Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования.

Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования.

ЭТ- это фундаментальная наука, изучающая наиболее общие законы функционирования хозяйства.

Объект изучения экономической теории – это жизнь общества.

Предмет ЭТ – экономические отношения, складывающиеся в процессе экономического развития общества, а также закономерности этого процесса.

Методы:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода— рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования— предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Моделирование экономическое - воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование).

Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса и функция спроса. Графическая трактовка.

Спрос – это количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке данного товара в данный период времени при данных условиях.Факторы спроса : Основным является цена товара. Также выделяют ряд других факторов спроса, которые принято называть неценовыми.
К неценовым факторам спроса относятся: доходы потребителя, размеры рынка, инфляционные ожидания, наличие и цена заменителей, вкусы, мода и предпочтения, сезонность.

Закон спроса– это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.Теория спроса: Qd=a+b*Pd- функция спроса Закон: Pd=a/b-Qd/b

Ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Графическая трактовка. Предельная норма замещения (MRS). Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Графическая трактовка.

Ординалистская (порядковая) теория полезности согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

1. Аксиома полной упорядоченности

Эта аксиома исходит из того, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другим всегда может сказать, какой из них для него является предпочтительным или они оба равноценны. В порядковом подходе вместо слова "равноценность" обычно употребляется слово "безразличность".

2. Аксиома транзитивности

С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения или безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом: А>В и В>С, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (А>С).

3. Аксиома ненасыщения

Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.

4. Аксиома независимости потребителя

Степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

1. Кривые безразличия не могут пересекаться.

2. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.

3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

4. У кривой безразличия нет толщины

5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат

Предельная норма замещения — в микроэкономике это величина определяющая количество данного одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу.

Понятие отрасли. Оптимальный размер предприятия и структура отрасли. Типы рыночных структур. Рыночная власть. Конкуренция. Конкурентные стратегии. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, индекс Линда, индекс концентрации.

Отрасль– это часть производства, отличающаяся видом производимой продукции, предметом и орудиями труда,технологией и организацией производства. Каждой отрасли соответствует свой оптимальный размер предприятия. В маломасштабных отраслях с широкой дифференциацией продукции должны преобладать мелкие предприятия. Крупные корпорации характерны для крупномасштабных отраслей с малодифференцированной продукцией. Они позволяют осуществлять не только экономию на масштабах производства (технологическую экономию) за счет средних издержек производства, но и экономию на масштабах сферы деятельности, т.е. экономию на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Инструментами формирования крупных компаний являются интеграция, диверсификация, комбинирование. Структура отрасли - это совокупность предприятий, выпускающих продукцию одного назначения и являющихся реальными или потенциальными конкурентами.

Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования. - student2.ru Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования. - student2.ru

Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования. - student2.ru

Оптимальный размер предприятия и структура отрасли

Оптимальный размер предприятия - это размер, который обеспечивает минимальные средние долгосрочные издержки LRACmin

Таким образом, увеличение размеров предприятий ведет к снижению издержек на единицу продукции за счет снижения как постоянной, так и переменной их части. Но снижение издержек, называемое положительным эффектом роста масштаба производства, не может быть бесконечным. При достижении предприятием определенного размера снижение издержек замедляется, затем прекращается вообще и, наконец, вместо ожидаемого снижения начинается рост издержек на производство единицы продукции. Связано это с отрицательным эффектом роста масштабов производства. Укрупнение производства сопровождается снижением эффективности его управления. Это и является причиной повышения издержек.

Типы рыночных структур.Сов. конкуренция- тип рыночной структуры, при которой фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по издержкам. Для рынка сов. конкуренции кривая предложения в краткосрочном периоде представляет собой продолжение кривой предельных издержек. Прибыль для фирмы в сов. конкуренции =0

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Олигополия – тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж продавцов.

Чистая монополия- тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.

Монопсония – тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация рыночной власти у одного покупателя.

. Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска. Конкуренция— соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. "Захват рынка" — расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.
"Защита рынка" — воздействие на "своих" потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
"Блокировка рынка" — стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т.д.
"Перехват" - реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.
"Атака в лоб" (или фронтальная атака) — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового) для установления конкурентного преимущества.
"Прорыв" (или фланговая атака) использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши.
"Окружение" — постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.
"Следование по курсу" — минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.
"Сосредоточение сил на выгодных участках" — выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.
"Обход" — избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.
"Сохранение позиций" — поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво). Стратегии конкуренции - это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий:- ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке;- дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов;- фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании (табл. 9.1). На практике конкурентные стратегии требуют дополнений.Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (I) . При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Индекс Лернера в экономической теории - индекс, характеризующий степень монополизированности экономики. Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции И.Л. равен 0.Индекс концентрации Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.Индекс Линда Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия. Государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Покрытие дефицита бюджета:

выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Виды:

Циклический – результат действия встроенных стабилизаторов

Структурный – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости

Операционный – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию гос.долга

Первичный –разница между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу

Квазифискальный – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Последствия:

Переложение налогового бремени на будущие поколения.

Перераспределение доходов среди населения.

Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев[9].

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума[

Благосостояние и неравенство. Доходы и принципы их формирования. Социальная политика государства. Измерение степени неравенства в доходах: кривая Лоренца, коэффициент Джинни, прожиточный минимум, уровень и качество жизни.

Доход– общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг.

Выделяют следующие формы дохода, соответствующие основным трем факторам производства:

1. заработная плата – доход от фактора «труд», который достается наемным работникам;

2. рента – доход от использования природных ресурсов и земли, идущий собственникам ресурсов;

3. процент – доход от капитала, переданного во временное пользование.

Предприниматель, организующий производство, также претендует на свою долю, которая называется предпринимательским доходом и выражается в прибыли, которую рассчитывают в виде разницы между общим доходом и различными вычетами из него.

Дополнительной формой доходов для некоторой части населения выступают трансферты – односторонние платежи государства населению – пенсии, пособия по безработице, помощь многодетным семьям и др.

На протяжении жизни человека его доходы изменяются: в молодости они невелики, к 40-50-ти годам достигают пика, после 60-ти лет, в связи с выходом на пенсию, резко сокращаются. Такое последовательное изменение доходов в течение жизни человека принято называть жизненным циклом дохода.

Государство своей налоговой и социальной политикой может смягчить последствия сильной дифференциации доходов, устанавливая пособия многодетным семьям и одиноким матерям, осуществляя поддержку безработным и престарелым, оно может воздействовать на понижение уровня коэффициента Джини и выравнивание жизненного уровня населения рис. 33.2).

«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности (см. график 17.1).

Таким образом, если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».

Коэффициент Джинни: используют также и для выявления уровня неравенства по накопленному богатству, однако в таком случае необходимым условием становится неотрицательность чистых активов домохозяйства.

Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования. - student2.ru Уровень жизни– количество товаров и услуг, которое человек может себе позволить для удовлетворения своих материальных потребностей. С течением времени уровень жизни населения повышается. Его можно охарактеризовать различными количественными и качественными показателями: общим потреблением благ на душу населения, уровнем реальных доходов, структурой потребления, обеспеченностью жильем, медицинским обслуживанием, уровнем образования и др. ООН разработал специальную систему показателей, сведенных в двенадцать групп, по которым можно сравнивать уровень жизни в различных странах. Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике, уровень прожиточного минимума в развитых странах как правило выше, чем в развивающихся.

Институциональная экономика

Частная собственность.

Факторы, которые имеют значение для установления прав частной собственности:

1.Величина потерь, вызванных тем, что ресурс находится в общей собственности.

2.Характер переговорного процесса, в ходе которого происходят институциональные изменения или величина трансакционных издержек, возникающих при решении проблемы общей собственности. Зависит от серьезности перераспределительного конфликта.

3.Величина издержек спецификации и защиты прав собственности. Зависит от характеристик ресурса, на который устанавливаются права собственности (мобильный или стационарный ресурс).

а.) прямые издержки. Величина прямых издержек установления и защиты прав собственности возрастает с увеличением физической (материальной) базы ресурса.

б.) альтернативные издержки. Ресурс, который не поделен на части, переданные в собственность отдельным лицам, может создавать определенные выгоды, которые неизбежно будут утеряны в процессе раздела ресурса, находящегося в общедоступной собственности.

Выгоды:

а) наличие экономии от масштаба, которая достигается, если ресурс не разделен между пользователями;

б) снижение риска, достигаемое, если ресурс находится в общедоступной собственности.

Эта проблема появляется, когда два или более собственника ресурса имеют право исключать друг друга из пользования этим ресурсом, поэтому никто из собственников не может реализовать свое право использовать ресурс, следствием чего будет недостаточное использование ресурса, а в самом крайнем случае ресурс вообще не будет использоваться. Недостаточное использование ресурса произойдет вследствие того, что лица, владеющие правом исключения, не полностью интернализируют внешние эффекты, возникающие при реализации ими своего права исключения других лиц. Эту ситуацию можно назвать «моделью вето».

Контрактная теория фирмы

Характеристика контракта в неоклассической теории:

1. простота

2. полнота

3. определенность

Контракт – это соглашение, устнавливающее гражд. Права и обязанности сторон и оговаривающее сроки действия соглашения. Для институтов контракт – это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между 2-мя и более эк. Агентами посредством определния их прав и взятых обязательств и механизма их соблюдения (опр. Трансакц. Издержек). Полный контракт – контракт, который четко определяет, что должна делать каждая сторона при любых обстоятельствах и как распределить издержки и выгоды при любых случайностях.

· Причины неполноты контрактов:

· Ограниченность в предвидении

· Издержки осуществления расчетов и переговоров больше нуля

· Неточность и сложность языка, которым написан контракт

· Определенная деятельность или информация может оказаться непроверяемой в суде, поэтому стороны, заключающие контракт, оставляют в нем пробелы.

Сущетсвуют 3 типа контрактов, которые зависят от выбора механизма принуждения и соответствующего способа разрешения конфликтной ситуации: Классический- носит безличный характер и его отличительной особенностью является наличие четко оговоренных пунктов. Отличается дискретностью и презентативностью; возможна ситуация достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Неоклассический – долговременный контракт в условиях неопределнности. Является неполным, предполагает непрерывность отноешний между сторонами при возникновении конфликта до момента завершения сделки. Гарантом выполнения является 3-я сторона. Отношенческий – неполный контракт, предполагает сотрудничество сторон, гарантом является 1 или оба контрагента. Не подключают 3 сторону, потому что:

· Может пошатнуть доверие между сторонами

· Наличие 3 стороны не даст контрагентам использовать опыт предыдущих отношений

· Многие показатели, используемые контрагентами, могут быть непроверяемыми 3 стороной

Недостатки иерархии контрактов:

· У менеджеров внут. Подразделения недостаточно стимулов для макс. Прибыли

· Любая иерархия значит. Увеличивает бюрократич. издержки

Модель государства Д. Норта

В своей модели Норт представил государство в виде прави-

теля, цель которого — максимизировать свое богатство или свою

полезность. У этой модели есть три отличительные черты.

1. Государство обменивает ряд услуг, которые можно назвать

«защита и правосудие» на налоги.

2. Государство имеет право взимать налоги и при этом оно

пытается вести себя как дискриминирующий монополист.

3. Монопольная власть правителя, которая проявляется в

его возможности увеличивать налоги и произвольно менять права

собственности, ограничена, поскольку у правителя есть конкурен-

ты, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг.

Кто может выступать в качестве конкурента правителя?

а) Прежде всего это соседние государства. Граждане государ-

ства могут эмигрировать в другую страну, неся при этом опреде-

ленные затраты (выход — «exit»). В деспотическом государстве

это могут быть затраты, связанные с пересечением границы, в

том числе и гибель человека. Но и в демократическом государстве

граждане несут весьма значительные издержки в связи с эмигра-

цией. Необходимо отметить, что эти издержки значительно выше,

чем у работников, которые меняют место работы. Эти издержки

вызваны потерей специфических вложений в человеческий капи-

тал (знание родного языка, знание неформальных и юридических

правил своей страны, религия, национальная культура), которые

могут утратить свою ценность при эмиграции, а также специфи-

ческий социальный капитал (семейные, дружеские и деловые

связи, патриотические чувства и т.д.). Поэтому граждане страны

оказываются в большей степени «заперты» в своей родной стране,

чем, например, работники в фирме, и в этой ситуации у правителя

могут усилиться стимулы к оппортунистическому поведению.

б) Далее, это могут быть претенденты на власть внутри стра-

ны. Недовольные граждане могут свергнуть правителя и приве-

сти к власти его соперника, который также может предоставлять

услуги «защита и правосудие». В качестве подобных конкурентов

правителя могут выступать лица или группы, имеющие военную

силу (феодалы) или группы, обладающие ресурсами, необходи-

мыми для обеспечения военной мощи групп, рвущихся к власти.

Конкурентом государства в осуществлении функций специфика-

ции и защиты прав собственности может выступать также органи-

зованная преступность

27. Понятие институциональных изменений. Классификация институциональных изменений. Простейший механизм институциональных изменений.

Институциона́льные измене́ния — в большинстве направлений институционализма непрерывный процесс количественно-качественных изменений и преобразований разных политических, правовых, социальных и экономических институтов.

Институциональные изменения происходят в институциональной среде, но проявляются не на уровне изменений правил, а на уровне изменений институтов, функционирующих в данной среде и определяющих данную среду.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - составная часть процесса социально-экономического развития, выражающаяся в развитии и изменении социальных институтов. Институциональные преобразования лежат в основе смены общественно-экономического устройства и могут осуществляться как революционным, так и эволюционным путем. Изменения институтов могут быть связаны со сменой модели экономического развития, экономической стратегии и экономической политики, осуществляемой в рамках одной и той же экономической системы. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных социальных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, «правил игры» на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.

Мегатенденцией, определившей развитие системы социальных институтов в последние два десятилетия XX в., являются приватизация и дерегулирование. ООН характеризует приватизацию как «главный экономический феномен 80-х гг. во всем мире». В России на приватизированных предприятиях производится ныне 70% промышленной продукции. Дерегулирование ведет к смещению акцентов в деятельности государственных институтов: сокращаются прямые формы государственного вмешательства в экономику. Основной функцией государства становится создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Институциональные изменения состоят также в реструктуризации предприятий, в т. ч. традиционных базовых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, текстильной). Они включают стимулирование малого и среднего бизнеса.

В так называемой неоинституциональной экономической теории институциональные изменения являются одной из основных категорий. Концепция этих изменений развита американским экономистом лауреатом Нобелевской премии Д. Нортом. Он рассматривет институциональные изменения как процесс изменения формальных правил и неформальных отношений (традиций, общепринятых норм поведения, достигнутых соглашений между участниками сделки). Источники институциональных изменений, по словам Норта, надо искать во внешней среде, накоплении опыта и знаний и объединении этих моментов в мысленных (ментальных) конструкциях действующих лиц. Преднамеренные институциональные изменения - результат действий предпринимателей, которые сравнивают трансакционные издержки перестройки институциональной структуры с ее экономическим эффектом.

Эти институциональные преобразования зависят также от взаимодействия групп интересов, выражаемых государством и ветвями его власти. Неформализованная система взглядов и ценностей изменяется спонтанно, с различной скоростью, определяемой их происхождением и характером. Укорененные в традициях элементы общественного сознания (патернализм в России, нормы протестантизма в Западной Европе) изменяются чрезвычайно медленно.

Классификация институциональных изменений

Сегодня можно выделить два типа институциональных изменений: эндогенные и экзогенные. Эндогенными можно назвать такие трансформации институциональной структуры экономики, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов.

Экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными и чаще всего проявляются при импорте институтов. Импорт институтов возможен только тогда, когда вектор развития имеющихся “отечественных” институтов совпадает или, по крайней мере, не противоречит требованиям сознательно внедряемых институтов[1]. Экзогенные институциональные изменения осуществляются и в том случае, когда институты конструируются на основании мыслительных конструкций, идеологий и теоретических построений, которые нигде не существовали на практике. Примером этому может служить конструирование нового общества и новой экономики после Октябрьской революции в России 1917 года.[2]

Кроме того, все типы институциональных изменений, которые описаны в экономической литературе, можно сгруппировать так:

Инкрементные институциональные изменения, происходящие за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижает трансакционные издержки для членов группы.

Эволюция институтов, когда возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.

Революционные институциональные изменения. Обычно проявялются при экзогенном заимствовании институтов, или их “импорте”

Уровни институциональных изменений

Институциональные преобразования осуществляются на уровнях, которые представлены на схеме 3. Осуществление данных изменений возможно как в отдельной отрасли, так и в экономике региона в целом. Уровни могут быть разделены по следующим основаниям:

По источнику возникновения

Федеральные - инициирование которых осуществляется федеральными властями;

Федерально-региональные - инициируются федеральными и региональными властями совместно;

Региональные - осуществление которых предусмотрено только в данном регионе

По направленности реализации

Отраслевые - действие которых распространяется только на отдельную отрасль экономики страны и/или региона;

Корпоративные - действие которых распространяется на отдельные предприятия в данной отрасли.

7.2.2. Простейшая модель институциональных изменений

Итак, мы говорили о том, что одним из источников институциональных изменений является изменение относительных цен. Но цены меняются постоянно и поэтому возникает вопрос о том, когда изменения относительных цен ведут к институциональным изменениям, а когда их следствием является просто пересмотр контрактов в рамках действующих правил.

Простейшая модель институциональных изменений

Итак, мы говорили о том, что одним из источников институ­циональных изменений является изменение относительных цен. Но цены меняются постоянно и поэтому возникает вопрос о том, когда изменения относительных цен ведут к институциональным изменениям, а когда их следствием является просто пересмотр контрактов в рамках действующих правил.

Для дальнейших рассуждений нам потребуется опреде­ление институционального равновесия, которое дает Д. Норт: «Институциональное равновесие — это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контракт­ных отношений, образующих экономический обмен в обществе, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию отношений. Заметьте, что такая ситуация не означает, что все игроки довольны существующими правилами и контрактами. Она означает лишь то, что при данных относитель­ных издержках и выигрышах от изменения игры, которую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять игру» [Норт, 1997б, с. 111—112].

Агентами институциональных изменений являются пред­приниматели (экономические и политические), формирующие организации, которые являются их орудием. Индивиды, конеч­но, могут действовать и в одиночку, но могут и организоваться с определенной целью. Организованные группы способны к более концентрированному действию.

В институциональную структуру встроены стимулы, и они играют решающую роль в том, какие организации будут возни­кать, и какие знания и навыки они будут приобретать. Если ин­ституциональная структура общества поощряет криминальную деятельность, то будут возникать организации, которые исполь­зуют эти возможности максимизации прибыли. Если, наоборот наибольшую выгоду в данных институциональных рамках пред­приниматели могут получить от производственной деятельности, то будут возникать организации, которые станут инвестировать средства в приобретение знаний и навыков в этой сфере.

Поведение организаций, максимизирующих богатство, мо­жет принимать форму выбора в рамках существующих правил и ограничений, или проявлятся в виде попыток изменения самих правил и ограничений. Какое направление выберет организация, зависит от ее восприятия выигрыша. В современной экономике организации затрачивают ресурсы в обоих направлениях.

Рассмотрим теперь простейшую модель институциональных изменений. Относительные цены изменились, и одна из сторон, участвующих в обмене (это может быть обмен как экономический, так и политический) чувст

Наши рекомендации