Школа научного управления или рационалистическая.

Ее основоположником был Ф.Тейлор. Среди других представителей этой школы можно назвать имена Фрэнка и Лилии Гилберт. Сторонники данной школы использовали формальный подход к управлению, основанный на том, что ручной труд может быть изменён, перепрофилирован посредством наблюдений, замеров, логики и анализа так, чтобы он стал более эффективным. В процессе решения этой задачи Тейлор изучил особенности производственных процессов на ряде предприятий и пришёл к выводу, что главная причина невысокой производительности работников состоит в несовершенной системе их стимулирования.

Ф. Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых была награда, которая «Для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.

В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Саму награду Тейлор не сводил только к денежным выплатам, к ней он относил различного рода социальные уступки со стороны предпринимателей — организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т.п. Всё это считалось «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», средством которое вызывает у рабочих «доброе чувство по отношению к хозяевам».

Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.

Одним из видных последователей Тейлора был Г. Эмерсон (1853-1931 гг.).

Он сформулировал свои принципы управления:

1. Отчётливо поставленные цели, как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе, не только признание сделанных ошибок, но и поиск их причин.

3. Дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

4. Справедливое отношение к персоналу.

5. Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.

6. Диспетчирование.

7. Вознаграждение за производительность.

2. Административная или классическая школа.

Создателем классической школы считается Анри Файоль. Он рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности.

К ним он относил:

· техническую деятельность, т.е. процесс производства;

· коммерческую деятельность

· закупки, сбыт и обмен;

· финансовую деятельность

· привлечение, учет и рациональное расходование денежных средств;

· деятельность по защите собственности и жизни людей;

· эккаунтинг;

· анализ статистических данных, инвентаризация и проверки;

· административная деятельность

· организация, планирование, координация, воздействие на работников и контроль.

А. Файоль предложил процессный подход к управлению, который предполагает управление всей организацией, всеми видами деятельности в их постоянной взаимосвязи.

Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления:

· планирование (определение цели организации, путей и средств достижения ее);

· организация (создание определённой структуры организации);

· распорядительство;

· мотивация (выработка способов стимулирования труда);

· координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации);

· контроль (коррекция и реализация планов).

Процессный подход к управлению позволил А. Файолю сформулировать четырнадцать основных принципов менеджмента:

1. Разделение труда(позволяет повысить квалификацию, увеличить объем и улучшить качество производимого продукта при тех же затратах труда).

2. Власть - ответственность(право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты своих действий).

3. Дисциплина(повиновение и взаимодействие между менеджерами и рабочими, основанные на выполнении правил и порядков, установленных в организации. Дисциплина всецело зависит от руководителей).

4. Единство распорядительства(отдавать приказания относительно какого-либо действия может только один начальник и ответственность за исполнение его подчиненные несут лишь перед ним).

5. Единство руководства(один руководитель и один план действий, одна программа для совокупности операций, которые преследуют одну цель).

6. Подчинение индивидуальных интересов общим(на предприятии интересы служащих или группы служащих не должны быть выше интересов предприятия. При столкновении интересов труднейшая задача менеджеров состоит в их согласовании).

7. Вознаграждение персонала(оплата исполненной работы должна быть справедливой и удовлетворять как работников, так и администрацию).

8. Централизация(централизация или децентрализация — вопрос меры, которая должна находиться в соответствии с ситуацией и способами руководства).

9. Иерархия(руководящие должности от низших до высших).

10. Порядок(каждая вещь и каждый работник всегда должны быть на своем месте).

11. Справедливость(благожелательное отношение к работникам в их стремлении выполнить свои обязанности наилучшим образом. Справедливость есть сочетание благожелательности с правосудием).

12. Стабильность персонала(нарушение стабильности персонала, текучесть кадров — это следствие плохого состояния дел на предприятии).

13. Инициатива(менеджеры должны поощрять инициативу, которая позволит создать и осуществить предложенный план).

14. Единение персонала(создание на работе корпоративного духа, единства персонала. Разделять враждебные силы, чтобы их ослабить — дело необходимое, но разделять собственные силы на предприятии — грубая ошибка).

В первой четверти ХХ века впервые на заводах Г. Форда (1863—1947) был применен промышленный конвейер. Все это потребовало от управляющих поиска новых способов повышения производительности труда. Были изменены организационная структура и структура управления, пересматривалось содержание самих функций управления, в особенности координации, мотивации труда, контроля и др.

Г. Форд ввел на своих заводах строго централизованную систему управления, обеспечил массовое производство и высокую прибыль при сравнительно низкой цене на автомобиль. Управляющим была предоставлена возможность выходить с предложениями о необходимости быстрой перестройки производства.

Наши рекомендации