Определение, понятие и принципы построения организационных структур
Построение структуры системы управления предприятием является важнейшей частью процесса создания предприятия. Сам термин «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как единое целое. Организационная структура предприятия представляет собой состав и взаимосвязь подразделений и отдельных работников, выполняющих различные функции по управлению предприятием. При ее построении исходят либо из целей и задач, стоящих перед предприятием, либо из производственных и управленческих функций.
Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в строгой соподчиненности и устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие системы как единого целого. От рационального построения организационной структуры управления в значительной степени зависит эффективность работы системы управления и функционирование всей производственной системы.
Элементами организационной структуры являются службы и подразделения предприятия, а также отдельные работники в отношениях между которыми поддерживаются устойчивые связи подразделяющиеся на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи устанавливаются между подразделениями. Они образуют уровень управления и имеют характер согласования. Вертикальные связи отражают зависимость и подчиненность друг другу по иерархии. Это связано с тем, что любая оргструктура предприятия имеет пирамидальный характер, содержащий несколько уровней управления (иерархических уровней), что соответствует принципам системного построения организации.
Кроме того, связи в организационной структуре управления могут иметь линейный или функциональный характер. Линейные связи отражают движение информации и управленческих решений между руководителями одного уровня, например линейными руководителями (начальниками цехов, мастерами цеха и др.). Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость к возмущающим воздействиям, способствует локализации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления, устанавливает строгую соподчиненность работников и руководителей. При этом важное значение имеет обоснование рационального количества уровней управления и распределение между ними управленческих работников. Излишнее число уровней замедляет движение управленческой информации, в то же время недостаточное число уровней приводит к информационной перегрузке руководителей на всех уровнях. Оптимизация уровней зависит от вида деятельности, сложности выпускаемой продукции, технологических процессов, уровня автоматизации производства и управления, внешних связей, степени кооперации и др. Чем сложнее процесс производства, тем глубже разделение труда, тем сложнее структура органов управления.
Иерархическое построение организационной структуры управления тесно связано с централизацией управления, которая отражает распределение полномочий по принятию решений на различных уровнях управления, определяет функции подразделений управления, их взаимодействие и подчиненность. Преимущество централизации — четкое распределение функций и обязанностей на всех уровнях управления, исключение параллелизма в работе. Однако излишняя централизация делает систему негибкой, не способной перестраиваться в связи с изменяющимися
условиями функционирования предприятия. Децентрализация позволяет перераспределять права и ответственность между уровнями управления, делает систему более динамичной, уменьшает поток информации, перерабатываемой на верхнем уровне. Ее недостаток — затруднение координации, регулирования и контроля процессов управления. Нахождение оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией - важный элемент построения организационной структуры управления.
Для того чтобы система управления эффективно выполняла свои функции, ее организационная структура должна быть построена с соблюдением следующих принципов.
1. Минимальное число иерархических уровней, т.е. минимальное число звеньев по уровням управления. Это позволяет повышать оперативность управления, оптимизировать объем информации, перерабатываемой на каждом уровне, сокращать время реализации управленческих решений.
2.Гибкость структуры, т.е. способность перестраиваться под влиянием внутренних и внешних изменений. Организационная стр ктура должна адекватно реагировать и изменяться с изменением характера выпускаемой продукции, ее объемов, механизацией и автоматизацией производственного процесса, а также процесса управления. Это может выражаться как в сокращении численности персонала, так и в уменьшении числа звеньев на всех уровнях.
3.Рациональное соотношение централизации и децентрализации функций управления на всех его уровнях. На верхнем уровне управления должны приниматься решения, определяющие стратегию и перспективы развития предприятия, а тактические и оперативные решения должны приниматься на среднем уровне при наличии соответствующей меры ответственности. Оптимальная централизация приводит к установлению четкого взаимодействия и координации работы различных функциональных и производственных подразделений, устраняет дублирование в их работе и в работе отдельных специалистов.
4.Четкое распределение функций между звеньями различных уровней. Позволяет избежать дублирования и параллелизма в работе подразделений и исполнителей. Создает условия для специализации управленческих подразделений, оптимизации их численности и полной занятости работников.
5.Эффективность организационной структуры управления, в конечном счете, измеряется общими оценочными показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако с помощью этих показателей нельзя установить однозначную связь между эффективностью управления и итогами работы предприятия. Поэтому для более объективной оценки используют такие показатели, как: доля административно-управленческого персонала в общей численности промышленно-производственного персонала предприятия; доля административно-управленческих расходов в себестоимости продукции; доля заработной платы работников аппарата управления в общем фонде оплаты труда.
6.При всем многообразии форм организации предприятий и направленности их деятельности применяются два вида организационных структур управления: иерархические и организационные структуры, имеющие много разновидностей.