Методологические основы управления предприятием

Сущность управления и менеджмента

Создание научных основ управления относят ко второй половине 19, началу 20 века. Классиками в этой области являются представители «Школы научного менеджмента» или «Классической школы управления»:

· Ф. Тейлор

· Г. Форд

· А. Файоль

· Г. Эмерсон

Ф. Тейлор. Рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом». Сущность тейлоризма, как теории научного управления заключается в регламентации трудовых процессов, компетентном руководстве и действенной системе материального стимулирования.

Основные принципы научного управления Ф. Тейлора:

· Наука вместо традиционных навыков.

· Гармония вместо противоречий.

· Сотрудничество вместо индивидуальной работы.

· Максимальная производительность вместо её ограничения.

· Развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой ему производительности и максимального благосостояния.

Г. Форд. Первым установил на своих предприятиях 8 часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, способствовал улучшению социального положения работников. Вместе с тем была внедрена чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство.

Управление предприятием – это целенаправленные упорядочивающие воздействия руководителя или органов управления, согласующие и объединяющие людей для совместного труда.

Управлять – значит воздействовать, но не стихийно, а целенаправлено.

Менеджмент – это вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства, представляющий собой систему гибкого предприимчивого способа руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Менеджмент – это теория и практика управления в условиях рынка.

Менеджмент должен охватывать прежде всего 3 уровня:

· Производство.

· Финансы.

· Сбыт или реализация.

35) Функции управления (менеджмента)

Функции управления ­– это определённый вид деятельности людей по управлению предприятием, трудовым коллективом, производством.

Функции управления характеризуют содержание управленческого труда, задачи, решаемые коллективом предприятия по его управлению, и выделяются в связи со сложностью производства, с необходимостью разделения и кооперации труда в сфере управления.

Различают следующие функции управления:

· Общие функции. Характерны для любого объекта управления.

o Прогноозирование и планирование деятельности управляемого объекта.

o Организация работ.

o Координация и регулирование.

o Стимулирование.

o Контроль.

o Учёт.

o Анализ.

· Конкретные функции. Различаются по признакам воздействия.

o На все сферы деятельности предприятия.

o На отдельные стадии производственного процесса или участки работы. Например, управление технической подготовкой производства.

· Специальный функции. Являются подфункциями конкретных функций и направлены на достижение одной или нескольких целей предприятия.

o Повышение эффективности использования ресурсов.

o Организация разработки норм и нормативов.

Дифференциация функций приводит к сужению участка управленческой деятельности и конкретизации объекта управления.

При установлении состава функций используют должностные инструкции и положения, устанавливающие права, обязанности, ответственность работников, круг самостоятельно решаемых ими вопросов и так далее.

Нормативным документом, способствующим рациональному разделению труда в сфере управления является «Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и служащих».

Принципы и методы управления

Принципы управления

Принципы управления – это система норм и правил, определяющих структуру функционирования всей системы управления.

Выделяют 3 группы принципов:

· Общие и социально функцианальные.

o Принцип прибыльности.

o Принцип научности и плановости.

o Принцип компьютеризации.

o Принцип научной организации управленческого труда.

· Принципы, определяющие взаимоотношения между членами производственного коллектива, между руководителями и подчинёнными. Они ориентированы на человека и связаны с понятием человеческого фактора. Эти принципы направлены на гуманизацию менеджмента, приоритет человека в производстве и управлении, сплочение людей вокруг общей цели.

o Партнёрство.

o Делегирование полномочий.

o Создание соответствующих условий труда подчинённым и использование мер поощрения.

o Поддержание нормального психологического климата в коллективе.

· Принципы, способствующие формированию личности руководителя, его активности и порядочности, знаниям, опыту и образованию, а так же к его взаимоотношениям с подчинёнными. В общении с сотрудниками он должен.

o Не отказываться от личной ответственности.

o Не требовать того, чем подчинённые не обладают.

o Не препятствовать дальнейшему повышению квалификации.

o Не руководить всеми сотрудниками одинаково.

o Не манипулировать ими и относиться с уважением к каждому из них.

Методы управления

Методы управления – это способы, приёмы управленческой деятельности, с помощью которых достигаются цели, стоящие перед объектом управления.

Главной проблемой при выборе методов является их соответствие основным для данного работника или коллектива потребностям и интересам.

Различают 3 группы методов:

· Экономические методы. Это использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развитие предприятия.

o Системы оплаты труда.

o Материальное поощрение работников.

o Распределение прибыли.

· Социально – психологические методы. Это способы воздействия на соответствующие потребности и интересы. Общение, профессиональный рост, признание заслуг и так далее.

o Моральное стимулирование.

o Производственное соревнование.

o Конкурсы мастерства.

o Профессиональные праздники.

o Корпоративная культура.

· Организационно-распорядительные (административные) методы управления. Это система способов воздействия на управляемый объект, которая обеспечивает планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой системы. Они базируются на объективной потребности во взаимодействии работников в регламентации прав и обязанностей в чётком распорядке работы и оказывают прямое воздействие на управляемый объект.

o Приказы.

o Положения об отделах.

o Должностные инструкции.

o Регламент работы.

Методы управления применяются в следующей последовательности:

· Оценка ситуации, целей и задач для определения основных направлений и видов воздействия.

· Выбор состава методов и обоснование их количественных и качественных параметров.

· Обеспечение условий для активного применения выбранных методов.

Наши рекомендации