Организационная структура управления ремонтным производством предприятия
Ремонт основных фондов на крупных и средних промышленных предприятиях выполняют следующие самостоятельные службы: главного механика,главного энергетика, главного прибориста и главного архитектора.Все эти службы образуют ремонтное производство(хозяйство) предприятия.На небольших предприятиях,в зависимости от объема ремонтных работ, может создаваться единоеремонтное хозяйство (служба) или другие варианты их объединения.Основной объем ремонтныхработ выполняет службаглавного механика – ремонтно–механическая служба (РМС). Организационная структура РМС определяется в зависимости отобъема ремонтных работ, специфики оборудования иего размещения, принятойформойорганизации ремонта.
Взависимости от размеровпредприятий и характера производства применяются следующиеорганизационные структурыуправления ремонтными службами:децентрализованные, смешанные и централизованные. При децентрализованной структуре управленияремонтно-механической службой (рис. 26) техническое обслуживание и все видыремонта технологического оборудования проводятся силамиремонтных подразделений входящихв состав производственныхцехов.
Присмешанной структуре управления (рис. 27) техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования осуществляются силами ремонтных подразделений основных цехов, а капитальный ремонт – ремонтно-механическим или другим специализированным ремонтным цехом.
При централизованной структуре управления все виды ремонта и технического обслуживания технологического оборудования выполняются специализированными подразделениями, входящими в состав централизованного ремонтного производства. Централизация ремонта улучшает качество обслуживания, поднимает производительность труда ремонтников, снижает себестоимость работ.
На небольших предприятиях все видыремонта, модернизацииоборудования и межремонтноеобслуживание выполняют ремонтно-механические цехи под руководством главного механика.
Для ремонта сложной техники все шире применяется фирменное обслуживание, которое берут на себя специализированные подразделения предприятия–изготовителя.Ониосуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводятвсе виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простойоборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы.
Выше рассмотрены организационные структуры ремонтного производства на примере ремонта технологического оборудования. Аналогичные организационные структуры могут быть в ремонтном производстве энергетического оборудования, энергосетей и коммуникаций.
Административное управлениецентрализованной ремонтно–механической службой осуществляет главный механик через своего заместителя и начальника ремонтного производства.
Функциональное управление возлагается на отдел главного механика, в состав которого входят: планово–экономическое бюро, бюро труда и заработной платы, конструкторско–технологическое бюро, производственно–диспетчерское бюро, группа планово–предупредительного ремонта. Такая организационная структура управления обеспечивает сосредоточение всей информации о состоянии ремонта оборудования, своевременную обработку и ее предоставление руководителям, принимающим управленческие решения.
Перспективным направлением совершенствования технического обслуживания средств труда, которое осуществляется на крупных предприятиях службами главного механика, главного энергетика и другими является создание комплексного производства технического обеспечения и ремонта средств труда (рис. 29). Это производство должно выполнять все виды ремонта оборудования цехов, установок, коммуникаций, КИПиА, зданий и сооружений предприятия и осуществлять надзор за их эксплуатацией, а также обеспечивать предприятие всеми видами энергии, водой, связью.