Цена. Понятие и функции цены.
Цена – есть денежное выражение стоимости товара. Но стоимость как мы уже с вами отмечали определяется затратами труда на производство товаров, т.е. такое определение несколько ограничено, т.к. применительно только к предметам труда (т.е. если бы было только это определение мы не смогли бы оценить землю, природные ресурсы и прочее).
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляются в процессе их обмена. В таком определении есть 2 важных момента:
1. подчеркивается связь цены товара с ценностью
2.отмечается, что цена товара проявляется как экономическая категория только в условиях обмена на деньги.
В условиях развития рыночных отношений цена выполняет ряд функций (т.е. роль которую играет в экономике):
1. учетная или измерительная
2. Плановая функция цен.
3. регулирующая
4. Распределительная функция.
5. стимулирующая
6. Контрольная функция.
7. Социальная функция.
Системе цен
Система цен – взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Увеличение или снижение одной из них, как правило, приводит к изменению в уровнях других цен. По ряду признаков цены подразделяются на виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота цены делятся:
1. оптовые.
2. розничные.
3. закупочные цены
4. тарифы
5. регулируемые. Различают прямые и косвенные методы регулирования:
*прямое.
*косвенное
6. особая роль отводится целевым ценам
7. гарантированные.
8. договорные или контрольные цены
9. свободные и рыночные цены.
10. монопольная цена
11. Целевые цены.
Наряду с этими ценами в рыночной экономике широко используются цены:
мировые.
залоговые.
трансфертные.
бартерные.
базисные.
Довольно вид цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют биржевые, аукционные, комиссионные цены.
По времени действия цены подразделяются:
текущие – меняются и отражают изменение ситуации на рынке
сезонные – действующие в пределах определенного периода времени
В экономическом анализе и статистике используются сопоставимые (неизменные) цены – единые цены какого-либо определенного года, которые принимаются за базу. Что касается цен на с.х. продукцию, то они очень неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов:
1. коньюктура рынка (спрос и предложение)
2. гос регулирование
3. издержки производства и реализации продукции
4. конкуренция
5. качество
6. сроки и каналы реализации
22. Принципы и механизм ценообразования
Целевая и финансово-кредитная политики гос воздействия на развитие АПК должны быть направлены на решение таких важных задач как:
1. стимулирование самообеспечения страны продуктами питания и достижение продовольственной безопасности государства
2. выход на эквивалентные отношения между с.х. и промышленностью
3. снижение отрицательного воздействия на с.х. монополии в первой и третьей сферах АПК
4. поддержка доходов с.х. производителей, обеспечивающее расширенное воспроизводство
5. содействие развитию НТП
6. формирование единого экономического пространства внутри государства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья Ценовые отношения в рыночной экономике должны основываться на рыночных принципах:
1. сочетание свободного ценообразования с гос регулированием цен
2. формирование равновесных цен под действием спроса и предложения
3. обеспечение доходности товаропроизводителям
4. стимулирование НТП
5. повышение эффективности и уменьшение издержек производства
Издержки и система цен рассматриваются на следующих этапах их формирования в АПК:
на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг,потребленных в с.х.
на стадии производства и реализации продукции
на переработке
в торговле
Механизм ценообразования представляет собой формирование новых цен и действующих с учетом влияния ценообразующих факторов. 2 подхода к формированию цен:
1. затратный – основу цены кладут производственные затраты, связанные с его выпуском
2. рыночный – определяющими факторами становится конъюнктура рынка
Затратный метод: цена товара зависит от издержек производства и обращения, представляющие затраты на производство и реализацию продукции:
Ц = С+П
Где П – прибыль
С – средние издержки производства
Суть рыночного механизма – цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения на базе соглашения между продавцами и покупателями. В с.х. большое внимание уделяют такому моменту как ценовой цикл, который определяется длительностью производственного процесса.