Основные методы моделирования карьеры

Человек должен определиться в выборе средств, необходимых для продвижения по карьерной лестнице (тренинг, обучение). С другой стороны, организации в лице менеджера по персоналу необходимо выявить потребности и возможности в области раз­вития кадров. Для оценки этих возможностей используют ряд ус­луг в области моделирования карьеры.

1. Индивидуальное консультирование — очень дорогой, но до­статочно эффективный способ, применяется к заслуженным, заведомо талантливым работникам. При индивидуальном консуль­тировании используются методы психоанализа, т.е. собеседование, тестирование, интервью, последовательная проработка кон­сультанта и клиента (работника), совместная проработка различных вариантов карьеры.

2. Групповая сессия — более дешевый способ, имеющий, од­нако, существенный недостаток — отсутствие индивидуального подхода и индивидуальной оценки работников. Применяется в рамках стратегического кадрового развития фирмы внутри отделов и подразделений.

3. Различные формы самооценки — самый дешевый способ. Ос­новная проблема состоит в том, что не все способны давать себе объективную оценку.

4. Консультирование менеджером по персоналу и консультирова­ние непосредственным руководителем — наиболее распространен­ный способ, применяющийся для средней и высшей категорий работников.

5. Оценочные центры и центры развития (используют, когда речь идет о карьере руководителя), где определяются сильные и сла­бые стороны в следующих областях:

- анализ проблем (выявление аналитических способностей человека);

- коммуникации (выявление уровня коммуникабельности и способности правильного выбора средств коммуникации)! постановка целей (умение ставить цели); принятие решений (своевременность, точность и объектив­ность оценки, правомерность и аргументированность выбора);

- предотвращение и разрешение конфликтов (данная оценка производится применительно только к менеджерам);

- обучение (насколько обучаем сам, способен ли обучать);

- мотивация работы (личные стимулы, способен ли мотиви­ровать подчиненных);

- контроль за работой (только для управленцев);

- использование времени (способность к эффективной орга­низации работы).

Такие центры помогают сформулировать реальные цели в сфе­ре планирования карьеры для каждого работника. При этом сам работник также выдвигает свои личные задачи и цели продвиже­ния.

В настоящее время очень широкое развитие получил метод пер­спективной профессиональной поддержки. Он сочетает индивидуальное консультирование с экономичностью группового подхода. Метод состоит из трех основных этапов.

1. Консультант проводит семинар для группы или собеседо­вание по телефону. По времени это занимает минимум 2,5-3 часа. Тема семинара, его содержание заключаются прежде всего в определении основных целей и в выборе методов развития карьеры, а также в определении роли самого работника в процес­се развития карьеры.

2. Работник заполняет тест самооценки с вопросами с целью выявления личных и деловых качеств. При этом выявляются положительные и отрицательные стороны в сфере принятия решения, оцениваются способности к риску, лидерству, способности преодолевать стрессы, критичность к себе, поведение; в коллективе. Такие тесты призваны оценить профессиональные склонности работника.

3. Консультант обрабатывает результаты теста и проводит окончательный анализ. В его отчете отражается характеристика профессиональных знаний, умений, мотивации (интересов работника в той или иной сфере), системы риска (связанного с несоответствием сферы деятельности человека с полученным результатом). На основе результатов анализа даются конкретные рекомендацией фирме и человеку по поводу оптимального развития карьеры.

Планирование карьеры означает создание условий для непре­рывного преодоления человеком достигаемых уровней, причем между этапами жизни и стадиями карьеры существует определен­ная связь. Стадии трудовой деятельности подразделяют следующим образом:

- стадия А — обучение;

- стадия В — включение;

- стадия С — достижение успеха;

- стадия D — профессионализм;

- стадия Е — переоценка ценностей;

- стадия F — мастерство;

- стадия G — пенсионный период.

Вышеуказанные стадии, за исключением первой и последней, составляют период жизненной активности человека:

- стадия В (20—24 года) — период начальной карьеры — вхождение в организацию и нахождение своего места в ней;

- стадия С (30 лет) — период стремления заявить о себе, добиться успехов, признания в организации;

- стадия D (35—45 лет) — период высокого профессионализма, расширения сферы применения своих знаний и способностей, опыта, упрочения занимаемых позиций на предприятии;­

- стадия Е (50—60 лет) — период переоценки своих достижений, значения проделанной работы, период сомнений в правильности выбора;

- стадия F (более 60 лет) — стадия мастерства, период акцента на развитии других сотрудников (молодых), демонстрация искусства управления, стремления к благополучию

- всего предприятия.

Организация работы по планированию карьеры со стороны ме­неджера по персоналу заключается в определении целей развития карьеры самого работника и целей развития фирмы. Основной эф­фект деятельности менеджера по персоналу обусловлен оптималь­ным сочетанием достижения обеих целей, однако добиться этого 8 Реальных условиях сложно. Поэтому наиболее распространен­ным на практике является метод, предусматривающий работу сотрудника последовательно на ряде должностей, прежде чем занять Целевую должность. При этом на каждой должности он должен ^ализовать конкретную цель предприятия.

Анализ зарубежной практики показал, что существующие мо-ели планирования карьеры весьма многочисленны.

МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСТВА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КАРЬЕРЫ

Партнерство — совокупность действий работника, его руководителя и представителя службы по персоналу. Общая цель - сочетание потребностей и целей работника с целями организации. Схема модели партнерства представлена на Рис. 19.

основные методы моделирования карьеры - student2.ru

Рис. 19. Схема модели партнерства

На сегодняшний день существует несколько методик оценки результативности планирования карьеры, но наиболее эффективной является японская модель партнерства по планированию и развитию карьеры.

МОТИВАЦИЯ КАРЬЕРЫ

На современном этапе мотивация карьеры является очень важным и недостаточно проработанным элементом. Вопросы, которые требуют решения:

1) мотивация карьеры;

2) организация карьеры. Любая организация предполагает формирование следующих документов:

- положение о карьере;

- фактические модели карьеры;

- плановые модели карьеры.

Положение о карьере — документ, регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии. В настоящее время можно выделить следующие характерные разделы:

- общая часть;

- цели и задачи карьеры;

- организация управления карьерой;

- оценка персонала в продвижении карьеры;

- порядок подготовки и принятия решений о карьере;

- система используемой документации.

Фактическая модель карьеры — накопленные «фотографии» ка­рьеры или созданные сегодня для каких-то целей видов карьеры.

«Фотографирование» карьеры дает необходимую информацию о переходе с должности на должность, как по горизонтали, так и по вертикали, а также о времени работы в каждой должности, по­вышении квалификации, изменении знаний, навыков, умений. Фактические модели полезны тем, что они могут дать представле­ние о реальной карьере и ее механизме.

Формирование плановой модели представляет собой разработ­ку возможной карьеры работника. При этом план включает в себя:

- определение должностных перемещений;

- описание требований к кандидатам;

- временные интервалы;

- формы и методы оценки знаний, навыков и умений;

- оценка результатов, работы и пр.

Плановые модели имеют весьма важные психологические осо­бенности. Они представляют собой своеобразные обещания по ка­рьерным возможностям.

Таким образом, при управлении карьерой на предприятии не­обходимо исходить из следующих условий:

1. разработка и внедрение такой системы управления карье­рой, которая учитывала бы особенности организации, ее возможности и мотивацию персонала — карьерный инжиниринг;

2. понимание особенностей собственной кадровой системы такой важной ее составляющей, как фактическая модель карьеры;

3. выявление и периодическое отслеживание мотивации персонала относительно карьеры.


Наши рекомендации