Глава 1 . Теоретико-методологические основы управления кризисным предприятием

Содержание

Введение
1 .Управление кризисным предприятием: теория и практика вопроса
1.1 Управление кризисным предприятием: цель, задачи, особенности
1.2 Принципы и методы управления кризисным предприятием
2. Анализ внешней и внутренней среды в системе антикризисного управления ОАО «Каматранссервис»  
2.1 Характеристика ОАО «Каматранссервис»
2.2 Анализ антикризисного управления ОАО «Каматранссервис»
3. Методика формирования антикризисной стратегии предприятия в современных условиях экономики РФ  
3.1 Выбор стратегии восстановления: стратегия поворота и стратегия выхода  
3.2 Антикризисная стратегия ОАО «Каматранссервис»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

Большинство организаций не готовятся к кризисной ситуации, когда их дела идут удовлетворительно. Поэтому часто кризисная ситуация на отдельно взятом предприятии воспринимается как предбанкротное состояние, финансовая несостоятельность, а под мерами антикризисного управления понимаются только внешняя санация и ликвидационные мероприятия.

Такая узкая трактовка кризисной ситуации не позволяет комплексно выявить причины кризисов, оставляет без возможности: а) предупреждения и предотвращения кризисов на ранней стадии их возникновения; б) проведения определенных мягких корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию; в) использования позитивных аспектов кризиса, поскольку в широком смысле кризис – это не однозначно негативное явление, а перелом, переход в другое состояние.

Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

  • внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
  • внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних.

Основной целью антикризисного управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления. Она может быть сформулирована следующим образом:

Политика антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики угрозы кризиса и механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его защиту от банкротства. Выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.

Избранная тематика дипломной работы очень актуальна, так как в современных условиях для предприятия проще и дешевле предупредить кризисное состояние, чем в дальнейшем бороться с его последствиями. Эффективной методикой предотвращения кризиса является своевременный, актуальный и качественно проведенный анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Главной целью анализа в антикризисном управлении является исследование субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов организации, которые могут привести к образованию кризисной ситуации. Хотя сделать четкое разделение между субъективными и объективными факторами бывает достаточно затруднительно, тем не менее, к субъективным факторам кризиса можно отнести те, которые в большей степени подвержены воздействию и управлению, которые могут быть отнесены к краткосрочной перспективе. К объективным факторам относят те, которые складываются под воздействием множества разнонаправленных элементов, их устранение и смягчение возможно, но в более долгосрочной перспективе, не только и не столько силами самой организации. Внешние факторы формируются макросредой, окружающей предприятие. Как правило, отдельное предприятие не имеет значительной власти над ними и вынуждено к ним приспосабливаться. Лишь очень крупные корпорации, удельный вес продаж которых на внешнем и внутреннем рынке значителен, играют определенную роль в их формировании. Внутренние факторы образуются структурными подразделениями самого предприятия, системой взаимосвязей и взаимозависимостей между ними. Наибольшее значение в антикризисном управлении имеют те единицы внутренней структуры предприятия, которые чаще всего сталкиваются с воздействием внешней среды и чьи показатели сильнее всего реагируют на ее изменения (маркетинговая и финансовая деятельность предприятия).

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как, несмотря на продолжающийся рост российской экономики, многие предприятия все же не могут назвать свое положение на рынке стабильным. Кризисы выживания трансформировались в современных условиях в кризисы развития. Особенно это характерно для таких предприятий, как ОАО «Каматранссервис», которое не только испытывает негативное влияние рыночной среды, но и находится в кризисном состоянии из-за общего неустойчивого финансового состояния ОАО «КамАЗ», в структуру которого входит.

Объектом исследования является ОАО «Каматранссервис» и показатели его кризисного состояния.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты управления кризисным предприятием.

Целью дипломной работы является исследование всех аспектов управления кризисным предприятием в системе антикризисного управления организацией и предложение мероприятий по выводу предприятия из кризиса . Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а) Исследовать теоретические аспекты управления кризисным предприятием: рассмотреть характеристики антикризисного управления, его принципы и методы;

б) Провести анализ антикризисного управления ОАО «Каматранссервис», используя методологию SWOT-анализа и мультиатрибутивную модель оценки конкурентоспособности товара;

в) Исследовать методику формирования антикризисной стратегии предприятия и предложить антикризисную стратегию ОАО «Каматранссервис»

Методологической основой исследования работы являлись такие общие мето­ды исследования как анализ, синтез, обобщение, метод комплексного подхо­да; и частные; сравнительный, формально-логический методы исследования.

В соответствии с поставленной целью создана необходимая структура дипломной работы. Структура работы представлена введением, тремя главами, выводами и предложениями, списком литературы и приложениями

В первой главе исследуется теория управления кризисным предприятием, ее цели, задачи, принципы и методы.

Во второй главе проводится краткая характеристика деятельности ОАО «Каматранссервис», используется методика SWOT-анализа для анализа внешней среды данного предприятия и метод мультиатрибутивной оценки конкурентоспособности товара как избранный элемент оценки конкурентоспособности предприятия. Важнейшим элементом второй главы является анализ финансового состояния ОАО «Каматранссервис» как аспекта оценки внутренних возможностей предприятия, а также маркетинговый анализ рынка грузовых автомобилей, так как это основная продукция ОАО «Каматранссервис».

В третьей главе приводятся методики формирования антикризисной стратегии предприятия, и предлагается проект для улучшения деятельности ОАО «Каматранссервис» с его экономическим обоснованием.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней рассмотрены вопросы, связанные с проблемами управления кризисным предприятием и формирования антикризисной стратегии, поскольку представленный материал и разработанные выводы и предложения помогут правильно оценить условия внешней среды и состояние деятельности предприятия. Особый интерес в данной дипломной работе представляет использование экспертного опроса по показателям внутренней и внешней среды компании. Научная новизна данной работы состоит в том, что при использовании атрибутивной модели оценки характеристик товара, реализуемого ОАО «Каматранссервис», использовались индивидуальные показатели качества товара, выявленные в ходе опроса главных специалистов и руководства исследуемого предприятия. В дальнейшем по результатам анализа была предложена маркетинговая стратегия, необходимая для выхода из кризиса.

В процессе создания дипломной работы использовались труды следующих авторов: П. Друкер, И. Ансофф, М. Портер, Д.Д. Аакер, К. Боумен, П. Дойль, Э. Кемпбелл, Р.А. Фатхутдинов, А.З. Бобылева, А.Т. Зуб, О.К. Филатов.

Глава 1 . Теоретико-методологические основы управления кризисным предприятием

Наши рекомендации