Цена. Понятие и функции цены.

Цена – есть денежное выражение стоимости товара. Но стоимость как мы уже с вами отмечали определяется затратами труда на производство товаров, т.е. такое определение несколько ограничено, т.к. применительно только к предметам труда (т.е. если бы было только это определение мы не смогли бы оценить землю, природные ресурсы и прочее).

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляются в процессе их обмена. В таком определении есть 2 важных момента:

1. подчеркивается связь цены товара с ценностью

2.отмечается, что цена товара проявляется как экономическая категория только в условиях обмена на деньги.

В условиях развития рыночных отношений цена выполняет ряд функций (т.е. роль которую играет в экономике):

1. учетная или измерительная

2. Плановая функция цен.

3. регулирующая

4. Распределительная функция.

5. стимулирующая

6. Контрольная функция.

7. Социальная функция.

Системе цен

Система цен – взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Увеличение или снижение одной из них, как правило, приводит к изменению в уровнях других цен. По ряду признаков цены подразделяются на виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота цены делятся:

1. оптовые.

2. розничные.

3. закупочные цены

4. тарифы

5. регулируемые. Различают прямые и косвенные методы регулирования:

*прямое.

*косвенное

6. особая роль отводится целевым ценам

7. гарантированные.

8. договорные или контрольные цены

9. свободные и рыночные цены.

10. монопольная цена

11. Целевые цены.

Наряду с этими ценами в рыночной экономике широко используются цены:

 мировые.

 залоговые.

 трансфертные.

 бартерные.

 базисные.

Довольно вид цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют биржевые, аукционные, комиссионные цены.

По времени действия цены подразделяются:

 текущие – меняются и отражают изменение ситуации на рынке

 сезонные – действующие в пределах определенного периода времени

В экономическом анализе и статистике используются сопоставимые (неизменные) цены – единые цены какого-либо определенного года, которые принимаются за базу. Что касается цен на с.х. продукцию, то они очень неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов:

1. коньюктура рынка (спрос и предложение)

2. гос регулирование

3. издержки производства и реализации продукции

4. конкуренция

5. качество

6. сроки и каналы реализации

22. Принципы и механизм ценообразования

Целевая и финансово-кредитная политики гос воздействия на развитие АПК должны быть направлены на решение таких важных задач как:

1. стимулирование самообеспечения страны продуктами питания и достижение продовольственной безопасности государства

2. выход на эквивалентные отношения между с.х. и промышленностью

3. снижение отрицательного воздействия на с.х. монополии в первой и третьей сферах АПК

4. поддержка доходов с.х. производителей, обеспечивающее расширенное воспроизводство

5. содействие развитию НТП

6. формирование единого экономического пространства внутри государства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья Ценовые отношения в рыночной экономике должны основываться на рыночных принципах:

1. сочетание свободного ценообразования с гос регулированием цен

2. формирование равновесных цен под действием спроса и предложения

3. обеспечение доходности товаропроизводителям

4. стимулирование НТП

5. повышение эффективности и уменьшение издержек производства

Издержки и система цен рассматриваются на следующих этапах их формирования в АПК:

 на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг,потребленных в с.х.

 на стадии производства и реализации продукции

 на переработке

 в торговле

Механизм ценообразования представляет собой формирование новых цен и действующих с учетом влияния ценообразующих факторов. 2 подхода к формированию цен:

1. затратный – основу цены кладут производственные затраты, связанные с его выпуском

2. рыночный – определяющими факторами становится конъюнктура рынка

Затратный метод: цена товара зависит от издержек производства и обращения, представляющие затраты на производство и реализацию продукции:

Ц = С+П

Где П – прибыль

С – средние издержки производства

Суть рыночного механизма – цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения на базе соглашения между продавцами и покупателями. В с.х. большое внимание уделяют такому моменту как ценовой цикл, который определяется длительностью производственного процесса.

Наши рекомендации