышением благоустроенности жилья. Приросты по этим показателям составили менее 2-3 процентов.

Наблюдалась отрицательная тенденция в бюджетной сфере. При относительно высоких темпах прироста доходов бюджета в 17,3% к уровню 2009 года, расходы бюджета росли в 2 раза быстрее, их прирост составил 34,8 процента.

В целом анализ динамики основных показателей показывает, что кризис в 2009-2011 годах, в основном, успешно преодолен. Период ускоренного «восстановительного» роста в ближайшие годы должен смениться долгосрочными трендами планомерного структурного развития.

1.2. SWOT-анализ текущего состояния

Стратегический анализ (SWOT-анализ) рассматривает проблемы как слабые стороны (Weaknesses), имеющие отрицательное влияние на достижение поставленных целей развития., Отрицательное влияние на развитие могут оказывать проблемы внешнего характера - угрозы (Threats). В свою очередь сильными сторонами являются те преимущества (Strengths), которые имеет сам город, и возможности внешней среды (Opportunities), имеющие положительное влияние.

SWOT-анализ по г. Якутску

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
городской округ обладает достаточно сильным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста объемов промышленного производства, розничного товарооборота, инвестиций неуправляемый миграционный прирост формирует один из ключевых рисков развития формирующейся агломерации - дефицит пространства для развития
в Администрации ГО создано Управление охраны окружающей среды, имеется ряд надзорных природоохранных органов исполнительной власти РФ и PC (Я); наличие ресурсов региональных и местных для решения экологических проблем города отсутствие предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов; износ БОС, КОС, полигона ТБО 9 км Вилюйского тракта; низкий уровень экологического воспитания
значителен потенциал малого предпринимательства, активно развиваются сфера услуг и общественного питания, торговля увеличивается антропогенная нагрузка на городскую среду, субъектами предпринимательства не проводится работа по благоустройству территорий
выгодное экономико-географическое положение стимулирует процесс формирования крупнейшей северной агломерации несбалансированность деловой среды, влияние региональных факторов удорожания на рост уровня издержек, что предопределяет возникновение дисбаланса в развитии отраслей экономики: низкая рентабельность производства относительно сферы обращения и услуг в экономике города
наличие потенциала дальнейшего роста экономики и развития инфраструктуры в случае реализации крупных инвестиционных проектов высокая степень зависимости бюджета города от региональных и федеральных трансфертов вследствие относительно недостаточного уровня реализации инвестиционного и финансового потенциала, высокой доли теневой экономики, низкой транспарентности налогооблагаемой базы, а также текущих условий межбюджетных отношений
наличие значительного трудового потенциала в силу относительно благоприятных демографических трендов, имеющих долгосрочный характер доходы значительной части населения зависят от выплат из бюджета и состояния системы муниципальных финансов, так значительная доля населения (39,5 % от общего трудоспособного населения) занята в бюджетной сфере
социально-экономическое развитие городского округа в большой степени определяется эффективностью и результативностью использования бюджетных средств, надежностью налоговой и бюджетной политики, проводимыми органами местного самоуправления низкий уровень благоустройства города и износ инженерно-технической инфраструктуры, несоответствие качественных и количественных параметров социальной инфраструктуры потребностям горожан ввиду отставания инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу города от численности населения на протяжении последних 10 лет
Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)
реализация перспективных инвестиционных проектов в развитии транспортной инфраструктуры, которые могут стать толчком к формированию новых сверхдолгосрочных (до 100 лет) процессов в развитии города сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства в РФ, а также сохранение нынешнего уровня централизации финансовых ресурсов на верхних уровнях бюджетной системы страны, тем более, его повышение, что будет означать относительное уменьшение доли собственных доходов бюджета
реализация накопленного научно-инновационного потенциала города миграция капиталов за пределы города и республики, сокращение налоговых платежей в бюджет республики в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями.
формирование эффективного агропояса городского округа рост глобальных финансовых, инвестиционных и социальных рисков на заданном горизонте планирования, что может привести к ослаблению финансового потенциала экономики города вследствие ухудшения экономического положения предприятий и малого бизнеса, медленным темпам роста оплаты труда и, соответственно, к относительному снижению платежеспособности физических лиц
расширение налогооблагаемой базы за счет создания новых производств и модернизации действующих, расширения инвестиционной привлекательности, улучшения хозяйственного климата, диверсификации экономики отсутствие достаточных внутренних инвестиций, в том числе в рамках проектов муниципально-частного партнерства, для качественного обновления объектов, эксплуатируемых, предприятиями коммунального хозяйства, ЖКХ приведет к резкому возрастанию издержек, связанных с содержанием и текущим ремонтом водопроводных и тепловых сетей, очистных сооружений канализации и др.
привлечение внешних и внутренних инвестиций для преодоления накопленных разрывов в инфраструктурном и социальном развитии сокращение объемов привлечения внешних инвестиций, в том числе привлекаемых за счет федеральных целевых программ, ориентированных на улучшение городской среды обитания, что ограничит возможности финансирования затрат при сохранении текущих темпов увеличения численности населения
реализация природоохранных мероприятий на уровне природопользователя, муниципалитета, республики; создание условий благоприятного рекреационных зон, озеленение территорий увеличение объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, соответственно рост объемов отходов, загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в почвах, водном объекте и т.д.


2. Основные проблемы социально-экономического развития

Наши рекомендации