Направление повышения эффективности использования и экономики материальных ресурсов в организации.

На каждом предприятии имеются резервы экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще не использованные (полностью или частично) возможности улучшения использования материальных ресурсов.

С точки зрения сферы возникновения и использования резервов экономии материальных ресурсов они могут быть подразделены на три группы:

– народнохозяйственные;

– общепромышленно-межотраслевые;

– внутрипроизводственные (цеховые, заводские, отраслевые).

К внутри производственным резервам относятся возможности улучшения использования материальных ресурсов, непосредственно связанные с совершенствованием техники, технологии и организации процессов производства, освоением более совершенных типов и моделей изделий, повышением качества продукции в конкретных отраслях и подотраслях ЛПК.

В зависимости от характера мероприятий основные направления реализации резервов экономии ресурсов в промышленности и на производстве подразделяются на производственно-технические и организационно-экономические.

К проимзводственно-техническим направлениям относятся мероприятия, связанные с качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению, совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий, применением более экономичных видов сырья, топлива, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических отходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства изделий с максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.

К основным организационно-экономическим направлениям экономии материальных ресурсов относятся: комплексы мероприятий, связанных с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов; комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, наиболее эффективных видов сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно на предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. На стадии создания производственных запасов ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается:

– внедрением безотходных и малоотходных технологий;

– увеличением выхода конечной продукции из единицы сырья, что зависит от технической оснащенности производства, квалификации кадров, умелой организации материально-технического снабжения;

– внедрением экономически обоснованных норм запаса сырья и материалов;

– приближением поставщиков сырья и материалов к потребителям;

– широким использованием прямых длительных связей;

– расширением оптовой торговли материалами;

– комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию новой продукции. Поэтому излишнее вовлечение оборотных средств в сферу обращения – отрицательное явление.

С целью своевременного принятия эффективных мер по рациональному управлению материальными ресурсами в частности требуется проведение объективного анализа использования материальных ресурсов, основными задачами которого являются:

1) оценка реальности плана снабжения предприятия материальными ресурсами по ассортименту, объему, комплектности, срокам поставки;

2) установление рационального уровня обеспеченности предприятия необходимыми материальными ресурсами;

3) проверка соответствия запасов материальных ценностей установленным нормативам и выявление в их составе излишних и ненужных предприятию материалов;

4) определение влияния организации материально-технического снабжения на основные показатели работы предприятия (объем производства продукции, себестоимость, рентабельность и др.);

5) оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

6) выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов, снижения материалоемкости продукции;

7) разработка мероприятий по устранению недостатков в организации материально-технического снабжения и повышения эффективности использования материальных ресурсов.

58.Производственная программа предприятия: сущность, система показателей и методика их определения.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).
Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах.

В основу составления производственной программы положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная про­грамма разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосно­вывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в на­туральном и стоимостном выражениях.
Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.

Номенклатура продукции — это перечень наименований изде­лий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило, разрабатывают производст­венную программу по расширенному ассортименту. Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе но­менклатуры.

В ряде случаев объем производства определяется в единицах трудоемкости (нормо-часы).

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:

- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

- стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;

- стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

- стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и ор­ганизаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих и со­поставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах ха­рактеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа се­бестоимости продукции.

Реализованная продукция — это продукция, изготовленная, от­груженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле :РП = ТП + ОН - ОК,где РП — объем реализованной продукции по плану, руб.; ТП — объем товарной продукции по плану, руб.; ОН — остатки нереализованной продукции на начало планового пе­риода, руб.; ОК — остатки нереализованной продукции на коней планового пе­риода, руб.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные то­вары, документы по которым не переданы в банк; товары отгру­женные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты кото­рых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.

Объем реализованной продукции рассчитывается в действую­щих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.

Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата произ­водственной деятельности предприятия за определенныйпериод.

Незавершенное производство — незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предпри­ятия (производства). Валовая продукция определяется как сумма товарной продук­ции и разности остатков незавершенного производства (инструмен­та, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:

ВП = ТП + Нн - Нк, где ВП — объем валовой продукции по плану, руб.; ТП — объем товарной продукции по плану, руб.; НН, НК— стоимость остатков незавершенного производства на на­чало и конец планового периода, руб.

Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) произ­водственным циклом и на предприятиях, где незавершенное произ­водство велико по объему и может резко изменяться по времени.

Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых це­нах и применяется для учета и планирования затрат на производст­во, для определения потребности в материальных ресурсах, численности работников, а также для установления динамики продукции и пропорций в развитии отраслей.

Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведен­ный национальный доход. По стоимости она включает необходи­мый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социаль­ные нужды, а прибавочному — сумма прибыли.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах. Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предпри­ятием, называется нормативной чистой, а если в ее составе учиты­ваются и амортизационные отчисления — условно чистой.

Чистая продукция используется для определения уровня произ­водительности труда, планирования фонда заработной платы и кон­троля за его использованием, для исчисления фондоотдачи и других показателей.

59.Формирование производственной программы предприятия на основе заказов потребителей и требований рынка.

Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой про­дукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.

Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные ви­ды товаров и услуг. Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Опти­мальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по приня­тому критерию.

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев полученные оптималь­ные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы. Для определения оптимальной произ­водственной программы применяются методы линейного програм­мирования с использованием компьютерной техники. Внутренними ограничениями, учитываемыми при решении за­дач оптимизации производственной программы, обычно считаются технические возможности, финансовые ресурсы, дефицитные материалы, средства на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производст­венной программы предприятия является обоснование планируе­мых объемов выпуска продукции производственной мощностью.

Наши рекомендации