Расчет основных стоимостных показателей производственной программы предприятия
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. Показатель объема продаж применим для всех предприятий.
Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, реализованных предприятием за определенный период времени.
Реализованная продукция объединяет в себе не только продукцию, произведенную в планируемом периоде, но и продукцию, изготовленную в предыдущих периодах:
РП = ТП ± ΔО = ТП + Он – Ок,
где РП – реализованная продукция, тыс. руб.;
ΔО – изменение остатков готовой продукции на складе;
Он – остатки готовой продукции на начало года, тыс. руб.;
Ок – остатки готовой продукции на конец года, тыс. руб.
Одним из важнейших показателей является товарная продукция – выработанная в планируемом периоде продукция, предназначенная для реализации.
Признаком товарной продукции является ее завершенность в данном периоде безотносительно к тому, когда она изготавливалась.
ТП = ,
где ТП – товарная продукция, тыс. руб.;
qi– количество продукции i-го вида, шт.;
Цi – цена единицы продукции i-го вида, руб;
i– количество видов продукции;
Vрем – объем ремонтных работ, выполненных самим предприятием, тыс. руб.;
Sусл – услуги промышленного характера другим предприятиям, тыс. руб.
Показатель валовой продукции характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период (год, квартал, месяц). Это вся продукция предприятия, изготовленная за определенный период, вне зависимости от степени ее готовности, то есть включая незавершенное производство:
ВП = ТП + ΔНП,
где ВП – валовая продукция предприятия за определенный период времени, тыс. руб.;
ΔНП – изменение остатков незавершенного производства, тыс. руб.
Наиболее точно нормативы незавершенного производства можно установить на основе нормативов заделов. Однако на практике, как правило, используют укрупненные методы, обеспечивающие точность, достаточную для расчета стоимостных показателей производственной программы. В однономенклатурном массовом производстве нормативы незавершенного производства на конец планового периода (НЗПi) в днях, в оценке по себестоимости и в оптовых ценах определяются по следующим формулам:
НЗПiдн = ТiцКiиз;
НЗПiсеб = Сi/DТiцКiиз;
НЗПiопт = Цi/DТiцКiиз,
где Тiц – длительность производственного цикла, дни;
Кiиз – коэффициент нарастания затрат;
Сi– себестоимость i-го изделия, руб.;
D – число календарных рабочих дней в плановом периоде (год 360 дней);
Цi – сопоставимая оптовая цена i-го изделия, руб.
Коэффициент нарастания затрат рассчитывается как отношение средней себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия. В простейшем случае, когда материалы расходуются только в начале производственного процесса, а трудовые и прочие ресурсы – равномерно в течение цикла изготовления, коэффициент нарастания затрат рассчитывается следующим образом:
Кiиз = Yм + Yn,
где Yм – удельный вес стоимости материалов в себестоимости изделия;
Yn– удельный вес прочих затрат в себестоимости изделия;
48. Особенности планирования производственной программы подразделений предприятия.
В состав производственной программы цехов включаются готовые изделия, запчасти, продукция по кооперации и на собственные нужды, детали, узлы. Разработка проектов программы цехов осуществляется на основе программы предприятия. Эта работа должна осуществляться одновременно с составлением общезаводской программы. Иногда цехи в такой разработке не участвуют.
1. Планирование производственной программы основным подразделениям предприятия осуществляется обратно ходу технологического процесса. Производственный процесс на машиностроительном заводе имеет следующую последовательность:
• заготовительные цехи;
• обрабатывающие цехи;
• выпускающие цехи.
Разработка программ цехов начинается с выпускающих цехов в следующем порядке:
• выпускающие цехи;
• обрабатывающие цехи;
• заготовительные цехи.
2. Для каждого цеха разрабатывается программа выпуска и запуска. Это связано с тем, что в машиностроении большая номенклатура деталей, узлов, полуфабрикатов, из которых складывается выпуск готовой продукции. Расчет сначала ведется в натуральных единицах измерения объема производства.
Схема расчета следующая:
Выпускающие цехи:
Программа выпуска = программе поставок завода готовой продукции с учетом изменения задела по готовым изделиям на испытания.
Программа запуска будет рассчитываться не по готовым изделиям, а по узлам, деталям с учетом изменения запаса по ним в самом цехе на складе полуфабрикатов, плюс поставки на сторону по кооперации и с учетом пополнения заделов внутри цехов.
Механические цехи:
Программа выпуска = программе запуска в сборочный цех + готовые детали, подлежащие поставке на сторону (запчасти) ± изменения запаса готовых деталей на центральном складе готовых деталей + кооперированные поставки.
Программа запуска: запускаются полуфабрикаты или заготовки (продукция литейных, кузнечных, штамповочных цехов). Она равна программе выпуска из механического цеха ± изменения задела в механическом цехе + покрытия внутрицехового брака.
Заготовительные цехи:
Литейный цех:
Программа выпуска = программе запуска в механическом цехе (обрабатывающие цехи) + полуфабрикаты (готовое литье, поставляемое на сторону) ± изменение запаса на складе полуфабрикатов.
Программа запуска =сырье для технологического процесса – программа выпуска из литейного цеха ± пополнение задела в самом литейном цехе + покрытия внутрицехового брака.
Если предприятие небольшое, то производственная программа планируется только в натуральном выражении, а стоимостные показатели определяются на уровне предприятия. Стоимость продукции по цехам может рассчитываться исходя из себестоимости одного изделия или по внутрипроизводственной цене.
Планы цехам устанавливаются на год с поквартальной разбивкой, а квартальные – с помесячной.
Целью распределения программы выпуска изделий по кварталам и месяцам является получение такого набора номенклатуры изделий в каждом плановом периоде, при котором будет обеспечено непрерывное увеличение объема производства, увязка стоимостных и натуральных показателей программы, наилучшее использование производственных мощностей цехов. В связи с этим при распределении должны быть учтены предпосылки сопряженности в текущей работе производственных звеньев и, соответственно, условия эффективного функционирования организации в целом.
Качество календарного распределения выпуска изделий в этих условиях оказывает большое влияние на организацию и управление производством, на технико-экономические показатели работы предприятия. Календарное распределение устанавливает равномерность загрузки оборудования и использования рабочего времени, а также уровень серийности производства, который повышается при правильном укрупнении партий изделий, сочетании однотипных изделий в одном периоде и расширяет возможности организации партионной работы.
С целью обеспечения наиболее рационального решения данного вопроса в методике распределения выпуска изделий по плановым периодам года должны быть учтены следующие основные требования:
- соблюдение сроков выпуска изделий, обусловленных договорами;
- безусловное выполнение заданий по номенклатуре и объему выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;
- обеспечение равномерного и планомерного возрастающего выпуска продукции в соответствии с производственными мощностями и темпами роста производительности труда;
- высокая концентрация выпуска одноименных и конструктивно однородных изделий в одном или смежных календарных периодах;
- минимально допустимое количество наименований изделий (номенклатурных позиций), изготовляемых одновременно в каждом календарном периоде;
- обеспечение наиболее рациональной загрузки производственных площадей и оборудования в каждый календарный период;
- достижение максимально возможной параллельности при изготовлении изделий, взаимодополняющих друг друга по структуре трудоемкости;
- обеспечение необходимой комплектности выпускаемой продукции.