Расчёт потребности в персонале
Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
Расчёт численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Текущая потребность в персонале.
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма:
А = Ч + ДП,
Где: Ч - базовая потребность в кадрах, определяемая объёмом производства;
ДП - дополнительная потребность в кадрах.
Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:
Ч = ОП / В,
Где: ОП - объём производства;
В - выработка на одного работающего.
Более конкретные расчёты производятся отдельно по следующим категориям:
· рабочие - сдельщики (с учётом трудоёмкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм)
рабочие - повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени)
· ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения)
· обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание)
· руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).
Дополнительная потребность в кадрах ДП - это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.
При расчете дополнительной потребности учитываются:
развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства)
ДП = Апл - Аб,
Где:
Апл и Аб - общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
Частичная замена практиков, временно заменяющих должности специалистов
ДП = А пл S К в,
Где:
К в - коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2- 2 % от общей численности в год);
· возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.
Долговременная потребность в специалистах.
Этот расчёт осуществляется при глубине планирования на период более трёх лет.
При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объёму производства. С учетом показателя А (потребность в специалистах) будет выглядеть следующим образом:
А = Ч р S K н,
Где:Ч р - среднесписочная численность работающих;
К н - нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
28.Формы подготовки и повышения квалификации работников предприятия.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными её формами. Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано на предприятии собственными силами. Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к качеству, но и к направленности обучения, закреплённых в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего профессионального образования.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии с одной стороны должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой - предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки и повышения их квалификации:
1. Выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров.
2. Определение потребностей в обучении кадров по отдельным его видам.
3. Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
4. Выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения.
5. Изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Существует ещё одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим образом:1) При подготовке новых рабочих:привитие обучающимся профессиональных навыков;изучение наиболее рациональных рабочих приёмов на основе опыта передовых производств;освоение норм выработки, достижение качественных показателей;усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.
2) При повышении квалификации рабочих: совершенствование имеющихся навыков;освоение новых, более сложных работ и навыков;освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;освоение новых методов и приёмов труда и его организации.
В техническом обучении кадров на предприятии применены следующие методы:1. Метод сообщения новых знаний:а) объяснение; б) рассказ; в) беседа; г) лекция.2. Метод закрепления материала:а) лабораторная работа; б) экскурсия;в) упражнение; г) выполнение домашнего задания.3. Метод проверки и оценки знаний:а) устный опрос;б) письменная проверочная работа;в) контрольная работа;г) экзамен.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.
Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объёме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определённого тарифного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру, или другому специалисту, либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.
При групповой форме подготовки обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов.
Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретическое занятие и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.
Переподготовка - получение новой специальности из числа лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия и рынка труда в данной специальности. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.Управление процессом переподготовки работников предполагает:
- определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на неё;
- выбор форм переподготовки с учётом достижения нужного результата с минимизацией на её проведение;
- проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.
Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям. Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:1. производственно-технические курсы;2. курсы целевого назначения;3. школы передовых приёмов и методов труда;4. курсы бригадиров;5. самостоятельно.
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности; структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п.
Основанием для присвоения, повышения и подтверждения разряда является:
1. Обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течение 4-х лет; успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов.
2. Аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; аттестация работающего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов.
3. Во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющим работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке.
Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих основной профессии на производственно-экономических курсах. Срок освоения второй профессии минимального уровня не должен превышать 3-х месяцев, при этом не допускается сокращение специального курса охраны труда.