Рационалистическая школа менеджмента
В конце XIX в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении огромных предприятий/ на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров. На этих предприятиях устанавливалось дорогостоящее оборудовать, внедрялись сложнейшие технологические процессы, основанные на новейших достижс1шях научно-технической мысли.
На работу стали приходить достаточно образованные, грамотные люди, постепенно начинавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Принципиально новый характер производства потребовал иных организационных структур, схем управления, строгого соблюдения технологий, точности выполнения трудовых операций. Всего этого прежняя система управления, базировавшаясяна эмпирическом подходе, обеспечить не могла.
Таким образом, на повестку дня встала задача подведения под менеджмент необходимой научной базы. Предпосылки для этого имелись - они были созданы опытом индустриального управления XIX в. и достижениями в таких областях знания, как экономика, социология, психология. Непосредственным толчком к развитию этих процессов стал ряд экспериментов, в ходе которых изучались факторы роста производительности труда, выяснялись оптимальные режимы использования оборудования, разрабатывались стимулирующие системы оплаты труда. Все это было подчинено поиску путей снижения затрат и увеличения производительности труда па основе применения различных методов управления. Эти эксперименты проводились практически всеми научными школами управления.
Первой возникла рационалистическая школа. У се истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор (1856 - 1915), который во всем мире признан родоначальником научных основ организации производства. «Отец научного управления» начертано на его памятнике. «От него, - утверждает известный французский социолог Ж. Фридман, - исходят все системы, направленные на рационализацию или научную организацию производства».
Как заявил Л. Дракер, представитель нынешней науки управления, все современные «науки управления, операционные исследования, анализ систем и, безусловно, человеческие отношения - все это части тейлорского наследия... Тейлор - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».
Ф. Тейлор был, несомненно, талантливым инженером и организатором производства. Выходец из семьи юриста, он по состоянию здоровья не получил юридического образовать и поступил учеником на сталелитейный завод. Здесь за 10 лет он проделал путь от чернорабочего до главного инженера. Занимаясь самостоятельно, он сдал положенные экзамены и получил диплом инженера-механика. Много времени отдавал изобретательству (у него было около ста патентов).
Как же он пришел к решению создать новую систему управления трудом рабочих? «Сначала как ученик, а потом как механик, - пишет современный экономист Г. Лоллард, - Тейлор открыл, что никто из людей, обслуживающих машины, никоей, не работал, хоть сколько-нибудь приближаясь к той скорости, которую он мог бы достигнуть. Сознательное ограничение выработки («отлынивание») считалось обычным явлением. Такое поведение было самозащитой со стороны рабочих, их сопротивлением администрации». Будучи учеником и простым рабочим, сам Тейлор находил всякий раз повод занижать выработку. Однако, продолжает Лоллард, «когда он стал мастером, это стало его возмущать. Теперь он оказался на стороне управляющих и решил любой ценой добиться, чтобы люди работали в полную силу...».
Но какова должна быть эта выработка? Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы. Весь объем задать разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности выполнить один человек. При этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наиболее быстрые, совершенные. Для контрольного выполнения операций назначались самые сильные, ловкие и искусные рабочие. Показатели их выработки, зафиксированные поэлементно хронометражем, устанавливались затем как норма, обязательная для всех рабочих. Вычислялось также минимальное время, необходимое для неизбежных производственных задержек, отдыха.
По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организациитруда в промышленности. Вместе с тем это был первый так называемый функциональный опыт построения организационной структуры на уровне цеха.
Тейлор так охарактеризовал свою систему. «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречия, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».
В своих книгах «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда работников заключается в несовершенстве системы их поощрения. Поэтому он предложил резко расширить границы применения материальных стимулов, и прежде всего вознаграждения, которое должно быстро следовать за выполнением работы, чтобы обеспечить надлежащий эффект. Кроме того, Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты труда, в основе которой лежали такиепринципы, как плата человеку, а не месту, установление расценок на основе точного знания, их единообразие.
В то же время Тейлор не сводил вознаграждение только к деньгам; он считал, что уступки предпринимателей рабочим - тоже награда. К ним он относил организацию рабочих столовых, детских садов, рабочих вечерних курсов и т. п. Все это он считал «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», которое вызывает у них «добрые чувства по отношению к хозяевам».
На одной из фабрик, где работали преимущественно женщины, по рекомендации Тейлора завели породистого кота, который сделался всеобщим любимцем. Во время перерыва работницам давали возможность с ним потрать, что поднимало их настроение и эмоции и в результате способствовало повышению производительности труда.
Кроме различных норм вознаграждения рабочих; Тейлор рекомендовал использовать ряд мероприятий, в результате которых создавались условия на производстве, способствующие максимальной выработке: тщательный инструктаж, планирование процессов труда до мельчайших подробностей, обеспечение рабочих научно подобранным стандартизированным инструментом, учет и контроль.
Но это еще не все. Первый шаг научного управления, по словам Тсйяара, состоял в том, чтобы «менеджеры изъяли у рабочих все профессиональные тайны, которые они берегли для себя и своих приятелей». Кроме того, им запрещалось думать. Тем самым рабочие низводились до простых механических исполнителей.
Таким образом сформировалась система Тейлора, суть ко- торой заключается в следующем:
1. Точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений.
2. Подбор инструментов, оборудования, режимов обработки, приемов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контролирование методов работы, а не производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации.
3. Функциональная система управления, основанная на разделении непосредственно административных функций.
Тейлор всегда ситал себя только инженером и уверял, что его не интересуют ни политика, ни социальные конфликты современности; Он заявлял, что его теория преследовала цель устранить антагонизм между предпринимателем и работающими на него людьми. По словам П. Дракера, «Тейлор нашел выход из казавшегося безнадежным туника классовой войны между капиталистом и рабочим».
Что же это за выход? Сам Тейлор так обосновывал его: предлагаемая система вызовет рост производительности труда, который неизбежно принесет изобилие как хозяевам так и рабочим. А раз это так, то обе стороны будут одинаково довольны своїм положением.
Но дня этого необходим, как утверждал Тсй лор, «великий переворот в психологии» и у тех, и у других. Такой переворот может совершить «научное управление, которое принесет истинную демократию!»
Чтобы претворять в жизнь демократические принципы. Тейлор рекомендовал мастерам считаться с жалобами рабочих, поменьше «щелкать кнутом». Лучшее средство расположить к себе рабочего, указывал он, «это постоянно подкидывать ему приманку: более либерально с ним обращаться, более внимательно относиться к его просьбам, предоставлять ему возможность безбоязненно заявлять о своих желаниях».
Для капиталистов система Тейлора оказалась весьма ценной. На тех предприятиях, где проводились опыты по внедрению системы, средняя производительность труда за три года возросла в два раза.
За первые тридцать лет XX века эта система распространилась достаточно широко. Ее стали применять в Германии, Англии, Франции, Швеции и других странах под флагом рационализации, научной организации труда. При этом демагогические благопожелания Тейлора, вполне естественно, были отброшены. «Великого психологического переворота» в сознании предпринимателей, к которому призывал Тейлор, не произошло. Классовой гармонии не получилось. Выгоды применения системы были монополизированы магнатами капитала.
Помимо Тейлора, крупнейшими представителями рационалистической школы были Френк и Лилиан Гилберт, изучавшие рабочие операции, используя кинокамеру и изобретенный ими прибор, названный микрохронометром. Основываясь на информации, полученной с помощью стоп-кадров, они изменяли рабочие операции с тем, чтобы устранить лишние непродуктивные движения и повысить эффективность работы на обычном оборудовании. Например, количество движений, необходимых дня кладки обычного кирпича, было сокращено с 18 до 4, что позволило увеличить производительность труда на 50%.
Любопытно, что Ф. Гилберт (1868 - 1924) пытался применять свои методы не только на производстве, но и в быту. Так, он обнаружил, что на застегивание пуговиц на жилете в направлении сверху вниз уходило 7 секунд, а снизу вверх - только 3. Используя 2 бритвы одновременно, он сократил время на бритье на 44 секунды, но при этом потерял 2 минуты, накладывая повязку на порезы.
Ближайший помощник Тейлора Г. Гант (1861 - 1919) разработал своеобразный график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка любое время. На графике отражались также временные связи между разделами производственной программы и ход выполнения задания. «Этот график произвел революцию в управлении. Он лег в основу оперативного планирования производственного процесса в рамках предприятия, а также сетевых графиков, которые были разработаны позднее. Подобно тому, как технологическая операция расчленяется на элементы и макроэлемент, считал Гант, должны быть расчленены и операции управления.
Гант разработал и внедрил урочную систему заработной платы. В отличие от поштучной системы Тейлора, система Гатта является повременной. При выполнении урока (задания) выплачивается премия и размере 30 – 40 % от повременной оплаты. Будучи гуманой, система Ганга получила широкое распространение и действует с некоторыми дополнениями в нашей стране.
В целом рационалистическая школа, чаще называемая школой научного менеджмента, а в обиходе тейлоризмом, опирается на следующие основные положения:
1. признание менеджмента самостоятельной сферой и видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства,
2. расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;
3. планирование на основе норм рабочих заданий;
4. выполнение функций планирования специальными подразделениями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения тех или иных работ;
5. увеличение производительности «руда с помощью более высоких заработков;
6. подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.