Основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная.

Повременная – форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. Повременная оплата может быть простой и повременно-премиальной.

При простойповременной системе оплаты труда размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени.

При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх зарплаты (тарифа, оклада) за фактически отработанное время дополнительно получает и премию. Она связана с результативностью того или иного подразделения или предприятия в целом, а также с вкладом работника в общие результаты труда.

По способу начисления заработной платы данная система подразделяется на три вида: почасовую, поденную и месячную.

При почасовой оплате расчет заработка производится исходя из часовой тарифной ставки и фактически отработанных работником часов.

При поденной оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из твердых месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, фактически отработанных работников в данном месяце, а также числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.

Сдельная оплата может быть прямой сдельной, сдельно-премиальной, сдельно-прогрессивной, косвенно-сдельной.

Аккордная форма оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

40. Сущность и принципы планирования деятельности предприятия

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип взаимной увязки и координации.

41. Виды планирования и классификация планов.

Планирование – одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения, то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды
(формы) планирования и виды планов.
1. По содержанию планов следует выделять такие виды внутрен­него планирования, как: технико-экономическое, оперативно-производ­ственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

2. По уровню управленияв зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутреннего планиро­вания, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, отно­сящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяй­ственной организации. На среднем уровне управления это цеховая система планирования, на нижнем — производственная или оперативно-производственная, которая, как правило, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

3. По методам обоснованияна практике находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, ин­дикативное и административное, или централизованное. На предприя­тиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими фор­мами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товари­ществах и акционерных обществах, а также на иных предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуля­торами или ориентирами в этом случае служат соответственно меха­низмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночноесамопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на про­изводимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивает­ся и цена товара, а следовательно, планируется расширение его про­изводства. При снижении цен и объема продажи товара его выпуск в плане также автоматически снижается. Индикативное планирование - это по существу государственное регулирование цен и тари­фов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня средней заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции (услуг),номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одно­временно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного их вида.

4. По времени действиявнутрифирменное планирование бывает краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуще­ствляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — в пределах от I до 3 лет, а краткосрочное- в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применениявнутреннее планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объек­том служит соответствующая производственная система или подразде­ление предприятия.

6. По стадиям разработки планирование бывает предваритель­ное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются про­екты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов (внутренних или внешних нормативных актов).

7. По степени точностипланирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и про­изводственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей,учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нор­мативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо решить в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но приближе­ние к которым предусматривается в планируемом периоде или за его пределами.

Планирование классифицируется следующим образом:

  1. по степени охвата;
  2. по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
  3. по объекту планирования;
  4. по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
  5. по охвату;
  6. по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
  7. по степени жесткости и гибкости.

42. Технология планирования. Классификация планов организации.

Технология планирования включает в себя:

· определение и обоснование основной задачи предприятия;

· установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;

· детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

· детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

После постановки руководством предприятия общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. устанавливаются более конкретные виды работ, сроки исполнения, требующиеся механизмы, материалы и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.

Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, т.е.:

· наличие и структура производственных мощностей;

· численность кадров, их профессиональный состав;

· финансы;

· наличие и потребности в оборотных средствах;

· готовность и структура новых научно-технических разработок и др.

Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.

Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

· плана производства и реализации продукции;

· плана материально-технического обеспечения;

· плана по кадрам и заработной плате;

· перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

· финансового плана.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений

На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.

Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели; предусматриваются порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.

В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.

43. Бизнес-план организации. Его задачи, функции, виды.

В последнее время для деятельности большинства российских компаний все более необходимым становится предвидение изменений рыночной ситуации. Современная экономическая ситуация заставляет предприятия использовать новые прогрессивные подходы к планированию своей деятельности. Компании вынуждены искать формы и модели планирования, которые обеспечивают максимальную эффективность принимаемых управленческих решений, осваивать новые направления и инструменты развития бизнеса.

Результатом планирования является план, который представляет собой модель действий, созданную на основе прогнозирования экономической среды с учетом целей развития бизнеса. Объединяя такие понятия, как бизнес и план, можно сказать, что бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: (задачи)

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить состав управленцев, ответственных за реализацию стратегии;

- определить состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, производственные и торговые издержки по их производству и реализации;

- выявить соответствие кадров планируемым объемам и структуре товаров, работ, услуг;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть проблемы, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

.

Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или иных целей;

- бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности развития, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит;

- бизнес-план как заявка на грант для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно-территориальных образований.

Для более детального изучения вопросов бизнес-планирования необходимо определить функции бизнес-плана.

Наиболее распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет три функции:

- стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);

- инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);

- функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

Достаточно распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет внешние (ознакомление с предприятием представителей делового мира) и внутренние функции. Детальная классификация и содержание внешних и внутренних функций представлены в таблицах 11.1 и 11.2.

Таблица 11.1

Внешние функции бизнес-плана

Функции бизнес-плана Содержание
1. Микроэкономический анализ соответствующих сфер производства Определение стратегических тенденций развития производства
2. Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики - централизованные инвестиции (государственные, региональные программы) - дотации, субсидии
3. Привлечение заемного капитала - ссуды, кредиты
4. Установление деловых контактов, изучение целей участников - организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов
5. Обоснование направлений реализации - приватизация государственных (муниципальных) предприятий; - обоснование совместных производств с другими предприятиями; - обоснование использования иностранного капитала; - обоснование создания финансово-промышленных групп или вложения в них

Таблица 11.2

Внутрифирменные функции бизнес-плана

Функции управления производством   Функции бизнес-плана   Содержание
Планирование и оценка деятельности Разработка долговременных стратегий (концепций) развития: - обоснование конкретных направлений деятельности и краткосрочных ее целей; - разработка тактики их достижения; - прогнозирование результатов деятельности. - оценка научно-технического и производственного потенциала 1. Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. 2. Оценка степени использования имеющегося потенциала: - выявление и оценка резервов; - разработка мероприятий по научно-техническому развитию
Организация деятельности Кадровое обеспечение: - определение центров ответственности; - анализ соответствия кадрового состава; - анализ системы оплаты труда 1. Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей. 2. Переподготовка (повышение квалификации). 3. Подбор новых кадров. 4. Оценка существующей системы оплаты труда
Контроль, учет производства Контроль за результатами деятельности, их учет. Определение степени и факторов риска. Отчетность перед собственниками. Стабильность проекта и подготовка к внезапным изменениям Учет отклонений от планов, их анализ. Разработка мероприятий по снижению риска. Обеспечение устойчивости и живучести проекта

44. Структура бизнес плана организации.

Современные обычаи делового оборота уже более или менее определенно обозначили типовую структуру бизнес-плана, названия и базовое содержание его основных разделов:

1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.

2. Резюме (вводная часть) – основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов.

3. Описание товара (услуги) – потребительские свойства товара (услуги), отличие от товаров (услуг) конкурентов, степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т.п.

4. Стратегия маркетинга – прогноз цен, каналы сбыта, реклама, анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.

5. Организационный план – организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия, потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п.

6. План производства. В этом разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях, необходимая площадь, потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки производства и себестоимость производимой продукции и т. д.

Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству, количеству), устанавливается перечень базовых операций по обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечению охраны окружающей среды.

7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяются общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале, запасах ресурсов и т. д.

8. Оценка риска и страхование. В грамотно изложенном бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков, меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при бизнес-планировании используется страхование имущества, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов.

9. Приложения. В качестве приложений к бизнес-плану могут быть представлены различные публикации в прессе о товарах (услугах) рассматриваемого предприятия; договоры, патенты, лицензии; рекламные материалы, бухгалтерские балансы с приложениями, фотографии (изображения) товаров; послужные списки руководителей и специалистов и др. материалы, представление которых в тексте бизнес-плана нецелесообразно.

Содержание и показатели производственной программы предприятия

Производственная программа определяет номенклатуру и объем выпуска продукции заданного качества в натуральном и стоимостном выражении по заказам и договорам потребителей на очередной год с распределением по кварталам. Производственная программа является основным документом, на основании которого осуществляется производственная деятельность предприятия.

Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Процесс формирования производственной программы включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировка, торговля, обучение, лечение и т. д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности выделяются автомобилестроение, ткацкое, швейное, обувное производство. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Укрупненный перечень различных видов товаров и услуг называется номенклатурой производственной программы. Например, мебельная компания выпускает продукцию следующей номенклатуры: столы, стулья, шкафы и пр. Ассортимент – детализация этого перечня по видам, размерам, назначению. Например, столы – компьютерные, офисные, кухонные, бильярдные и т. д.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители объема производства. Во всех случаях единица измерения продукции должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции. Установление в плане единицы измерения продукции обязательно для всех звеньев управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) необходимы для объективного измерения уровня производительности труда, для установления на единицу продукции технологических норм расхода сырья, энергии, рабочего времени, а также для расчета себестоимости единицы продукции (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и показатели ее использования. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители – затраты рабочего времени в часах – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы в целом. Наиболее распространенный показатель – это трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель – станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, станко-часы) в статичных условиях вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы несопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должны выполнить предприятие, цехи.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг) в рублях. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция (см. п. 4), чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (стоимость сырья, материалов, энергии, топлива и амортизации).

Чистая продукция = объем продаж – материальные затраты – амортизация.

Условно-чистая продукция – это сумма вновь созданной стоимости и амортизационных отчислений.

Условно-чистая продукция = объем продаж – материальные затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда.

Нормативно-чистая продукция представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает зарплату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот характеризует продукцию всех промышленно-производственных подразделений предприятия за определенный период. В его состав входят все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, переработки или другого использования внутри предприятия, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральных показателях.

Процесс изменения номенклатуры зависит от многих факторов и прежде всего от типа производственной системы: предприятие технологического или рыночного (маркетингового) типа производства. Если в основе предприятия лежит развитая и достаточно современная технология, то оно не должно стремиться коренным образом менять номенклатуру продукции, здесь более разумным является поиск возможных вариантов расширения сбыта традиционной продукции.

Если на предприятии реализована технология, позволяющая без лишних затрат выпускать сразу несколько видов продукции, пользующихся спросом, или же по налаженным рыночным связям можно продавать тем же потребителям вместе с уже выпускаемыми товарами новые, то тогда есть смысл расширять номенклатуру. Если же расширение номенклатуры не дает предприятию никаких системных преимуществ, то следует сконцентрировать ресурсы и усилия на выпуске ограниченного числа изделий.

Кроме того, внесение существенных изменений в производственную программу предприятия требует четкого определения его номенклатурного типа. При этом следует учитывать, что по степени разнообразия номенклатуры предприятия подразделяются на монопродуктовые, доминантно-продуктовые и диверсифицированные.

К доминантно-продуктовым относят предприятия с преобладающим продуктом, где большая часть товаров (свыше 70 % в объеме продаж) связана близостью технологии производства или общностью места, способа потребления.

Диверсифицированное производство обеспечивает системный эффект, но требует точного прогнозирования рыночной конъюнктуры, умения мгновенно реализовать имеющиеся или завязать новые коммерческие связи. В производственной программе предприятий этого типа, находящихся в тесном взаимодействии с рынком, обладающих возможностью влиять на формирование спроса, должны преобладать изделия, близкие по способу и месту потребления.

Выбор номенклатурного типа предприятия предопределяет его финансовый риск и обеспечение финансовой устойчивости. Это объясняется тем, что каждое изделие имеет свой жизненный цикл – начальную фазу выведения товара на рынок, этап роста объемов производства и продаж и этап снятия с производства. В связи с этим многие предприятия стремятся снизить степень финансового риска путем расширения номенклатуры, что уменьшает зависимость выручки и потока прибыли от стадий жизненного цикла продукции. Однако данный процесс может прийти в противоречие с факторами повышения эффективности производства и минимизации издержек.

В процессе планирования должны прорабатываться различные варианты программы, затем выбирается лучший, в наибольшей мере соответствующий задачам и условиям работы предприятия в плановом периоде. В этом разделе представлены вопросы формирования годовой производственной программы в натуральном выражении.

Потребность в изделиях и услугах, соответствующих профилю организации, на плановый год уточняется на основе исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка, заключенных контрактов, в том числе на поставку продукции по государственному заказу, прямым связям с потребителями и торговыми организациями, предварительным соглашениям с ними, с учетом информации о реализации изделий в предшествующем периоде. Уточненная потребность рынка в изделиях и услугах предприятия принимается в качестве отправного момента при формировании производственной программы.

При формировании конкретной номенклатуры продукции для включения в производственную программу принимаются решения о продолжении выпуска, освоении новых или снятии с производства отдельных видов изделий.

Nпр = Nпост – Онсклкскл +Nвн,

где Nпост – объем поставки изделия в натуральном выражении;

Онскл и Окскл – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода;

Nвн – количество изделий для внутреннего потребления.

Остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта изделий в следующем плановом периоде.

Предварительный план поставки изделий, взятый за основу при формировании производственной программы, может содержать элементы неопределенности, особенно в той части, в какой он сформулирован на базе прогнозируемой потребности рынка и не обеспечен договорами. В таком случае целесообразно разрабатывать несколько вариантов программы исходя из пессимистической, оптимистической и наиболее вероятной оценки спроса, который служба маркетинга считает наиболее вероятным. Формируется основной вариант производственной программы, используемый в дальнейшем для комплексного планирования деятельности предприятия, в том чи

Наши рекомендации