Методологические основы управления предприятием
Сущность управления и менеджмента
Создание научных основ управления относят ко второй половине 19, началу 20 века. Классиками в этой области являются представители «Школы научного менеджмента» или «Классической школы управления»:
· Ф. Тейлор
· Г. Форд
· А. Файоль
· Г. Эмерсон
Ф. Тейлор. Рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом». Сущность тейлоризма, как теории научного управления заключается в регламентации трудовых процессов, компетентном руководстве и действенной системе материального стимулирования.
Основные принципы научного управления Ф. Тейлора:
· Наука вместо традиционных навыков.
· Гармония вместо противоречий.
· Сотрудничество вместо индивидуальной работы.
· Максимальная производительность вместо её ограничения.
· Развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой ему производительности и максимального благосостояния.
Г. Форд. Первым установил на своих предприятиях 8 часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, способствовал улучшению социального положения работников. Вместе с тем была внедрена чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство.
Управление предприятием – это целенаправленные упорядочивающие воздействия руководителя или органов управления, согласующие и объединяющие людей для совместного труда.
Управлять – значит воздействовать, но не стихийно, а целенаправлено.
Менеджмент – это вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства, представляющий собой систему гибкого предприимчивого способа руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
Менеджмент – это теория и практика управления в условиях рынка.
Менеджмент должен охватывать прежде всего 3 уровня:
· Производство.
· Финансы.
· Сбыт или реализация.
35) Функции управления (менеджмента)
Функции управления – это определённый вид деятельности людей по управлению предприятием, трудовым коллективом, производством.
Функции управления характеризуют содержание управленческого труда, задачи, решаемые коллективом предприятия по его управлению, и выделяются в связи со сложностью производства, с необходимостью разделения и кооперации труда в сфере управления.
Различают следующие функции управления:
· Общие функции. Характерны для любого объекта управления.
o Прогноозирование и планирование деятельности управляемого объекта.
o Организация работ.
o Координация и регулирование.
o Стимулирование.
o Контроль.
o Учёт.
o Анализ.
· Конкретные функции. Различаются по признакам воздействия.
o На все сферы деятельности предприятия.
o На отдельные стадии производственного процесса или участки работы. Например, управление технической подготовкой производства.
· Специальный функции. Являются подфункциями конкретных функций и направлены на достижение одной или нескольких целей предприятия.
o Повышение эффективности использования ресурсов.
o Организация разработки норм и нормативов.
Дифференциация функций приводит к сужению участка управленческой деятельности и конкретизации объекта управления.
При установлении состава функций используют должностные инструкции и положения, устанавливающие права, обязанности, ответственность работников, круг самостоятельно решаемых ими вопросов и так далее.
Нормативным документом, способствующим рациональному разделению труда в сфере управления является «Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и служащих».
Принципы и методы управления
Принципы управления
Принципы управления – это система норм и правил, определяющих структуру функционирования всей системы управления.
Выделяют 3 группы принципов:
· Общие и социально функцианальные.
o Принцип прибыльности.
o Принцип научности и плановости.
o Принцип компьютеризации.
o Принцип научной организации управленческого труда.
· Принципы, определяющие взаимоотношения между членами производственного коллектива, между руководителями и подчинёнными. Они ориентированы на человека и связаны с понятием человеческого фактора. Эти принципы направлены на гуманизацию менеджмента, приоритет человека в производстве и управлении, сплочение людей вокруг общей цели.
o Партнёрство.
o Делегирование полномочий.
o Создание соответствующих условий труда подчинённым и использование мер поощрения.
o Поддержание нормального психологического климата в коллективе.
· Принципы, способствующие формированию личности руководителя, его активности и порядочности, знаниям, опыту и образованию, а так же к его взаимоотношениям с подчинёнными. В общении с сотрудниками он должен.
o Не отказываться от личной ответственности.
o Не требовать того, чем подчинённые не обладают.
o Не препятствовать дальнейшему повышению квалификации.
o Не руководить всеми сотрудниками одинаково.
o Не манипулировать ими и относиться с уважением к каждому из них.
Методы управления
Методы управления – это способы, приёмы управленческой деятельности, с помощью которых достигаются цели, стоящие перед объектом управления.
Главной проблемой при выборе методов является их соответствие основным для данного работника или коллектива потребностям и интересам.
Различают 3 группы методов:
· Экономические методы. Это использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развитие предприятия.
o Системы оплаты труда.
o Материальное поощрение работников.
o Распределение прибыли.
· Социально – психологические методы. Это способы воздействия на соответствующие потребности и интересы. Общение, профессиональный рост, признание заслуг и так далее.
o Моральное стимулирование.
o Производственное соревнование.
o Конкурсы мастерства.
o Профессиональные праздники.
o Корпоративная культура.
· Организационно-распорядительные (административные) методы управления. Это система способов воздействия на управляемый объект, которая обеспечивает планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой системы. Они базируются на объективной потребности во взаимодействии работников в регламентации прав и обязанностей в чётком распорядке работы и оказывают прямое воздействие на управляемый объект.
o Приказы.
o Положения об отделах.
o Должностные инструкции.
o Регламент работы.
Методы управления применяются в следующей последовательности:
· Оценка ситуации, целей и задач для определения основных направлений и видов воздействия.
· Выбор состава методов и обоснование их количественных и качественных параметров.
· Обеспечение условий для активного применения выбранных методов.