Основные методы моделирования карьеры
Человек должен определиться в выборе средств, необходимых для продвижения по карьерной лестнице (тренинг, обучение). С другой стороны, организации в лице менеджера по персоналу необходимо выявить потребности и возможности в области развития кадров. Для оценки этих возможностей используют ряд услуг в области моделирования карьеры.
1. Индивидуальное консультирование — очень дорогой, но достаточно эффективный способ, применяется к заслуженным, заведомо талантливым работникам. При индивидуальном консультировании используются методы психоанализа, т.е. собеседование, тестирование, интервью, последовательная проработка консультанта и клиента (работника), совместная проработка различных вариантов карьеры.
2. Групповая сессия — более дешевый способ, имеющий, однако, существенный недостаток — отсутствие индивидуального подхода и индивидуальной оценки работников. Применяется в рамках стратегического кадрового развития фирмы внутри отделов и подразделений.
3. Различные формы самооценки — самый дешевый способ. Основная проблема состоит в том, что не все способны давать себе объективную оценку.
4. Консультирование менеджером по персоналу и консультирование непосредственным руководителем — наиболее распространенный способ, применяющийся для средней и высшей категорий работников.
5. Оценочные центры и центры развития (используют, когда речь идет о карьере руководителя), где определяются сильные и слабые стороны в следующих областях:
- анализ проблем (выявление аналитических способностей человека);
- коммуникации (выявление уровня коммуникабельности и способности правильного выбора средств коммуникации)! постановка целей (умение ставить цели); принятие решений (своевременность, точность и объективность оценки, правомерность и аргументированность выбора);
- предотвращение и разрешение конфликтов (данная оценка производится применительно только к менеджерам);
- обучение (насколько обучаем сам, способен ли обучать);
- мотивация работы (личные стимулы, способен ли мотивировать подчиненных);
- контроль за работой (только для управленцев);
- использование времени (способность к эффективной организации работы).
Такие центры помогают сформулировать реальные цели в сфере планирования карьеры для каждого работника. При этом сам работник также выдвигает свои личные задачи и цели продвижения.
В настоящее время очень широкое развитие получил метод перспективной профессиональной поддержки. Он сочетает индивидуальное консультирование с экономичностью группового подхода. Метод состоит из трех основных этапов.
1. Консультант проводит семинар для группы или собеседование по телефону. По времени это занимает минимум 2,5-3 часа. Тема семинара, его содержание заключаются прежде всего в определении основных целей и в выборе методов развития карьеры, а также в определении роли самого работника в процессе развития карьеры.
2. Работник заполняет тест самооценки с вопросами с целью выявления личных и деловых качеств. При этом выявляются положительные и отрицательные стороны в сфере принятия решения, оцениваются способности к риску, лидерству, способности преодолевать стрессы, критичность к себе, поведение; в коллективе. Такие тесты призваны оценить профессиональные склонности работника.
3. Консультант обрабатывает результаты теста и проводит окончательный анализ. В его отчете отражается характеристика профессиональных знаний, умений, мотивации (интересов работника в той или иной сфере), системы риска (связанного с несоответствием сферы деятельности человека с полученным результатом). На основе результатов анализа даются конкретные рекомендацией фирме и человеку по поводу оптимального развития карьеры.
Планирование карьеры означает создание условий для непрерывного преодоления человеком достигаемых уровней, причем между этапами жизни и стадиями карьеры существует определенная связь. Стадии трудовой деятельности подразделяют следующим образом:
- стадия А — обучение;
- стадия В — включение;
- стадия С — достижение успеха;
- стадия D — профессионализм;
- стадия Е — переоценка ценностей;
- стадия F — мастерство;
- стадия G — пенсионный период.
Вышеуказанные стадии, за исключением первой и последней, составляют период жизненной активности человека:
- стадия В (20—24 года) — период начальной карьеры — вхождение в организацию и нахождение своего места в ней;
- стадия С (30 лет) — период стремления заявить о себе, добиться успехов, признания в организации;
- стадия D (35—45 лет) — период высокого профессионализма, расширения сферы применения своих знаний и способностей, опыта, упрочения занимаемых позиций на предприятии;
- стадия Е (50—60 лет) — период переоценки своих достижений, значения проделанной работы, период сомнений в правильности выбора;
- стадия F (более 60 лет) — стадия мастерства, период акцента на развитии других сотрудников (молодых), демонстрация искусства управления, стремления к благополучию
- всего предприятия.
Организация работы по планированию карьеры со стороны менеджера по персоналу заключается в определении целей развития карьеры самого работника и целей развития фирмы. Основной эффект деятельности менеджера по персоналу обусловлен оптимальным сочетанием достижения обеих целей, однако добиться этого 8 Реальных условиях сложно. Поэтому наиболее распространенным на практике является метод, предусматривающий работу сотрудника последовательно на ряде должностей, прежде чем занять Целевую должность. При этом на каждой должности он должен ^ализовать конкретную цель предприятия.
Анализ зарубежной практики показал, что существующие мо-ели планирования карьеры весьма многочисленны.
МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСТВА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КАРЬЕРЫ
Партнерство — совокупность действий работника, его руководителя и представителя службы по персоналу. Общая цель - сочетание потребностей и целей работника с целями организации. Схема модели партнерства представлена на Рис. 19.
Рис. 19. Схема модели партнерства
На сегодняшний день существует несколько методик оценки результативности планирования карьеры, но наиболее эффективной является японская модель партнерства по планированию и развитию карьеры.
МОТИВАЦИЯ КАРЬЕРЫ
На современном этапе мотивация карьеры является очень важным и недостаточно проработанным элементом. Вопросы, которые требуют решения:
1) мотивация карьеры;
2) организация карьеры. Любая организация предполагает формирование следующих документов:
- положение о карьере;
- фактические модели карьеры;
- плановые модели карьеры.
Положение о карьере — документ, регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии. В настоящее время можно выделить следующие характерные разделы:
- общая часть;
- цели и задачи карьеры;
- организация управления карьерой;
- оценка персонала в продвижении карьеры;
- порядок подготовки и принятия решений о карьере;
- система используемой документации.
Фактическая модель карьеры — накопленные «фотографии» карьеры или созданные сегодня для каких-то целей видов карьеры.
«Фотографирование» карьеры дает необходимую информацию о переходе с должности на должность, как по горизонтали, так и по вертикали, а также о времени работы в каждой должности, повышении квалификации, изменении знаний, навыков, умений. Фактические модели полезны тем, что они могут дать представление о реальной карьере и ее механизме.
Формирование плановой модели представляет собой разработку возможной карьеры работника. При этом план включает в себя:
- определение должностных перемещений;
- описание требований к кандидатам;
- временные интервалы;
- формы и методы оценки знаний, навыков и умений;
- оценка результатов, работы и пр.
Плановые модели имеют весьма важные психологические особенности. Они представляют собой своеобразные обещания по карьерным возможностям.
Таким образом, при управлении карьерой на предприятии необходимо исходить из следующих условий:
1. разработка и внедрение такой системы управления карьерой, которая учитывала бы особенности организации, ее возможности и мотивацию персонала — карьерный инжиниринг;
2. понимание особенностей собственной кадровой системы такой важной ее составляющей, как фактическая модель карьеры;
3. выявление и периодическое отслеживание мотивации персонала относительно карьеры.