Школа административного (классического) менеджмента

Последователи научного менеджмента, занимаясь в основ­ном поиском путей повышения эффективности процесса производства как такового, в то же время игнорировали проблемы управления организацией в целом. Данный недостаток был преодолен школой административного управления (менедж­мента).

Эта школа, которую называют еще классической, оказала на практику менеджмента большее влияние, чем тейлоризм, поскольку разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы, как и всего современного менеджмента, считается француз Анри Фяйоль (1841 - 1925), который в 1916 г. впервые изложил полную теорию менеджмента и сформулировал его основные принципы и функции в книге «Общее и промышленное управление».

В отличие от Тейлора, Файоль происходил из обеспеченной семьи. В течение тридцати лет он возглавлял крупную горно­добывающую компанию, которая в момент его прихода была на пороге краха, а к концу карьеры стала крупнейшей в мире.

Главное внимание Файоль уделял управлению персоналам, и прежде всего административными кадрами. Саму работу предпри­ятия он сводил к следующим основным видам деятельности:

1. технической, то есть к осуществлению технологического процесса;

2. коммерческой, предполагающей закупку, продажу, обмен факторов и результатов производства;

3. финансовой, связанной с накоплением, поиском и эффективным использованием денежных средств;

4. бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т. п.;

5. административной, призванной оказывать воздействие на работников. Причем, по мнению Файоля, хорошего адми­нистратора в инженерном вузе подготовить невозможно - его должна учить практическая работа;

6. защите жизни, личности и собственности людей.

Глубоко познав на практике закономерности функциони­рования фирмы, Файоль сформулировал 14 принципов админи­стративного управления, сохраняющих свое значение до настоящего времени:

1. Неотделимость власти от ответственности.

2. Разделение труда (однако у этого процесса есть предел, за которым его эффективность падает).

3. Единство распоряжения, или единоначалие.

4. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководства и подчиненных.

5. Единство руководства по принципу «один руководитсль» и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

7. Справедливое для всех вознаграждение.

8. Разумная специализация, ослабляющаяся с увеличением масштабов предприятия.

9. Иерархия, предполагающая минимизацию управленче­ских ступеней и полезность горизонтальных связей.

10. Порядок, в основу которого положен принцип «каждо­му свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость, обеспечиваемая преданностью персо­нала и объективностью администрации.

12. Устойчивость персонала, ибо текучка - следствие пло­хого управления.

13. Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавления собственного тщеславия.

14. Корпоративный дух, то есть общность интересов ра­ботников и коллективизм в труде.

Американским последователем Л. Файоля был ингженер- механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), получивший обра­зованно в Германии. Вершиной его исследований было фор­мулирование в 1912 г. 12 принципов производительности:

1. Исходный пункт управления - отчетливо поставленные цели.

2. Здравый смысл, требующий признания ошибок и поиска их причин.

3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4. Дисциплина, основанная на четкой регламентации дея­тельности, контроле, своевременном поощрении.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчировать хотя бы незапланированную работу», чем планировать работу, не диспетчируя ее».

8. Нормы и инструкции, способствующие поиску и реали­зации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11. Письменное стандартные инструкции. Поскольку формулирование этого принципа вызвало обвинение Г. Эмерсона в приверженности к бюрократизму, он возразил своим оппонентам следующим образом: «Существует мнение, проповедуемое с большим паюсом, но все же совершенно безграмотное, буд­то бы стандартные инструкции убивают в работнике инициа­тиву, превращают его в автомат. Если вспомнить о том, как порхает по воздуху воробей или как бегает по дерезу белка, то кажется, что лестницы только убивают инициативу в челове­ке, спускающемся с шестого этажа... Я же предпочитаю ограниченность, здравый смысл, удобство лестницы... Работать самым быстрым и легким способом - это значит сократить усилия, не снижая результатов, и освободить мозг для инициа­тивы, для изобретения и разработки eine лучших способов.

12. Вознаграждение за производительность.

С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распространение науки об организации производства в странах Европы

В этом же направлении развивал свои принципы организа­ции управления известный всему миру автомобилией король начала XX столетия Генри Форд I (1863 - 1947).

Разработав конструкцию легкового автомобиля. Форд поставил перед собой цель сделать его дешевым. Для реализации этой цели Форд разработал непрерывно-поточну-ю систему, основанную на применении конвейеров в производстве. Его припципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим:

1. Строго построенная по вертикали организация управле­ния нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и макси­мально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продуктции.

4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управлення.

В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую сис­тему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности как за счет совершенствования управления ею, так и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала.Файоль, например, продолжал свои исследования даже после выхода в 1918 г. в отставку, возглавив созданный им научный центр.

Наши рекомендации