Развитие транспортной инфраструктуры как один из базовых элементов экономического роста и повышения качества жизни населения.

Транспортная система Республики Тыва представлена автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом. По состоянию на 1 января 2017 года общая протяженность автомобильных дорог Республики Тыва составляет 9099,73 км, из них федерального значения - 414,6 км (4,5 %), регионального - 3368,83 км (37 %), муниципального - 5316,3 км (58,5 %). Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 3658,3 км или 40,2 % от общей протяженности (федерального значения – 414,6 км, регионального – 2493,9 км).

Автотранспортный коридор. Важным достижением в решении транспортных проблем республики является перенаправление федеральной трассы М-54 «Енисей». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 975 участок автодороги Хандагайты – Госграница с Монголией (КПП «Хандагайты») принят в собственность Российской Федерации, постановление вступило в силу с 1 января 2017 года.

Перенаправление участка автодороги федерального значения М-54 «Енисей» на территории республики «Кызыл – Эрзин - Госграница с Монголией» на маршрут «Кызыл – Чадан – Хандагайты – Госграница с Монголией» с выходом на многосторонний пункт пропуска российско-монгольской границы Хандагайты-Боршоо придаст новый уровень существующих партнерских отношений Тувы и регионов Сибири с Монголией.

Подписано межправительственное Соглашение об изменении классификации автомобильного пункта пропуска (АПП) «Хандагайты (Россия) – Боршо (Монголия)» с двустороннего на международное пассажирское и грузовое сообщение.

Новое направление федеральной трассы вместе с приданием автомобильному контрольно-пропускному пункту «Хандыгайты» статуса многостороннего перехода, так же, станет основным выходом по международному транзитному коридору из Европейской части России в Китай.

Авиатранспортный коридор. Инвестиционный проект «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Кызыл)» является одним из важных мероприятий Плана социально-экономического развития Республики Тыва на 2015-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. № 678-р. Основным результатом реализации проекта является обеспечение безопасности полетов и возможности обслуживания в аэропорту современных воздушных судов, конечным результатом - расширение географии полетов через аэропорт «Кызыл».

Реконструируемая взлетно-посадочная полоса аэропортового комплекса г. Кызыла по техническим характеристикам может соответствовать международным требованиям, что позволит принимать такие воздушные суда, как Boeing 373, Airbus, ИЛ – 76,учитывая, что уже сейчас в воздушном пространстве над Тувой проходят более 20 международных авиатрасс.

Пропускная способность объёмов грузоперевозок только угля увеличится до 14 млн. тонн, пассажирооборота до 2,5 млн. человек в год. Объем внешнеторгового оборота достигнет 11,6 млн. долл. США.

Железнодорожный транспортный коридор. Строительство железной дороги – крупнейший инвестиционный проект за последние десятилетия на территории Республики Тыва. Проект предусматривает развитие природно-сырьевого потенциала Тувы, с перспективой промышленного вывоза минерального сырья за пределы республики, в том числе на международный рынок.

Проект железной дороги «Курагино – Кызыл» является одним из крупнейших российских инвестиционных проектов на территории Тувы. Строительство 400-километровой железной дороги через Саянские горы предполагается на условиях государственно-частного партнерства. Четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, правительствами Красноярского края, Республики Тыва и Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) о строительстве железнодорожной линии было подписано в феврале 2013 г. в рамках X Красноярского экономического форума. Дорога стратегически важна для развития угледобывающего комплекса и транспортной инфраструктуры региона, поскольку должна связать единую систему дорог с Элегестским угольным месторождением в Туве. Проект «Курагино – Кызыл» объединяет четыре объекта: Элегестское угольное месторождение в Туве, предполагаемое строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино с выходом на Транссибирскую магистраль, морской порт Ванино на Дальнем Востоке и электростанцию в Республике Тыва.

Общая протяженность железнодорожной линии - 410 км, из них: по территории Красноярского края 290 км, по территории Тувы - 120 км по долине реки Ээрбек. Будет построено 28 станций и разъездов, самая крупнейшая по всей дороге из них - станция Ээрбек. Максимальная масса груженных углем поездов составит 6 тыс. тонн, суммарные объемы ежегодных грузоперевозок до 15 млн. тонн.

Новые перспективы для развития экономических отношений между Монголией и Тувой открывают планы продлить проектируемую железнодо- рожную ветку Курагино – Кызыл через границу в Монголию. Предположительная протяженность железнодорожной линии Кызыл – Госграница по трассе Кызыл – Самагалтай – Эрзин – Цаган-Тологой составит 250 км.

В июне 2016 года руководители Монголии, России и Китая утвердили программу создания экономического коридора трех стран. Программа создания Экономического коридора Китай – Монголия – Россия предусматривает создание 2х проектов транспортной инфраструктуры с привязкой к Республике Тыва:

- «Западный железнодорожный коридор (Курагино - Кызыл – Хандыгайты - Боршо- Кобдо - Такешкен – район Хами - Чанцзи-Хуэйский автономный округ - Урумчи)»

- «Северный железнодорожный коридор (Курагино - Кызыл – Цагантолгой - Арцсурь - Овот - Эрдэнэт - Салхит-Замын-Удэ - Эрлянь – Уланчаб-Чжанцзякоу - Пекин - Тяньцзинь)».

Наиболее перспективным проектом для развития Республики Тыва является транзитный вариант по международному Северному маршруту, который может обеспечить дополнительный выход российской продукции на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для республики железнодорожный транзит может дать ежегодный прирост внутреннего регионального продукта до 22,8 миллиардов рублей, бюджетных поступлений – до 6,1 миллиардов рублей.

Стратегическая цель- формирование транспортно-логистического узла, являющегося опорным элементом международных логистических цепочек, ориентированного на экспорт транспортных услуг.

Задачи развития транспортного коридора Тувы:

1. Придание международного статуса аэропорту г. Кызыла для организации международных полетов воздушных судов и установления пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2. Придание автомобильному контрольно-пропускному пункту «Хандыгайты» статуса многостороннего перехода;

3. Реализация крупного межрегионального проекта строительства железнодорожной линии, обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва;

4. Создание транспортно-логистического центра в г. Кызыле (строительство складской инфраструктуры, создание пересадочного и перегрузочного транспортного узла).



Наши рекомендации