Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения

Существуют различные авторские точки зрения к определению сущности понятия Организационное поведение. В данной лекции представлены точки зрения трех авторов из них два отечественных автора Ю.Д. Красовского «ОП – это такое поведение работников вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений и требований»;

А.М.Смолкина «ОП – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются определенные организационные связи» и наконец американский автор Джон. В. Ньюстром

«ОП – это изучение поведения людей в организации и практическое использование полученных знаний.

Все представленные понятия отражают то, что сущностью ОП является поведение людей в условиях совместной деятельности, а это особое поведение, которой должно быть ориентировано на эффективный результат.

Следовательно, объектом изучения ОП является личность работника – группа работников – организация в целом, а предметом изучения поведение личности работника – поведение группы работников – поведение организации в целом.

Специфика объекта и предмета изучения определила принципы организационного поведения, которые определяют практический подход к обеспечению эффективности управления персоналом. Большинство современных зарубежных и российских теоретиков ОП выделяют следующие:

· гуманизм, который признает благо и уважение к его достоинству. Организационное поведение предполагает не только согласованную и производительную деятельность работников, но и безоговорочное признание человека высшей ценностью. Таким образом, без гуманизма теряется подлинный смысл организационного поведения;

· демократизм – применительно к организационному поведению он означает особый характер отношений в условиях совместной деятельности;

· нравственность – довольно широкое понятие, означающее одну из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. С точки зрения теории и практики организационного поведения большое значение имеет нравственная атмосфера в организации, которая позволяет корректировать действия и поступки работников;

· коллективизм – означает солидарность и взаимопомощь людей, что самым благоприятным образом сказывается и на организационном поведении;

· справедливость – это нормативное понятие морали, играющее большую роль в сознании людей и это не простое равенство, а равенство адекватных возможностей получить должное за свои деяния. Понимание сущности справедливости и его воплощение в практику деятельности организации заметно повышают трудовую активность и улучшает организационное поведение;

· единство слова и дела – полное совпадение декларированного и практически осуществленного;

· требовательность – совокупность правовых, административных и моральных норм предъявляемых к человеку. Она должна быть постоянной, а не эпизодической, и распространяться на всех работников организации;

· ответственность – осознание работником своего долга и его исполнения и означает обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Каждая наука имеет свои фундаментальные понятия, отражающие ее сущность и специфические особенности. Такие понятия называются категориями. Категории организационного поведения также отражают сущность и специфику этой науки. Категории позволяют более свободно ориентироваться в информационном поле, а также переносить ее в практическую деятельность.

В теории организационного поведения используются категории присущие многим наукам, например личность, группа, поведение, мотивация, нормы, ценности и т.д.

В следующих лекциях будут рассматриваться эти категории только применительно к организационному поведению.

Итак, целесообразно начать изучение организационное поведение с категории ПОВЕДЕНИЕ.

Для общего понимания данного термина можно использовать такое понимание. Поведение – это есть свойство живой системы, ее реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.

Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы людей.

Это позволяет выделить свойства поведения:

· оно всегда общественно, то есть оно проявляется по отношению к другому человеку;

· оно всегда регулируется определенными нормами: экономическими, социальными, правовыми, политическими.

Единицей поведения является поступок, в котором формируется и отражается моральный облик и убеждения личности. Находясь в системе организационных отношений поведение личности, затрагивает интересы других людей, а это может существенно влиять на эффективность их работы и показывает, насколько работник удовлетворен, либо неудовлетворен своей работой, и существенным образом отражается на их производительности, дисциплине и других показателях.

В специальной литературе выделяют следующие виды социального поведения:

· перцептивное – характеризуется в стремлении совладать с информационной перегрузкой. В результате чего происходит упрощение информации и это приводит к потере значимой информации;

· защитное – основано на действии механизма психологической защиты и позволяет человеку защититься от проблем, которые он не может решить. Такое поведение мало предсказуемое;

· ролевое – это поведение с соответствующими требованиями, которые вынуждают человека действовать определенным образом;

· сценарное – определяется исполнением множества правил «приличного» поведения, соответствующего его статусу;

· экспрессивное – проявляется в тех случаях, в которых человек достигает высшего уровня мастерства и удовлетворения от хорошо сделанного дела;

· эмпатичное - проявляется в способности к сочувствию;

· моделирующее – заражение, подражание, внушение. Трудно контролируемое;

· атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведением и системой мнений;

· уравновешенное – способность изменять свое поведение за счет воспоминаний;

· автономное – способность сделать выбор к преодолению любых преград в достижении цели;

· исследовательское – стремление человека к новизне физического и социального окружения;

· привычное – удовлетворение от положительного подкрепления;

· утилитарное – получение максимального результата при минимальных усилиях;

· освобождающее – стремление человека обезопасить себя от реальных и кажущихся опасных условий;

· индуктивное – восприятие и оценка самих себя на основе интерпритации действительности;

· утверждающее – переживание своих действий как совершение своих планов при максимальном использовании внутренних усилий.

Таким образом, знание типов поведения позволяет найти правильный подход, тем самым регулировать это поведение и направлять в нужное русло.

Наши рекомендации