Предприятие в системе рыночных отношений. Цели и задачи производственной деятельности.

Предприятие — это производственная единица, в пределах которой осуществляется непосредственная связь работника со средствами и предметами труда и создается продукция или оказываются услуги.

Предприятие обладает следующими характерными чертами:

• производственно-техническим единством (тесной технологической связью всех цехов, участков, агрегатов, рабочих мест);

• организационно-административной самостоятельностью (территориальной обособленностью, единым коллективом работников, полной ответственностью руководства за результаты работы);

• экономической самостоятельностью (обособленным имуществом, самостоятельностью в выборе видов деятельности, поставщиков и потребителей, в установлении цены на свою продукцию, во взаимоотношениях с государственными и финансово-кредитными учреждениями, в разработке планов);

• правами юридического лица (наличие названия, юридического адреса, расчетных счетов в банках, печати).

Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое экономическое пространство страны. Однако совершенно очевидно, что стержневую позицию в этом пространстве занимают производители, т.е. предприятия. Это определяется тем, что эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенных товаров и услуг. Данное обстоятельство делает необходимым более детальное рассмотрение особенностей образования и функционирования предприятий.

Внешняя среда предприятия

Высокая степень самостоятельности предприятий в системе рыночных отношений сочетается со значительной их зависимостью от внешней среды. Предприятие как открытая система зависит от поставщиков сырья, топлива, энергии, материалов и т.д., от потребителей своей продукции, от государственных органов, от поведения Конкурентов и еще от многих факторов. Это требует от руководства хозяйствующего субъекта постоянного мониторинга внешней среды и выработки механизма гибкого к ней приспособления.

Все внешние факторы, воздействующие на предприятие, можно разбить на две группы: прямого и косвенного действия. Факторы прямого действия показаны на рис. 3.2. Характер влияния поставщиков, потребителей и конкурентов на предприятие очевиден. Что касается государства, то хотя его влияние после перехода к рыночным отношениям и ослабло, тем не менее осталось довольно существенным.

Основной функцией государства по регулированию экономической жизни страны является установление правовых норм («правил игры») функционирования хозяйствующих единиц. Это важнейший элемент внешней среды, поскольку все действующие предприятия находятся в определенном законодательном поле, которое отличается сложностью, изменчивостью, а порой и непредсказуемостью. Предприятие обязано соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования в сферах своей компетенции. Как уже отмечалось, каждое предприятие имеет определенный правовой статус, установленный на основе гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации, который определяет порядок ведения предприятиями своих дел, механизм перечисления ими налогов и т.д.

В функции государства входит антимонопольное регулирование, создание условий для развития цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов. Оно же посредством денежной и кредитной политики регулирует инвестиционную сферу. В основе этой политики лежит воздействие на динамику цен и уровень процентных ставок. С помощью налоговых ставок, налоговых льгот, маневрирования процентными ставками, ссудным капиталом, дарственными закупками и дотациями государство развивает национальную экономику в желаемом направлении.

Предприятие в системе рыночных отношений. Цели и задачи производственной деятельности. - student2.ru

Рисунок 1.1 - Факторы прямого действия на предприятие

Кроме того, функциями государства являются также борьба с инфляцией, распределение доходов, обеспечение экономической безопасности, охрана окружающей среды.

Факторы косвенного действия обычно влияют на предприятие не менее существенно, чем факторы прямого действия. При этом среда косвенного воздействия гораздо сложнее и многограннее. Это связано с тем, что косвенные факторы практически не поддаются формализованному описанию, для их оценки требуется большой объем информации, которую не всегда легко получить и адекватно истолковать.

Состояние экономики — это в первую очередь темп экономического роста, платежный баланс, уровень занятости. Экономическая среда в силу своих динамических изменений активно влияет на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования предприятия может быть его умение интерпретировать, анализировать и прогнозировать изменения экономической среды и приспосабливаться к этим изменениям.

Технические факторы являются одновременно внутренней переменной предприятия и важным внешним фактором. Технологическая среда, в которой функционирует предприятие, имеет тенденцию к изменениям, совершенствованию, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения. Предприятие для успешного функционирования должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям и использовать их для получения конкурентных преимуществ.

Предприятие в системе рыночных отношений. Цели и задачи производственной деятельности. - student2.ru

Рисунок 1.2 - Факторы косвенного действия на предприятие.

Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и реализации продукции, скорость ее устаревания, а также на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, какого рода услуги и новую продукцию следует ожидать потребителям от предприятия.

Социальные факторы формируют специфичные установки для предприятий. Поскольку они функционируют в определенной культурной среде, постольку принятые установки, жизненные ценности и традиции влияют на успешность их деятельности.

Политические факторы определяют степень стабильности общества. При этом некоторые аспекты политической обстановки имеют особое значение для предприятия. В частности, отношение федеральных законодательных органов и судов к производству влияет на налогообложение доходов, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Существенный элемент политической обстановки — это группы особых интересов и партии. Фактор политической стабильности решающим образом влияет на приток капитала из-за рубежа.

Экологическая ситуация в стране (регионе) влияет на выбор предприятием предмета своей деятельности, требует предвидения влияния этой деятельности на окружающую среду и здоровье своих работников, оценки возможных последствий использования экологически небезупречных технологий.

Современное предприятие является обычно комплексом разных видов деятельности (бизнесов), и в зависимости от набора видов бизнеса строится структура компании (управленческий аппарат, персонал). При этом важнейшее значение имеет отлаженное взаимодействие друг с другом административной, производственной, финансовой, информационной и коммуникационной сфер деятельности компании.

Предприятие — это, прежде всего, бизнес-система, ориентированная на достижение определенных результатов (производственных, финансовых). Причем таковой можно считать как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения или группы подразделений, занимающиеся однотипной деятельностью (например, цех, выпускающий основную продукцию, ремонтная мастерская, цех побочной продукции и т.д.).

Бизнес-система является производной от миссии, целей и стратегии предприятия, т.е. указанные элементы определяют бизнес-процессы (производственную структуру компании), последние, в свою очередь,— организационную структуру управления компании (иерархию подразделений, распределение полномочий и ответственности), и наконец, названная структура определяет систему кадрового обеспечения бизнес-процессов. Современное предприятие можно представить как бизнес-систему, включающую:

• направления деятельности — различные виды бизнеса, продукции или услуг, осуществляемые или производимые предприятием;

• функции управления — устоявшиеся и, как правило, стандартные для компаний различных типов виды деятельности, направленные на организацию работ и управление компанией;

• организационную структуру управления — состав и иерархию управленческих подразделений предприятия (департаментов, отделов, служб, блоков, дивизионов);

• бизнес-функции — обособленные виды работ, направленные непосредственно на выполнение основных видов деятельности компании (производство продукции и услуг). Набор бизнес-функций менеджмента формируется под влиянием следующих факторов:

• количества И характера этапов жизненного цикла товара или услуг (например, добыча руды, доставка ее на металлургический комбинат, выплавка чугуна и стали, производство готового проката, сбыт);

• элементов производственного обеспечения (например, электроэнергией, транспортом, теплом, связью);

• направлений деятельности компании (например, инновации, инвестиции, проекты, экология, безопасность, ценные бумаги, внешнеэкономическая деятельность и т.п.).

Обеспечение надежной и устойчивой деятельности компании, стабильности и прибыльности ее бизнеса — непростая задача, и ее успешное решение возможно при выполнении ряда условий:

1. Создана организация как согласованная и непротиворечивая бизнес-система, т.е. сформулирована миссия компании и она известна всем работникам; определены цели и разработаны планы их реализации; бизнес-процессы структурированы и взаимосвязаны в пространстве и во времени.

2. Сформирована организационная структура управления, которая обеспечивает для всех работников компании единую систему ценностей, соответствующую целям компании, осуществляет планирование и организацию работы, распределение прав и обязанностей, обеспечивает стимулирование персонала.

3. Обеспечена информационная поддержка бизнес-процессов, что предполагает наличие точной, полной, своевременной и удобной в использовании информации.

Основой бизнес-системы предприятия являются бизнес-процессы. Бизнес-процесс — это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в ходе которых потребляются различные ресурсы; в результате их переработки производится определенная продукция или оказываются определенные услуги, необходимые потребителям. Набор бизнес-процессов естественно должен соответствовать миссии, целям и стратегии предприятия.

Каждый бизнес-процесс направлен на то, чтобы предоставить покупателю продукт или услугу, которые удовлетворяли бы его по своему качеству и цене.

В современной экономике существует множество бизнес-процессов, наиболее характерные из которых можно объединить в группы, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные виды бизнес-процессов

Бизнес-процесс Содержание  
Производство продукции Все виды деятельности по переработке сырья и материалов в готовую продукцию, удовлетворяющую потребителя (производ­ство автомобилей, бытовой техники и т.п.)
Материально-техническое снабжение Деятельность по изысканию источников поставки исходных сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, топлива и энергии, по доставке вышеперечисленного потребителю
Маркетинг и сбыт Рекламная деятельность, продвижение товаров и услуг на рынок, ценообразование, привлечение потребителей, модернизация продукции и т.п.
Сервисное обслужи­вание Все работы по непосредственному обслуживанию потребителей (профилактика, ремонт, модернизация продукции и т.п.)
Разработка новых технологий, продукции, видов услуг Комплекс работ научно-исследовательского и опытно-конструк­торского характера, направленный на создание новых видов товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей клиентов
Подготовка и повышение квалифи­кации персонала Система мероприятий по разработке учебных планов, программ дисциплин, набору учащихся, организации учебного процесса
Обеспечение Комплекс процессов по юридическому, финансовому сопровож­дению всех видов деятельности компании

Естественно, что каждая компания стремится к тому, чтобы все ее бизнес-процессы были успешными. Эффективность названных процессов характеризуется множеством показателей, главными из которых являются производительность производственных процессов и труда, а также себестоимость продукции и услуг.

Управление бизнес-процессами должно предусматривать:

• включение подсистемы управления бизнес-процессами в стратегический план развития компании и ознакомление с этим ее сотрудников; последнее должно повысить ответственность персонала, и в первую очередь по обеспечению заданного уровня производительности и себестоимости;

• обучение персонала корпорации основам управления бизнес-процессами, ознакомление его с замыслами руководства; итогом этой работы должно стать формирование единого у всего персонала стратегического видения процедуры управления бизнес-процессами.

1.2 Рынок товаров, средств производства, ценных бумаг

Рынок – это место, сфера и механизм, с помощью которого взаимодействуют производители (продавцы) и потребители (покупатели). Выделим два типа рынков: рынок ресурсов и рынок товаров и услуг.

1) Для непрерывного процесса производства необходима непрерывная продажа произведенного товара и услуги;

2) Кругооборот производственных ресурсов, товаров и услуг сопровождается кругооборотом денежных потоков: доходов и расходов. Денежное обращение является «кровеносной системой» рынка.

В современной экономической теории и практике в структуре стоимости и цены товара выделяются следующие элементы:

-материальные затраты предметов труда (то, что действует в процессе одного производственного цикла);

-амортизация;

-чистый продукт, основными элементами которого являются: зарплата и прибыль.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, т.е. в основном производителей и покупателей. Само возникновение рынка определяется наличием: общественного разделения труда, экономической обособленности хозяйствующих субъектов, свободы предпринимательской деятельности, свободы ценообразования.

Рынок имеет множество разновидностей (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Классификация признак Группы рынков
Масштаб Местный Региональный Национальный (страновой) Мировой
Вид товаров и услуг Сырье Материалы Фондовый Недвижимость Капитал Инвестиции и инновации Валютный Ценные бумаги Рабочая сила Потребительские товары Бытовые услуги Интеллектуальный и духовный продукт Драгоценности
Уровень конкуренции Высококонкурентные (свободные) Олигополистические Монополистические
Степень легальности Легальные (официальные) Нелегальные (теневые, «черные»)

Экономические отношения на рынке — это отношения обмена. Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. При этом каждый из участников рынка имеет в процессе этого круговорота свой интерес (таблица 1.3).

Таблица 1.3

Покупатель Продавец Государство
Высокое качество товара (услуги) Минимально возможная цена товара (услуги) Удобные сроки и способы поставки Наличие максимальных гарантий Высокое качество послепродажного обслуживания Минимально возможные затраты на производство и реализацию товара (услуги) Максимально возможная цена товара (услуги) Минимальные затраты на послепродажное обслуживание Обеспечение добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг Защита экономических интересов всех участников рынка Максимизация доходов в бюджет Обеспечение безопасности общества от некачественных товаров и услуг

1.3 Коммерческая деятельность предприятий. Предприятия и банки.

На финансово-хозяйственную деятельность предприятия существенное влия­ние оказывают факторы внешней среды, в том числе: особен­ности денежного рынка стран (регионов), где осуществляется деятельность предприятия; налоговое законодательство и ва­лютное регулирование; взаимоотношение с кредитно-финансовыми учреждениями; масштабы внешнеэкономической дея­тельности предприятия. Важную роль при выработке финансо­вой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения запланированных результатов, а также централизованное осуществление многочисленных фи­нансовых расчетов.

Выбор конкретных мер повышения прибыльности и опти­мизация финансовых потоков определяется следующими фак­торами.

Скорость. Предприятие должно решить, как быстро должно быть достигнуто увеличение прибыли. В зависимости от этого принимается решение о повышении цен (быстрый результат) или разработке нового продукта (отсроченный результат).

Эластичность спроса на товар. Эффект применения неко­торых финансовых средств может быть компенсирован ответ­ной реакцией потребителей. Например, повышение цены ско­рее всего приведет к потере доли рынка, а сокращение издер­жек никак не повлияет на ее размер.

Реакция конкурентов. Усилия, направленные на увеличе­ние объема продаж, наверняка вызовут ответную реакцию кон­курентов. Поэтому "открытая политика" расширения доли предприятия на рынке может дать обратный эффект.

Приоритеты. Стремление снизить общие затраты должно учитывать их структуру. Для одних предприятий актуально снижение переменных затрат (например, в пищевой промыш­ленности), а для других — постоянных (характерно для науко­емких производств).

Низкий риск. Некоторые антикризисные мероприятия мо­гут иметь повышенный риск. Стратегия снижения издержек или активов считается менее рискованной.

Долговременные убытки. Ряд мероприятий (например, сок­ращение исследований, конструкторских разработок или акти­вов) может привести к скрытым, но долговременным убыткам.

Правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды. Возможности в принятии финансовых ре­шений зачастую ограничены законами и нормами.

Моральное состояние персонала. Сокращение штатов как мера уменьшения издержек может оказать негативное влияние на мотивацию персонала. Снижение издержек за счет поиска более дешевых поставок найдет понимание у персонала и не по­влияет на его мотивацию.

Наши рекомендации