Вопрос 17. Сущность фирмы и ее место в системе рыночных отношений. Цели и задачи фирмы в условиях рыночной экономики

Фирма является основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, термин «фирма» в хозяйственной практике используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Наиболее точно понятие «фирма» сформулировано К.Р. Макконеллом и С.Л. Брю: «Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями». Таким образом, понятию «фирма» придают более широкий смысл, чем понятию «предприятие». Фирма является многопрофильной хозяйственной организацией, объединяющей различные обособленные предприятия и учреждения различных отраслей экономики, в том числе филиалы и дочерние предприятия, имеющие как коммерческий, так и нередко некоммерческий характер, и выступающей на рынке в качестве хозяйственного субъекта, ведущего ценовую политику, конкурентную борьбу и участвующего в распределении прибыли. В то же время под предприятием понимается обособленная специализированная организация или самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или выполнения социальных задач. В том случае, когда фирма представлена одним предприятием, то оба понятия обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Теоретические концепции фирмы.

В экономической теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности, и определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Стратегическая теория фирмы основана на невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия стратегических решений. В их числе выделяют предпринимательскую концепцию, согласно которой поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма развивается под воздействием внутренних и внешних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей организации и сложившихся на фирме традиций. Основатели теории – Джеймс Гарднер Марч и Ричард Майкл Сайерт.

Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, которые изменяются в зависимости от времени и от рыночных условий. В настоящее время определены следующие целевые установки фирм:

1. Максимизация прибыли (согласно неоклассической теории).

2. Максимизация выручки. Часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства.

3. Экономический рост.

4. Выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность.

5. Стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон.

Основной целью производственной фирмы является получение прибыли на вложенные в производство факторы – труд и капитал. При этом экономическое назначение фирмы со­стоит в производстве товаров или оказании услуг, выражающихся схемой: приобретение факторов производства (затраты), их переработка и выход продукции (результат). Осуществление этого процесса в рамках производственной фирмы предполагает выполнение ряда задач:

1. Производство и реализация продукции, которая по количеству, качеству и ассортименту отвечает требованиям рынка.

2. Получение определенного дохода от реализации продукции при минимуме затрат(принцип минимизации затрат) или наибольшего результата при заданном объеме затрат(принцип максимизации прибыли).Это достигается при помощи соответствующей организации производства и труда на базе использования ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, а также эффективной организации сбыта.

3. Постоянный учет результатов и затрат, обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.

4. Осуществление расширенного воспроизводства.

5. Обеспечение и постоянное улучшение стандарта жизни и условий тру­да персонала, создание корпоративной культуры на фирме.

6. Повышение конкурентоспособности продукции фирмы, выявление новых возможностей для хозяйственной активности: освоение новых рынков, новых видов товаров и услуг, и др.

7. Обеспечение финансовой устойчивости фирмы (в каждый мо­мент времени она может произвести обязательные платежи).

8. Соблюдение трудового и хозяйственного законодательства.

Исходным условием начала деятельности любой фирмы является соответствующее ресурсное обеспечение. В условиях рыночной системы хозяйст­вования фирма должна, с одной стороны,создать сво­его потребителя продукции, а с другой —производить изделия по стоимости ниже рыночной для получения прибыли.

Содержание и характер деятельности фирмы определяются группой ряда факторов:

Внутренние факторы по степени влияния на функ­ционирование фирмы их можно разделить на три группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производ­ственные факторы (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы, топливо и электроэнергия, рабочая сила и др.).

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и техни­ческого развития (НТП, организация труда и производства, повышение ква­лификации, инновации).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производствен­но-хозяйственной деятельности (маркетинг, реклама и т.д.).

К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности данной фирмы, но оказывающие непосредственное влияние на ее внутреннюю среду. Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Методы государственного регулирования экономики фирмы можно классифицировать на правовые, финансово-экономические и социальные.

Правовые методы призваны придать цивилизованные формы рыночным отношениям и определяют правила поведения фирмы как с другими субъектами рынка, так и с государством. К ним относятся антимонопольное законодательство, принципы и порядок лицензирования видов деятельности, правила обязательной сертификации продукции и услуг, защита прав потребителей, порядок функционирования бирж и т.д.

К финансово-экономическим методам относятся налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы, субсидии, ценовая и тарифная политика и т.д.

Социальными методами государственного регулирования являются: минимальный размер оплаты труда, максимальная продолжительность рабочей недели, пенсии, пособия и т.д.

Косвенное воздействие внешней среды на экономику фирмы оказывают: состояние экономики, социальные факторы, политические факторы, достижения НТП, международное экономическое влияние.

Наши рекомендации