Возможности организационного поведения
Организационное поведение представляет собой набор инструментов, позволяющих:
Сотрудникам– понимать, анализировать поведение людей в организации
Менеджерам– улучшить, расширять или изменять типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организация в целом могли добиться своих целей
Модель организационного поведения
доминирующая в мышлении руководителей система убеждений, которая определяет действия менеджмента компании
- базовые модели организационного поведения Мак – Грегора;
- модели (парадигмы) организационного поведения высшего руководства;
- модели организационного поведения работника;
Эволюция моделей организационного поведения
Функционально-структурный и объектно-ориентированный анализ существующих на сегодняшний день в бизнес - мире моделей ОП позволяет сделать вывод о дальнейшей эволюции моделей,
обусловленной усложнением и повышением скорости протекания процессов в бизнес - среде
(!!! см. таблицу)
6. Базовые модели организационного поведения Мак-Грегора.
Базовые модели ОП Мак-Грегора (1957 г.)
Мак-Грегор доказал, что политика в сфере HR-менеджмента, стиль принятия решений, практика работы и даже организационные проекты определяются ключевыми предположениями о человеческом поведении,которые носят неявный характер и требуют идентификации.
Люди типа «X» - не любят трудиться и избегают работы
большинство из них негативно относятся к труду и всеми силами стараются «откосить» от работы;
они не амбициозны, стремятся уклониться от ответственности, нуждаются, прежде всего, в безопасности;
они относительно эгоцентричны, безразличны к нуждам организации и сопротивляются переменам, причем общепринятые поощрения не позволяют преодолеть их естественную неприязнь к труду.
Люди типа «Y» - расходование моральных и физических сил на работе – естественный процесс
человек этого типа отнюдь не является прирожденным лентяем, его негативное отношение к труду – результат осознания опыта пребывания в организации;
если менеджмент обеспечит надлежащие условия, стимулирующие его потенциал, работа превратится в столь же естественную потребность, как и развлечения, отдых;
заложенный в человеке потенциал позволяет ему в надлежащих условиях брать на себя повышенную ответственность. Его воображение, изобретательность и творческие способности могут быть использованы в трудовом процессе;
решая порученные задачи, работники типа «Y» будут осуществлять самоконтроль; задача руководства состоит в обеспечении условий для полной реализации их потенциала в трудовом процессе.
7. Модели (парадигмы) организационного поведения высшего руководства.
Модели (парадигмы) ОП высшего руководства
Авторитарная
Опеки
Поддерживающая
Коллегиальная
Авторитарная модель
Основа модели Власть
Ориентация менеджмента Полномочия
Ориентация работников Подчинение
Психологический результат для работника Зависимость от непосредственного начальника
Удовлетворение потребности работника Потребности существования
Участие работников в процессе труда Минимальное
Опекающая модель
Основа модели Экономические ресурсы
Ориентация менеджмента Деньги
Ориентация работников Безопасность и льготы
Психологический результат для работника Зависимость от организации
Удовлетворение потребности работника Потребности безопасности
Участие работников в процессе труда Пассивное сотрудничество
Поддерживающая модель
Основа модели Руководство
Ориентация менеджмента Поддержка
Ориентация работников Выполнение рабочих заданий
Психологический результат для работника Участие в управлении
Удовлетворение потребности работника Потребности статуса и признания
Участие работников в процессе труда Пробужденные стимулы
Коллегиальная модель
Основа модели Партнерство
Ориентация менеджмента Работа в команде
Ориентация работников Ответственное поведение
Психологический результат для работника Самодисциплина
Удовлетворение потребности работника Потребности самореализации
Участие работников в процессе труда Умеренный энтузиазм
8. Модели организационного поведения работника.